Ил-10М

ALLEGG

Старожил
Добрался до интернета.Ну собственно начну. Загнали Ил-10М в ангар,отстыковали плоскости,сняли закрылки,элероны открыли капоты для внимательного изучения состояния пациента.Вопрос ставился таким образом-какая глубина реставрации целесообразна в ближайшее время? Аппарат нужно сделать к 100 летию ВВС.Для этого пришлось заглянуть практически везде.



Все крыльевые дела уложили на столы позади Илюхи.Обратите внимание на БАНО. Левый огонь зелёный. Не авиаторы делали?



Ободрали с рулевых поверхностей всякое тряпьё,показался скелет руля.Вроде всё целое.



Осмотрели на предмет дефектов фюзеляж,оперение,центроплан,кабину,двигатель.
Первое, что порадовало - двигатель все таки есть и он не может не есть...ам ам .И имя ему АМ-42.



Это дальнейшая,более глубокая модификация двигателя АМ-34, АМ-38, которые ставились на самолётах МиГ-3, Ил-2 и Ил-10 более ранних модификаций.За счёт наддува мощность была доведена до 2000 л.с. Кому интересно лезем http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%CC-42. Вот собственно и сама турбина наддува.Оказалась на месте.



Дренажная труба маслосистемы ,идущая от пеногасительного маслобака в редуктор, патрубки системы охлаждения.За силовым шпангоутом(который , как мне показалось,сделан из наборной фанеры)находится расширительный бак.Его состояние мне выяснить пока не удалось.



Сам мотор двухрядный,V-образный, 12 циллиндровый,жидкостного охлаждения, с четырьмя бескамерными карбюраторами К-42БПА.На фото видно 4 карбюратора в наличии,блок приводов управления дроссельными заслонками и впускные коллектора присутствуют.



Вот ещё пара ракурсов.



В центре два слоёных фанерных ложемента.На них когда то крепился пеногасительный бачок маслосистемы.




Порадовало и присутствие двух маслобаков по обе стороны мотора,наличие свечей и высоковольтных проводов(возожно пустых экранов,читаем дальше).



На следующем фото коробка агрегатов с регулятором числа оборотов Р-7А есть и компрессор АК-50. На фото он не виден.



Масляный насос



Бензонасос БНК-10



Полностью отсутствует гибкий маслопровод,шланги,дюриты.В маслотрубках сгустки типа пластилин. На фото видно,что патрубки маслобака и корпуса фильтров заглушены черенком от лопаты.На этой же фото видно пустое посадочное гнездо магнетто(выкрашено голубым) и пустая болтающаяся белая кишка от жгута высоковольтных проводов. Оба магнетто Отсутствуют.Тип БСМ-12ЩУ-18.Так же не нашёл пусковые катушки КП 4716.



Типы агрегатов пишу с мыслью, что кто нибудь, когда нибудь прочитает и скажет...ёпт, а у меня в гараже есть генератор ГС 10-350М или ГС-500...А нука отдам безвозмездно!!!!Так и соберём с миру по нитке.Кстати генератор на самом деле отсутствует .На фото посадочный узел.



Фото поддона картера.



Есть топливный бак,но нет топливопроводов.Топливомер разбит (на фото).



Запуск двигателя осуществляется сжатым воздухом,при этом в наддувочный воздух подаётся топливо для упрощения запуска. Всё что есть на самолёте,это те самые топливные трубки на движке.БОЛЬШЕ НЕТ НИХРЕНА.Нет связи с кабиной,ни проводки,ни приводов,ни проводов. Не обследовал мотор на предмет состояния системы охлаждения.Не идентифицировал помпу. В общем картина и так понятна.Переходим к кабине. Кабина представляет больше полумакет. Напрочь отсутствует РУД,нет следов от двух лебёдок аварийного выпуска шасси и щитков(системы тросовые).Вся левая панель внутри пустая.Так как на самолёте полностью выдрана вся пневмосистема.А это уборка-выпуск закрылков,шасси,запуск двигателя,тормоза и так по мелочи.На фото гнёзда от воздушных рессиверов...это всё что осталось от пневмосистемы...Есть гидроцилиндры выпуска шасси и щитков с ветхими шлангами...



Цетральная панель приборов макетного характера.Приборы вроде есть.Не могу пока оценить соответствие действительности,но сзади панели отсутствует электропроводка.Только пустые ШР.



