Р-5

BETEPAH

Moderator
Те, кто заходил в 8-м ангаре за самолёт Ан-2, я надеюсь, обращали внимание что перегородка разделяющая ангар сколочена из старых стендов с историческими фотографиями.

1_PB112629.jpg


1_PB112630.jpg


1_PB112631.jpg


При ближайшем рассмотрении оказалось что 3 секции перегородки представляют из себя: один полноценный стенд, распиленный пополам + ещё одна половина другого стенда. Где вторая, недостающая часть одного стенда, увы, выяснить не удалось. Стенды и фотографии на них повествуют об экспедиции на Памир в 1985 году для снятия обломков самолётов ПР-5, потерпевших крушения в 40-е годы.
Подробно об этом написано в книге участника экспедиции, мастера спорта по альпинизму, Евгения Олеговича Лоренца - «Раритеты "Рушанских Ворот"»
http://www.turist40.ru/index.php/2008-10-16-04-01-23/gora-turizm/2012-09-13-05-11-25/273-2012-09-13-02-56-40
На некомплектной половине стенда - фото восхождения июля 1985 года и спуска обломков самолёта лётчика Кабанова, с последующей передачей их Рижскому институту.
На двух половинах другого стенда - фото восхождения августа 1985 года, покорения и присвоения имён двум пикам, а также спуск обломков самолёта лётчика Княжниченко, которые впоследствии использованы для восстановления Монинского Р-5.
Фотографии находятся в удручающем состоянии. На них, судя по разводам - текла вода и гадили птицы. Попытки нормально перефотографировать эти фотографии в условиях тёмного пыльного ангара не возымели успеха.
Поэтому после консультацией с Александром Васильевичем, я и Александр Алёшин решили снять эти фотографии, чтобы отсканировать.
Фото с наших стендов выкладываю ниже с комментариями из книги.
 

BETEPAH

Moderator
Итак, Лоренц пишет:
20 июня начали развёртываться события в жизни Аэрофлота, которые сделали для меня лето 1985 года одним из самых интересных в моей жизни. Этой датой ознаменовался приезд студентов и преподавателей Рижского института инженеров Гражданской Авиации - членов экспедиции по снятию самолёта Р-5 (пилота Липкина) со склонов пика Ленина...

...Экспедиция была подготовлена очень серьёзно, продумано все до мелочей, но снимать было практически нечего. Рижане спустили в общей сложности 150 кг различных обломков. Лучше всего сохранилась кабина пилота. Самой основной части — двигателя не было. Сроки поджимали, экспедиция была свёрнута и вместе с "трофеями" на Ил-76 вылетела в Ригу. Перед отлетом они попросили первого заместителя командира Душанбинского ОАО Забровского Александра Михайловича продолжить поиск реликтовых самолетов Р-5, конструктора Поликарпова, на территории нашей Республики...


1_img040.jpg

ДО СВИДАНИЯ, ДРУЗЬЯ (на фото: Ил-76ТД)

...По сведениям, полученным от старых работников нашего аэропорта, в различных местах Таджикистана находятся шесть самолетов Р-5. Особенно ценную информацию дал Тихомиров Н.К., который работал в Душанбинском авиаотряде с 1937 года, теперь уже пенсионер, но конструкцию Р-5 он помнит прекрасно. По его данным, два самолёта этого типа находятся в районе "Рушанских Ворот". Следует объяснить, чем вызван поиск и эвакуация Р-5. Дело в том, что ни в одном музее авиации нет самолётов этого типа, а Р-5 был в свое время самым лучшим в мире воздушным судном! Преподаватели и студенты РКИИ ГА решили сделать летающий Р-5 для музея ГА в Ульяновске, но чертежи этого самолета не сохранились. Тогда они решили снять один из таких самолетов и восстановить чертежи и конструкцию. С пика Ленина, вернее с его склонов, были сняты лишь жалкие остатки. Поэтому они и обратились к Забровскому А. М., чтобы продолжить поиск и эвакуацию этих самолётов. Александр Михайлович принимал активное участие в Рижской экспедиции и, как говорится, "загорелся" этим делом. По своей натуре очень энергичный, активный и деловой человек, он создал в аэропорту оргкомитет по поиску Р-5, расспросил всех старых авиаработников о местах нахождения самолётов этого тина. Мечтой его стало создание совместно с музеем авиации в Монино второго летающего Р-5...

