Полировка фонарей и иллюминаторов

Shy

Старожил
Собственно, все началось с этого эксперимента, проведенного ПЗ после многочисленных консультаций со специалистами.

http://pixs.ru/showimage/IMG2457jpg_4176265_282122.jpg

Это фрагмент выгоревшего на солнце фонаря Миг-25. Слева- то что было, справа - то что стало. Как я и предполагал, никаких особенностей в полировке по сравнению с моделями нет. По механическим свойствам - обычное оргстекло. Технология проста и рутинна:
Шаг1. Шкурка №40
Шаг2. Шкурка №150 (с водой)
Шаг3. Шкурка №600 (с водой)
Шаг4. Шкурка №1500(с водой)
Шаг5. Паста ГОИ
Шаг6. Автомобильная полироль Turtle Wax
Затем последовали испытания на Ту-144, которые тоже прошли удачно.

Процесс и результат:
http://aviarestorer.ru/forum/attachment.php?attachmentid=4297&d=1250509745
http://aviarestorer.ru/forum/attachment.php?attachmentid=4298&d=1250509745

http://s49.radikal.ru/i125/0908/b6/17d9e1ad98f1.jpg
http://pixs.ru/showimage/IMG2506jpg_5125327_287770.jpg


Немного теории: воздействие ультрафиолетового излучения (особенно на больших высотах) вызывает необратимые изменения в плексигласе, из которого делаются фонари и иллюминаторы. Внешне эти изменения выражаются в пожелтении всего тела фонаря, а также появлении микротрещин в поверхностном слое. Именно эти трещины вызывают помутнение. К счастью, от них можно избавиться без ущерба для неповрежденной части путем полировки специальными пастами и несколькими типами наждачной бумаги. Пожелтение при этом остается, но помутнение исчезает, фонарь выглядит как слегка затонированный. Конечно, трудоемкость процесса огромна. но результат того стоит.

Есть одно "но": после полировки обнажится неповрежденная часть плекса и процесс образования микротрещин пойдет дальше. Единственным средством, на мой взгляд, является покрытие плекса пленкой, защищающей от УФ-лучей непосредственно после полировки.

И еще, полировка иллюминаторов гражданских бортов осложняется тем, что они состоят из двух-трех стекол и отполировать их без разбора невозможно. Разобрать, а потом собрать их вполне реально, но это очень долго и трудоемко.
Поэтому предлагаю пока что отложить работы с иллюминаторами и вплотную взяться за пожелтевший фонарь одного из 25-х или 31-х МиГов, предварительно проведя еще один эксперимент на одном из кусков разбитого фонаря из отстойника.

Пасты ГОИ и ВИАМ нам передает Аэрофлот, химзащита закуплена. Мокрая погода процессу не помешает(с технологической стороны).
Предлагаю начать сразу после ДОД.
 

Shy

Старожил
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Отдельно по ТБ: при работе(независимо от пасты и инструмента) будет выделяться фтор и другие вредные вещества. Количество будет микроскопическим, но при продолжительном вдыхании и контакте с кожей может иметь последствия для здоровья. Поэтому работать строго в специальном респираторе(голубого цвета), перчатках и очках(очки для защиты от разлетающей из-под шкурки пыли и твердых частиц). Комбинезон и фартук также желательны.

Для ускорения процесса желательно закупить 2-3 шлифмашинки с соответствующими насадками
 

Борисыч

Активный участник
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Насадка для дрели - резиновый круг с "липучкой" - стоит около 90р. Круглые наждачки под "липучку" - по 10р за штуку.
Если это дело зарядить в шуруповёрт аккумуляторный - можно будет облегчить работу. Обороты большие здесь ни к чему. Остаётся одна "проблема" - заряда аккумулятора не хватит надолго при таком режиме работы шуруповёрта.
Если подтянуть к рабочему месту генератор и использовать дрель с регулировкой частоты вращения (именно такой в субботу пользовались при работе с люками) - будет нам щастье ))) - води дрелью по плексу, да побрызгивай водой из брызгалки.
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Конечно, трудоемкость процесса огромна. но результат того стоит.
Ну, не знаю, насколько она огромна. Крайний иллюминатор я под проливным дождем вручную отполировал за полчаса. Не стоит сгущать краски. Фонари МиГов бригада МиГов (буде таковая соберется) отполирует в параллельном режиме. В следующий рабочий субботник предлагаю договориться вчетвером, каждый возьмет по 2 иллюминатора (по полчаса соответственно) и того до обеда мы вполне сможем полирнуть сразу 8 штук. Откладывать в долгий ящик не вижу смысла. Наоборот, навалиться, сконцентрировать силы и побыстрее закончить дело. Зимой будем потихониьку снимать облицовку, вынимать внутренние стекла и чистить/полировать то, что останется. Повторюсь, сложностей никаких, главное желание.