Фото левой панели.Нет РУД,нет пневмотрубок.Сгнил привязной ремень.Кресло тоже требует вмешательства в свою судьбу.Сказывается разбитый фонарь.



Центральная панель. Выдранные часы.



Правая панель.



Остекление кабины на 75% подлежит замене.На фото жалкое подобие бронестекла(два плекса и между ними грязь,пыль)



Откидная крышка фонаря.



По планеру.Общая ситуация средней тяжести.Сказалось длительное нахождение на открытом воздухе.Надеюсь после ремонта Илюха укатит на свою собственную жилплощадь в крытый ангар.Внутри есть очаги коррозии.







Состояние ЛКП среднее.Местами краска просто выцвела,местами потрескалась.

Остальные фото закинул на Яндекс,вот ссылка: http://fotki.yandex.ru/users/hal-70


Общий итог по осмотру:

Реставрация двигателя до состояния запуска на данный момент не рассматривается. Это долгий и трудоёмкий процесс для группы соратников. Так как Илюха после реставрации уходит в крытый ангар,то запуск двигателя на нем необязательная процедура для показа посетителям. К тому же есть подозрение,что двигатель,или редуктор словили клина. Винт не проворачивается наглухо. Если будет время,средства и желающие,я думаю можно в будующем заняться данным вопросом. Но пока принято решение очистить его от старой краски в доступных местах,загрунтовать,выкрасить,возможно под лак. Поменять остекление кабины. То есть просто придать ему бодрый внешний вид. Если найдутся желающие,можно заняться внутренним убранством кабины. Один я до августа не успею. Там нужно сдергивать панели,реставрировать приборы и красить всё заново. Далее буду пытаться держать вас в курсе всех работ. На данный момент начата очистка от старой краски. До аллюминия весь планер обдираться не будет. Там,где старая краска лежит ровно,нет шпатлёвки и нет трещин и бугров,пройду матовкой.По теплу подкинем смывочки на борта.Проблемные места будут обработаны более тщательно.
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
Начаты работы по очистке от от старого ЛКП.Как оказалось, краска многослойная и местами слой очень толстый.Местами шпатлёвка. Пробую разные способы зачистки.Вроде руку набил,осталось набить морду.




Всё делается под бдительным наблюдением руководящих структур.

Ободрал Звезду.
Кстати , обратите внимание, на второй фото винт с лопастями обратного шага.Думается, тогда реверса винтом ещё не придумали. :)))) Илья Сергеевич явно не доволен сиим фактом.Оно его раздражает как больной зуб. Я ему сказал,что исправим.
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
Яндекс подкинул такие варианты раскраски





и





Но опять же это Ил-10 45 года.У нас модификация "М". Борт постройки 1953 года. Их было выпущено около полтораста штук. Если не прав,поправьте. Может кто имеет варианты колора именно ЭМ-ки?
 
Последнее редактирование модератором:

Geezer

Старожил
Олег, а серийный номер под слоем старой краски отыскать не удалось пока? Один ли это самолет или сборная солянка из нескольких?
В учетной карточке экспоната указано, что самолет поступил в музей с предприятия п/я-648 в июне 1959 года. Без формуляров или иных документов, в разобранном и неисправном виде. Восстановлен в музее бригадой техников во главе с А.М. Мансуровым.
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
Надо бы знать,в каком месте он должен быть.Самому интересно посмотреть историю самолёта.Очень похоже,что планер целостный.Наживленные гайки на силовых болтах крепления плоскостей говорят,что плоскости либо отдельно ехали,либо экспонат таскали по выставкам,что более вероятно.Винты стыковочных лент поддались легко.Их открутили за час-полтора ручными отвертками.Что указывает на вышеописанный случай.С 59года они под открытым небом должны были врости в гнёзда.Очень похоже двигатель либо поставили другой,либо он пришёл отдельно.Заглушки на маслопроводах наводят на мысль,что так и было.Постарась со временем заглянуть везде.
 

Geezer

Старожил
В 1991 ом году самолет передавали на какую-то выставку на временное хранение. Об этом есть приписка в учетной карточке.
 

ALLEGG

Старожил
А ещё я поправил выше - БАНО,левое, зелёное и похоже не родное. Зелёный огонь должен быть справа по полёту. Делалось не спецами.И вообще у меня сомнение по поводу его наличия.Кто знает?
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
Собственно работа продолжается. Уже готово вот сколько.