...Р-5, который вёл пилот Кабанов М., потерпел аварию в феврале 1941 г., не дотянув до перевальной точки всего 30 м. (по вертикали). При аварии летчик получил травму — перелом обеих ног. Через несколько дней, увидев пролетающий мимо самолёт, он дал сигнал бедствия дымом. Для этого ему пришлось поджечь Р-5. Через десять дней Кабанов был снят с места аварии в Рушан, но ноги были сильно обморожены. Для спасения жизни Кабанову ампутировали обе ноги. Он некоторое время работал в Душанбинском аэропорту, затем переехал в Молдавию и умер в преклонном возрасте в 1969 году. В своей семье он избегал разговоров о своём прошлом пилота...

...Работать предстояло на высоте 4400 м. После встречи с Забровским А. М., я получил кое-какое представление о месте нахождения этого самолета по фотографиям, сделанным во время первого разведвылета. Группа, в состав которой входили Забровский А. М., Машков В. С., Мехонин С. П., Сапожков В. и Ташмаматов Д. уже пыталась подойти к Р-5, но удалось это только одному — начальнику аэропорта Рушан Дусту Ташмаматову. По тем небольшим деталям, которые он принёс вниз, Тихомиров определил — они от Р-5. Итак, на очередной встрече у Александра Михайловича намечаем дату вылета в Рушан — 19 июля. Задача группы — подойти к самолету, определить, в каком состоянии находятся обломки, наметить путь спуска, необходимые инструменты и снаряжение для его эвакуации, снять все те части, которые сможем собрать. Вертолётчикам — определить место высадки группы. Самое основное — это посадить вертолет как можно ближе к Р-5.
Состав группы:
Мехонин С. П. — начальник экспедиции
Машков В. С.
Лоренц Е. О.
Сапожков В.
Аманов А. Ю.
Бурлачко Д. X.
Лутошкин Ю.

...Как и следовало ожидать, вылет не состоялся. Весь день проторчали в аэропорту. Наш вылет перекладывали через каждые два часа...

...Наконец-то 20 июля вылетели в Рушан. Вертолёт ведёт один из самых опытных вертолётчиков Республики — Кожин Вениамин Маркович. Кратковременная посадка в Семиганче и далее на юго-западный Памир...

1_img043.jpg

НАЧАЛЬНИК АЭРОПОРТА РУШАН ТАШМАМАДОВ ДУСТ И КОМАНДИР ВЕРТОЛЁТА КОЖИН ВЕНИАМИН

...Вениамин Маркович сигналит нам сиреной, предупреждая о подлёте к перевалу. Все хватаются за фотоаппараты и замирают у иллюминаторов. Два круга над Р-5. Его видно прекрасно, как на ладони. Далее вертолёт буквально ныряет в узкий каньон, выводящий к г. Рушану. Необходимо доставить пассажиров в аэропорт и выполнить санзадание. Потом Кожин начнёт забрасывать нашу группу к самолёту Р-5 — нашему пункту назначения. Он сообщил нам, что постарается сесть как можно ближе к Р-5, там, где он нас высадит — это предел, выше уже сесть на Ми-8 невозможно...

...Кожин сначала забрасывает троих — Машкова, Мехонина и меня с минимумом груза. Ему ещё надо выбрать место для посадки. Возможно, что первую ночь мы проведём втроём. Запуск двигателей, бортмеханик и техники снимают четыре (из шести имеющихся) аккумуляторов — для облегчения машины. Вес каждого аккумулятора — 90 кг. Взлёт, круг над Рушаном и мы входим опять в узкий каньон, ведущий к перевалу Одуди. Каньон очень узкий, скальные стены, кажется, прямо нависают над нами, и всё время кажется, что вот-вот заденем лопастями за левый или правый склон его...