Насчет шлифмашин. Хочется и колется. Малярный скотч не хочет защищать краску от шкурки. Заезжать наждачкой за границы стекла нельзя - краске сто лет в обед, стирается на раз :-(

Паста ГОИ в твердой консистенции произвела отрицательное впечатление. Та, что у меня была дома - жидкая, хорошо пропитывает инструмент (войлок/фланель...) и создае хорошее трение. Твердая вообще ни на что намазываться не желает :-( Мож правда, керосином ее?!
 

Борисыч

Активный участник
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Паста в твердой консистенции (брусок) наносится на вращающийся войлочный\матерчатый и т.п. круг. Часть материала (пасты) при этом в виде пыли разлетается во все стороны...
Думаю, имеет смысл попробовать небольшой кусок растворить в том же керосине и испытать на образце. Насколько помню, подобные пасты изготавляются на основе жирных кислот с добавлением абразива мелкой фракции (осадки солей или окислов (?)).
 
Последнее редактирование модератором:

Константиныч

Старожил
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

окись хрома основа пасты ГОИ(оттуда и цвет) Я помню- смачивал слегка керосином или уайт-спиритом и тёр ею войлок, суконку или ремень. Мне всегда казалось, что как раз избыток пасты не нужен, у меня есть какая-то пастообразная современная(скорей всего разбодяженная твердая) но она мне совсем не нравится по сравнению с твердой. но это касательно работы с металлом, может, для плекса всё иначе.
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Я попробовал вновькупленную твердую на маленьком фонаре от модели и тоже не в восторге. С жидкой приятнее. Эта крайне плохо намазывается. Обязательно попробуем керосином ее разжижить.

ЗЫ. У меня мало трафика осталось. Кто может, поищите плиз какие ценные советы по работе с твердой пастой ГОИ. Мож я чего не понимаю....
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Там еще какие-то подразделы есть или это прямая ссылка?
Пока нашел только один интересный момент:

Смазочные материалы, применяемые для притирки, удерживают абразивные зерна на обрабатываемой поверхности, т. е. ускоряют процесс снятия слоя металла и охлаждают деталь.

И какие смазочные материалы применять для полировки плекса?

Я на моделях использовал зубной порошок с каплей подсолнечного масла. Но он грубее ГОИ и её я после него все равно использовал.
 

ALLEGG

Старожил
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Всегда пользовался твёрдым войлоком,результат хороший.В ход шли старые валенки.Паста ГОИ наносится великолепно. Есть ещё паста в тюбиках с алмазной пылью,тоже неплохое средство
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Полировка фонарей и иллюминаторов

Товарищ реставрирует раритетные авто, был у нас в гостях. Советует такую технологию применять:

Так, значит, вот ссылка:
http://www.sibcolor.ru/catalogue.php?mid=24&gid=63
Тебе надо -
3M 09374 КРУПНОАБРАЗИВНАЯ ПАСТА №1
3M 09376 НЕАБРАЗИВНАЯ ПАСТА ДЛЯ БЛЕСКА №3
3M ПОЛИРОВАЛЬНИК ДЛЯ АБРАЗИВНОЙ ПАСТЫ (им можно и неабразивную пасту №3)

Машинка выглядит примерно так -
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image - проще не угловую, а ту, которая с двумя ручками по бокам. Ну в прочем это или из того, что есть, или на вкус и цвет.

Еще ведро с теплой водой и тряпку - смывать и смотреть и промывать полировальные круги по мере работы.
Круг надо смочить (но не сильно) водой. Нанести на него немного пасты и вперед. Большие скорости давать не надо. Все делается на относительно малых скоростях (скоростях машинки в смысле).
 

Equilibrist

Участник
Сильно не пинайте, если скажу ерунду, но не проще изготовить новые иллюминаторы из обычного стекла? Полировать не нужно, форма у них вроде не очень сложная, ультрафиолет стекло не пропускает...
 

Shy

Старожил
Пинать не будем, скажем просто - попробуй :)
 

Eduard

Старожил
Equilibrist, надо понимать, что тут не автомобиль, а самолет, предназначенный для достаточно больших высот и скоростей, поэтому стекло иллюминатора весьма капитально вмонтировано в борт самолета. Это не автостекло на резинке или пусть даже клееное - тут посложнее проблема будет.
 