При очистки изучил слои предыдущих покрасок. Слоев краски два и под ними грунт.Крайняя покраска наносилась без грунта на старую краску. Поэтому в некоторых местах забугрилась и потрескалась.Я принял решение чистить самолёт полностью.Пусть это сложнее,но это стоит того. Заводской окрас был хаки с коричневыми пятнами комуфляжа. На картинках выше есть такой вариант.Совпали во мнениях с АВ, что белый бы смотрелся нехило. Но вряд ли руководство одобрит.
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
Узнавал по бронестёклам. Стоимость зависит от толщины.Если 4см,то примерная стоимость 11000 квадратный метр,если 5см, то уже 14000.Нужно обмерять.
 

ALLEGG

Старожил
В перерывах между отчётами буду подкидывать информацию по машине.
Завод № 168 в период 1952-54 гг. построил 136 экземпляров Ил-10М, из них в 1952 г. - 1 машину, в 1953 г. -100 штук и в 54-м - 35 штурмовиков. В 1953 г. к выпуску Ил-10М был подключен авиазавод № 47 в Оренбурге, выпустивший в 1953 г. 4 штурмовика этого типа и в 54-м - 6 машин.(список авиазаводов с советскими номерами http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%E0%E2%E8%E0%F6%E8%EE%ED%ED%FB%F5_%E7%E0%E2%EE%E4%EE%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8)По состоянию на 1 января 1955 г. ВВС Советской Армии в своем составе имели 19 штурмовых авиаполков, на вооружении которых состояли 1700 штурмовиков Ил-10 и Ил-10М и 130 реактивных истребителей-бомбардировщиков МиГ-15бис.в апреле 1956 г. министр обороны маршал Г.К.Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В докладе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации. В результате обсуждения "в верхах" вышел приказ министра обороны от 20.04.56 г., согласно которому в составе ВВС СА упразднялась штурмовая авиация, имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались "по плану МО", летный состав частично переучивался на МиГ-15бис, а частично - переводился в истребительную авиацию ВВС и ПВО. Параллельно с разгоном штурмовой авиации Постановлением правительства от 13.04.56 г. было остановлено серийное производство реактивного бронированного штурмовика Ил-40 и прекращены все опытные работы по перспективным самолетам-штурмовикам. После громкой славы в Великой Отечественной войне штурмовики Красной Армии "ушли" в небытие до весны 1969 г., когда Министр обороны А.А.Гречко обратился в МАП с просьбой начать работы по созданию самолета-штурмовика, отвечающего требованиям современной войны, и объявил конкурс на его разработку.
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
В качестве основного недостатка серийного Ил-10М летчики ГК НИИ ВВС отмечали неудовлетворительную путевую устойчивость: "Раскачивание самолета в путевом отношении на скоростях по прибору более 400 км/ ч делает невозможным ведение прицельной стрельбы из оружия по {почечным целям,"При выяснении причин неустойчивости штурмовика оказалось, что к такому эффекту привела установка угольников на руль поворота, устранявших ранее выявленные автоколебания самолета. После установки подфюзеляжного гребня путевая устойчивость Ил-10М вошла в норму, и в дальнейшем на всех серийных Ил-10М устанавливался такой гребень.
 

ALLEGG

Старожил
По-моему, тема уже была, но не нашел.

Итак, сегодня было достигнуто соглашение с экспозиционным отделом о начале работ на самолете Ил-10 сразу после окончания ревизии(середина ноября), параллельно с Як-17. Желаемый срок окончания работ - 9-е мая.


Литература(спасибо Петровичу):
Ил-10 Техописание.part1 http://files.mail.ru/ZIW918
Ил-10 Техописание.part2 http://files.mail.ru/URINVH

Ссылки устарели,залил на народ две книги.
мотор АМ-42
http://narod.ru/disk/39911430001/Чернышев В.М. (ред.) - Авиационный мотор АМ-42. Описание конструкции - 1947.pd.html
Самолёт Ил-10
http://narod.ru/disk/39911967001/Il_10_TO.pdf.html


Если не получается можно скачать на рутреекере http://rutracker.org В поисковик вбиваете АМ-42 и будет счастье
 

Pavel_Kulikov

Новичок
Здравствуйте! Извините, что врываюсь. Очень важным делом вы все занимаетесь - удачи вам и сил!

