Ту-144

_ПЗ_

Старожил
В субботу на 77106 прошло сразу две интересных встречи.
Во-первых, нас посетил Герой России, заслуженный летчик-испытатель ОКБ П.ОСухого, С.Л.Богдан (Т-50, Су-35) в составе компании друзей. Вот его памятное фото в кабине Ту-144:


Надеюсь, эта встреча с таким заслуженным человекм, не будет последней. Контактной информацией мы обменялиь, постараемся наладить выгодные для музея связи.

Вторя субботняя встреча претендует на призовое место за всю историю нашей деятельности в музее.
Благодаря общим знакомым в ЖЛИиДБ фирмы А.Н.Туполева, нас посетил С.П.Авакимов. Этот человек в 1970е годы был ведущим инженером по испытаниям Ту-144 СССР-77106, а также целого ряда других машин этого типа. Принима непосредственное участие в организации пассажирских перевозок (напоминаем, в этом году 40-летие этого события) и про наш самолет знает буквально всё.

Сергей Петрович приехал не с пустами руками. Нам был преподнесен подлинник РЛЭ (руководство по летной эксплуатации) Ту-144 №04-1 (рег. СССР-77106), то есть, нашего конкретного самолета. Оно таки нашлось:



На первой странице книги - автографы участников первого технического рейса "Москва- Алма-Ата"! Фото будут позже.

Сергей Петрович осмотрел самолет и поведал много интересного, зачастую опровергая официальную историю. В частности, он сообщил:

1. Наш самолет был построен не в 1975г, как это приведено во всех официальных источниках, а в 1974г. Однако после перегонки в Жуковский самолет был разобран и переделан с учетом всех последних на тот момент доработок. Он получил новые усиленные по результатам Парижкской катастрофы консоли крыла. Новый киль и хвостовую часть с дополнительными балансировочными топливными баками, что в свою очередь, вызвало необходимость установки тех самых дополнительных баков в переднем багажнике. 10т добавили в хвосте и 10т потребовалось добавить для их уравновешивания впереди!

2. Наш самолет использовался не только для отработки второстепенных бортовых систем, как это написано в авторитетных публикациях. Именно на 77106 была выполнена основная сертификационная программа. Именно он первым в СССР получил сертификат летной годности по Временным Нормам Летной Годности Сверхзвуковых Самолетов. Очень хотелось бы найти его в архиве и сделать копию в рамочку!

3. В ЦМВВС наш самолет был перегнан не 29 февраля 1980г, как это везде написано, а 1 марта 1980г, т.к. в течение зимы его подготовить не успели. Согласно воспоминаниям С.П., в этот день зима как раз решила внезапно кончиться и укатанное летное поле в Монино начало развозить. Летчик-испытатель Воронченко сделал один пробный проход, на втором выпустил тормозной парашют еще в воздухе и совершил благополучную посадку на грунт. Однако, это была для него не первая такая посадка. Первый раз на грунт его посадили во время одного из технических рейсов в Алма-Ату, где ВПП до этого была удлинена и произошла путаница с огнями, экипаж сел с недолетом на грунт и лишь потом вкатился на бетон.

Также мы услышали еще очень много подробностей и нюансов испытаний и эксплуатации Ту-144 вообще и 77106 в частности. К сожалению, довелось Сергею Петровичу поучаствовать и в прекращении пассажирских перевозок на этом типе самолетов в 1978г. Именно он руководил подготовокой к очередному рейсу, и лично получил от А.А.Туполева указание сначала отложить, а потом и вовсе отменить вылет...

Все это заслуживает пера более серьезных авиационных историков, чем мы. Формат Интернет-отчетов вряд ли позволяет вместить весь объем полученной информации. Но мы надеемся еще увидеть Сергея Петровича в музее и пообщаться более детально!

P.S. Проводив всех гостей, мы наконец смогли собрать злополучную РЛС!




Теперь она стоит почти в центре музейного поля к вящему неудовольствию музейщиков. Сами они не нашли ей другого места, кроме как в "отстойнике" (то есть на музейной свалке). Кабину вскрыть пока не получилось, электропривод еще будем обследовать.
 

_ПЗ_

Старожил
Нам прислали полетный лист с последнего перелета Ту-144 77106 в Монино!
Полетный лист таки подписан 29 февраля 1980г. Полет проходил на Vпр=350км/ч с выпущенным шасси и передним крылом, с опущенным в посадочное положение носом.
 

_ПЗ_

Старожил
В субботу установили муляжи цифровых индикаторов мгновенного расхода топлива, о которых шла речь ранее.
IMG_20170923_124453.jpg


Корпуса напечатаны на 3D-принтере, стекла и сделаны вручную из подручных материалов. В перспективе, помле небольшой переделки возможно сделать подсветку какой-нибудь цифирьки на них.