_ПЗ_

Старожил
Будем пробовать. Приеду - проштудирую устройство иллюминаторов и возможные варианты решения проблемы.
Хе-хе...
"По обоим бортам фюзеляжа в зоне пассажирских салонов размещены 68 окон эллиптической формы, по 34 на каждом борту.
Окна (иллюминаторы) выполнены из трехслойных пакетов органических стекло (фиг. 1.26). Наружное стекло - термостойкое, служит тепловым экраном; среднее - силовое, принимает нагрузку от разности давлений, и внутреннее стекло служит для снижения температуры от кинетического нагрева в пассажирском салоне.
Наружное стекло и силовое стекло с вложенной между ними сварной рамой составляет единый пакет, поступающий на сборку в готовом виде вместе с штуцерами системы сообщения с атмосферой. Герметичность пакетов обеспечивается резиновыми прокладками и герметиком У-2-28 "виксинт". Наружное стекло по периметру с внешней стороны имеет кольцевую выборку (фальц) для герметика, имеющего адгезию только к стеклу. Пакет крепится к оконной панели прижимом и 6-ю болтами. Внутреннее стекло крепится прижимом, чашей и шпингалетами к общему пакету. Герметичность обеспечивается двумя резиновыми профилями.
Воздушная прослойка между внутренним и силовыми стеклами продувается динамической вентилляцией.
Для удобства предусмотрена унификация стекольных пакетов, для чего они разбиты на отдельнеы группы с указанием возможных мест их установки на фюзеляже".
 

Equilibrist

Участник
Equilibrist, надо понимать, что тут не автомобиль, а самолет, предназначенный для достаточно больших высот и скоростей, поэтому стекло иллюминатора весьма капитально вмонтировано в борт самолета. Это не автостекло на резинке или пусть даже клееное - тут посложнее проблема будет.
Это я все понимаю, но исхожу из того что в нашем случае это экспонат и он должен хорошо выглядеть и долго храниться, а скорости и высоты ему, скорее всего, уже не грозят...
В любом случае надо проанализировать все варианты и выбрать максимально приемлемый со всех точек зрения. Просто периодическая полировка оргстекла, да простят меня те кто добросовесно ее делает, ИМХО это изврат.
Если не получится внедрить стеклянные иллюминаторы то прийдется подумать насчет покрытия оргстекла после полировки защитным лаком, предотвращающим попадание ультрафиолета на само оргстекло...
 

Equilibrist

Участник
Хе-хе...
"По обоим бортам фюзеляжа в зоне пассажирских салонов размещены 68 окон эллиптической формы, по 34 на каждом борту.
Окна (иллюминаторы) выполнены из трехслойных пакетов органических стекло (фиг. 1.26). Наружное стекло - термостойкое, служит тепловым экраном; среднее - силовое, принимает нагрузку от разности давлений, и внутреннее стекло служит для снижения температуры от кинетического нагрева в пассажирском салоне.
Наружное стекло и силовое стекло с вложенной между ними сварной рамой составляет единый пакет, поступающий на сборку в готовом виде вместе с штуцерами системы сообщения с атмосферой. Герметичность пакетов обеспечивается резиновыми прокладками и герметиком У-2-28 "виксинт". Наружное стекло по периметру с внешней стороны имеет кольцевую выборку (фальц) для герметика, имеющего адгезию только к стеклу. Пакет крепится к оконной панели прижимом и 6-ю болтами. Внутреннее стекло крепится прижимом, чашей и шпингалетами к общему пакету. Герметичность обеспечивается двумя резиновыми профилями.
Воздушная прослойка между внутренним и силовыми стеклами продувается динамической вентилляцией.
Для удобства предусмотрена унификация стекольных пакетов, для чего они разбиты на отдельнеы группы с указанием возможных мест их установки на фюзеляже".
Вас понял! Я что-то похожее преполагал, все таки понятие какое-то имею да и инженер какой-никакой с двумя высшими, но таких подробностей не знал. Мне просто хочется, по возможности исключить периодическую полировку ибо это адский труд, а паста ГОИ - канцероген.
Я думаю что, если невозможно сделать замену стандартному пакету из стекла, или дополнить его еще одним слоем обычного стекла, то нужно подумать как сохранять полировку, например наносить защитный лак на полированную поверхность для препятствования доступа к ней ультрафиолета.
 
Вверх