Несколько раз просмотрел ваши фотографии и стало интересно, как же действительно мог выглядеть Ил-10М.
Детально не искал, но в книжках, которые есть в сети (Авиаколлекция) указано:
После войны перешли на окраску в два цвета, типичную для послевоенных поршневых машин: верх - темно-зеленый, низ - светло-голубой.
В Авиаколлекции еще есть фотография белого Ил-10 (26 страница, второй части)
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
Здравствуйте! Извините, что врываюсь.
Спасибо за информацию Павел!!!
Я для этого попросил Андрея вывести тему в открытый раздел. Врывайтесь пожалуйста,милости просим!!!Если по делу, то тем более нужно.Если ворвётесь в субботу в музей, с руками и мыслями,буду очень рад.На данный момент ливреи Ил-10 мало-мальски изучены. Если кому то удастся найти окрас "ЭМ"ки, это будет хорошо. К сведению, собираю команду для работ по Ил-10М. Любая помощь будет очень ценна!!!

Что касается ссылок,представленных вами. У меня платный Каспер на них ругается - вредоносная программа.Не могли бы вы сами скачать и выложить фото?
 
Последнее редактирование модератором:

Pavel_Kulikov

Новичок
Спасибо за информацию Павел!!!
Я для этого попросил Андрея вывести тему в открытый раздел. Врывайтесь пожалуйста,милости просим!!!Если по делу, то тем более нужно.Если ворвётесь в субботу в музей, с руками и мыслями,буду очень рад.На данный момент ливреи Ил-10 мало-мальски изучены. Если кому то удастся найти окрас "ЭМ"ки, это будет хорошо. К сведению, собираю команду для работ по Ил-10М. Любая помощь будет очень ценна!!!

Что касается ссылок,представленных вами. У меня платный Каспер на них ругается - вредоносная программа.Не могли бы вы сами скачать и выложить фото?
Эти файлы на народе ( там три pdf: польский и две части Авиаколлекции)
http://narod.ru/disk/40074026001/Il-10_aviacollectzija_and_polish_pdf.zip.html
Жаль, что Касперский ругается на сайт ( или на сами файлы?), потому что сайт - самая большая коллекция ссылок на книги, которых уже не достанешь. NOD32 спокоен.

Вот тут еще есть немного послевоенных фотографий простого Ил-10, не М.
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_4219_start_0.html

Очень хочу начать ездить на субботники (надеюсь, что возьмете), хоть график работы и очень трудно предсказуем. Но с руками проблема, могу только снег чистить, думаю :)
 

ALLEGG

Старожил
Вот схематичный вид моторамы. Где то должен быть номер.Какие предположения?
разрез.jpg
 

ALLEGG

Старожил
Долгие поиски схемы окраски Ил-10М кое что прояснили. Фото живых аппаратов в натуральной ливрее нашлось всего две. Первая, это оригинальная окраска нашего музейного ила.
Ил-10М.jpg

И фото Илюхи,находящегося в музее Польши. Нет сведений, что эм-ку делали в Польше,их всего сделано 146 шт.(см.выше), да и красные звёзды на боках и крыльях заставляют думать, что это заводской окрас штурмовика, изготовленного в СССР и по какой то причине оставшегося там.Плюс схемы между собой перекликаются.

окрас Мки.jpg

Далее нашел рисунки вариантов ливрей Ил-10М первых версий в разных изданиях.

окрас Мки3.jpgокрас Мки5.jpg

Внимательно смотрим изменения Ил-10М в области оперения. Возможно наш экспонат, это вариант для буксировки? Ищем узлы крепления подфезюляжной лебёдки

буксировщик ми&#10.jpg

Если почитать историю, то с 51 по 53 год машина трижды предъявлялась но гос.испытания по ряду причин и окончательный вариант, это подкилевой гребень и отсутствие заднего обтекателя......

Видим интересный узел внутри хвостовой части фюзеляжа - силовой поворотный кронштейн .Вероятно он был сделан для буксировочной лебёдки,или был универсальным приспособлением под различное оборудование? В следующий раз посмотрю внимательно.

sized_IMG_1374.JPG

.....Похоже всё таки камуфляж.....
 
Последнее редактирование модератором:

hardy

Участник
Видим интересный узел внутри хвостовой части фюзеляжа - силовой поворотный кронштейн .Вероятно он был сделан для буксировочной лебёдки,или был универсальным приспособлением под различное оборудование? В следующий раз посмотрю внимательно.

Посмотреть вложение 7807
это гнездо под радиополукомпас
 
Последнее редактирование модератором:
Вверх