Операция "азот" приняла такие формы. Имеем 15 воздушных баллонов и 1 кислородный - проведена ревизия. Shy не просто так техническим директором считается, поставил вопрос о том, что собираемся качать, в каком объеме, каким давлением, соответственно, потребность в соединительной арматуре. А заправить баллоны или поменять их - вопросы решаемые.
Я всю жизнь по наивности думал, что директор ставит подчиненным задачи, а вопросы по текущим планам, что заряжать, когда, чем, задают ему они как самому знающему.
Ну, раз такое дело, вставлю свои пять копеек.
Как я уже раньше говорил, у меня в мечтах зарядка амортизаторов Ту-144 азотом. Объем в документации не указан, рабочее давление 60гк/см2. Для стоянки, думаю, хватит и половины. На 77115 заряженные амортизаторы без уродливых гетр стоят по 3 года без перезарядки. Нам хватило бы поддувать хоть на время ДОД, чтобы он весело качался и блестел хромом, а не ржавыми гетрами. У меня лежит комплект новых зарядных клапанов для него. Но это пока мечты, т.к. задача сложная и решать ее надо поэтапно, желательно не в одиночку.
А вообще-то у нас практически все экспонаты спущены в ноль. Даже вновьприобретенный с большой помпой и свежепокрашенный Як-130, едва не чиркает, амортизаторы спущены до упора. Думаю, давление там то же, а объем скорее всего - несколько литров.
Сейчас ребята по-взрослому (хочется верить) взялись за вертолет. Аналогично - стойки спущены в ноль.
Продолжились работы по Як-17. Та же картина.
Су-24М - на горбу бетонный блок, одна стойка спущена в ноль, состояние амортизатора требует осмотра и выявления возможности зарядки.
Ил-62 - аналогично.
Фонарь задней кабины МиГ-31, что открывается на ДОД заклинен, для открытия требуется давление в пневмосистеме. Foxhound знает лучше, что к чему. Вообще, открывающийся с плавным шипением фонарь, ИМХО, куда интереснее, чем выдернутый руками с помощью известной матери.
Аэросани "Север" требуют сжатый воздух для попыток запуска двигателя. Подробностей не знаю.
Ну и далее со всеми остановками.
====================
Что мы имеем на сегодня?
Куча древних баллонов, представляющих собой металлом. Они занимают место в ангаре, а весит каждый килограмм по 50. Таскаем их с места на место, не зная, что с ними делать.
Куча авиационных шлангов высокого давления самого разного диаметра и назначения. Валяются редуктора, клапана, переходники, в ассортименте. Что откуда и зачем - неизвестно.
Олег "Гаврик" сообщал, что привез комплект арматуры для зарядки амортстоек. Что там конкретно и где оно, я не видел.
Есть возможность пригласить на час-два, специалиста либо с Чкаловской, либо из ЖЛИиДБ, а Transit сообщал, что есть возможность пригласить его коллегу из Внуково для инспекции оборудования и проведения мастер-класса по работе с пневматикой высокого давления. Лично я сам с наскока за это не возьмусь, хотя на работе иногда приходится работать с пневматическими рулями ракет через пневмоарматуру и пневмопульт с давлением 50 - 150 атм. Ощущения не самые приятные, но при наличии опыта, все решаемо. Считаю, кидаться в крайности не нужно, к проблеме надо подходить поэтапно.
Лично я на немедленной зарядке баллонов во что бы то ни стало, не настаиваю. Однако, я считаю, что пока цены доступные, нет никакого смысла держать в рабочей зоне металлом старых баллонов, от которых один геморрой. Через пару-тройку лет нас реально припрет, но тогда платить придется уже другие деньги. Если желания всерьез заняться пневматикой, не имеется, то вопрос можно закрывать. Такие вещи надо поднимать коллективно.