IMG_20170923_124819.jpg


Оригиналы выглядят так:
1293936-Ульяновск.jpg

IMG_5261.JPG
 

_ПЗ_

Старожил
Молодежь организовали на расчистку панелей пола в третьем салоне. С прошлого года работа по подготовке к укладке ковролина у нас простаивала. В субботу ребята отмыли еще 5 панелей. Суммарно, примерно половина салона избавлена от налипших наростов гнилого поролона, который годами сыпался с кресел и втаптывался в пол.
IMG_20170923_130413.jpg


Сергей заканчивал окончательный монтаж проводки к светильникам в кабине.
IMG_20170923_134423.jpg
 

_ПЗ_

Старожил
В минувшее воскресение на Монинском Ту-144 снова снимали кино. Продолжение было сегодня. Спасибо Владу, Андрею и всем, кто перекраивал свои планы, отпрашивлася с работ и примчался в музей оберегать экспонат. Мы помним, чем оборачиваются бесконтрольные съемки. На этот раз, Ту-144 снимался в роли самого себя для некоего сериала (хотя название самолета там фигурировать не будет).
image-0-02-05-b6dc73a0d052e51c737ccf79068b504648bda0f64774045b4de1f7d5f363a82a-V.jpg


Съемочная группа к счастью, вела себя адекватно, обошлось без ущерба.
image-0-02-05-a7d3f1b2edf7dabab97c00801dc838722ff17289e4312c54ce3adbc56e8b251e-V.jpg


Чем смогли, помогли им в качестве неофициальных консультантов. Одолжили пару шлемов из нашей коллекции. Чего не сделаешь ради высокого искусства.
image-0-02-04-8849329daa50bfc0758f38c317bcb051fa558dfa452af5158bb55f46319954a4-V.jpg
 

_ПЗ_

Старожил
В субботу полдня потратил на приведение в порядок салонов после экскурсий и киносъемок. До конца так и не ликвидировал последствия. Надо будет перетащить на место осушитель, вернуть хвостовую розетку 220В, кое-что прибрать еще. А главное, после экскурсий во 2м салоне каким-то образом сдвинуты с фиксаторов спинки кресел. Многие теперь в полулежачем положении. Непонятно, как это получилось. Придется разбираться, так оставлять нельзя.
 

_ПЗ_

Старожил
Повесил в салоне камеру видеонаблюдения, подаренную Эдвином. А снаружи самолета еще две наклейки "Ведется видеонаблюдение", любезно напечатанные Егором. К сожалению, самолет уже весь мокрый и остальные приклеить не получилоось.
 

_ПЗ_

Старожил
Далее, продолжили наконец, реставрационный проесс. В час по чайной ложке.
Спасибо Нине, любезно согласившейся помочь. Благодаря ей, удалось отмыть еще несколько панелей пола для дальнейшей укладки ковролина в третьем салоне.
IMG_20171014_150912.jpg
IMG_20171014_150919.jpg
 

_ПЗ_

Старожил
В оставшееся время вместе с Гаджи наконец приклепали ушки для декоративного лючка в потолок салона "люкс". Сам лючок был утрачен. Реплика изготовлена заново Алексеем с ЛИК "Сухого", но крепежей на ней не было. Пришлось нам самим взяться за пневмомолотки. Вот результат:
IMG_20171014_165759.jpg


На зеленом компрессоре совсем развалился автомат, который некогда временно приспособили в качестве выключателя. Не хотелось бы вновь просить Сергея заниматься такими вещами, но без него, похоже, кого-то скоро убьет током :(
 

_ПЗ_

Старожил
Совсем у нас работа чахнет. И так энтузиастов не найти, теперь еще и Паша шашкой машет.

Чтобы не дать процессу остановиться совсем, в свободное от субботников время занимаюсь реконструкцией очередного исчезнувшего навсегда пульта. Так он выглядел в оригинале:
IMG_5266.JPG



До нас от него дошла только задняя крышка, брошенная вандалами в салоне. По результатам обмеров посадочных мест, нарисовал 3D-модель лицевой панели, которую Вадим из Ногинска безвозмездно отфрезеровал нам на станке с ЧПУ. Ее я отдал в гальванический цех на работе, где ее анодировали. Сейчас она выглядит так:
Инд_расх_1.jpg


Следующий этап - грунтовка и покраска.

Также сделал 3D-модели пластмассовых деталей начинки. Сейчас ищу варианты распечатать на 3D-принтере.
 

пуфик

Старожил
На зеленом компрессоре совсем развалился автомат, который некогда временно приспособили в качестве выключателя
Если разговор об стандартных автоматах то несколько месяцев назад с Костей заехавшим ко мне домой за моющим пылесосом я передал автомат в комплекте с боксом для него. По памяти вроде бы он был на 16 А. Если нужен спросите у него кому он его передал на хранение.
 

Гаврик

Старожил
Да ну даже смешно... у нас нет 100 рублей на покупку автоматического выключателя?
 

_ПЗ_

Старожил
На покупку есть, на установку нет. Платного электрика вызывать?
 

_ПЗ_

Старожил
Сложность деталей на фото выше. Черная рамочка уже есть. Остаются кнопки.
 

Гаврик

Старожил
Платного электрика вызывать?
Поменять автомат - не требуется участие высококвалифицированного электроинженера с допуском... Дел - на минут десять. Даже я смогу. ;) Справится любой, кто может держать отвёртку в руках, и крутить её в нужные стороны.
 
Вверх