...Кожин делает три круга над южным, небольшим цирком правее перевала, выбирает место. Несколько выстрелов из ракетницы по склону цирка — по направлению движения дыма и пламени ракеты, экипаж определяет направление и примерную силу ветра. Внизу, при вылете из Рушанского аэропорта мы договорились, что по команде Кожина мы все трое быстро выпрыгиваем из вертолёта, машина будет во «взвешенном» состоянии. Следует очень осторожный заход на какой-то снежный бугорок, взвыла сирена, я рывком открываю дверь и выпрыгиваю на снег. За мной буквально вылетают Машков и Мехонин. Бортмеханик выбрасывает наши рюкзаки, палатку, металлические звенья от антенной мачты, которые мы применяли, как стойки для палаток. Всё это происходило быстро, чётко, без суеты. Воздушные потоки от вращающегося винта машины сбивают с ног, больно лупят по лицу кристаллики срываемого снега...

1_img054.jpg

ПЛОЩАДКА КОЖИНА (на фото: Ми-8Т СССР-25549)

...Спускаем с бугорка своё снаряжение. (Бугорок этот мы назвали "площадка Кожина").
Договариваемся так — мы с Сергеем маркируем площадку и устанавливаем указатель ветра, Машков В.С. идет к Р-5 и приносит оттуда какой-нибудь "подарок", т.е. что-то из обломков. Высота площадки Кожина — 4200 м. Р-5 лежит на 4400, до него приличное расстояние и перепад высот 200 метров. Надеваем пуховики, и за работу. Цирк уже не освещается солнышком и чувствуется морозец, снег твердый. Начинаем таскать темные камни и складывать из них посадочный крест. На фоне белого снега его очень хорошо будет видно с воздуха. В процессе работы следим, как Владимир Сергеевич всё ближе и ближе подходит к Р-5. Его очень хорошо видно на фоне светлой осыпи, спускающейся с перевала. С площадкой закончено. Далее, в стороне от неё, устанавливаем два колена мачты с привязанными к верхнему звену моими каландровыми противоветровыми штанами ярко-жёлтого цвета. Указатель ветра сконструирован. Работать тяжело — чувствуется высота и её действие — одышка, небольшая слабость, в висках стучат какие-то молоточки. Машков уже у Р-5, собирает какие-то части и начинает спуск. Спускаться гораздо быстрее и приятнее, чем подниматься, минут через 10-15 он уже подошёл к нам. Рассматриваем, что он принёс: штурвал и... ржавую мясорубку. Послышался отдалённый рокот вертолёта. Нужно написать небольшую записку для собственного корреспондента "Воздушного Транспорта" — Ларенка А.П., который будет находиться все это время в Рушане, и следить за ходом событий. В записке пишем: "Кожин и весь его экипаж — боги. Были у Р-5, много отдельных деталей, шлите мешки! Привет всем с высоты 4200. Мехонин С, Лоренц Е., Машков В.!" Ми-8 делает два круга над цирком и осторожно садится, из него выпрыгивают остальные члены экспедиции. Принимаем оставшееся снаряжение и ложимся на него — чтобы не сдуло. Машков передаёт Кожину записку и вертолет "ныряет" вниз в ущелье. Отсюда, с площадки, кажется, что машина падает прямо в озеро, которое находится почти под нами, метров на 200-250 ниже. Почти над поверхностью воды вертолет выравнивается, прекращая падение, и уверенно летит к каньону...

...Ночь была морозная, утро — холодное, но встали все довольно рано — около восьми часов. Я предлагаю перенести лагерь в другое место, так как здесь очень неудобные площадки и, пожалуй, самое главное, при прилёте вертолёта весь наш лагерь просто-напросто сдует. Ухожу искать место более удобное. Выше, на морене, отличное место для организации базового лагеря — и к Р-5 ближе, и вертолёт не страшен, и место свободно от снега, вода близко. Завтракаем и переносим снаряжение. Быстро и дружно ровняем площадки, тут работать не так сложно — везде гравий и плоские плитки сланца. Пока ставим палатки, Машков спешит наверх к Р-5, ему нужно отснять обломки и наш подход к ним. Владимир Сергеевич весь обвешан фотоаппаратурой, фотоаппаратов 5 или 6, разных систем, марок и с различной плёнкой. Пока он фотографирует, мы устанавливаем палатки и наспех готовим обед.

1_img057.jpg

ЭТО ВСЁ, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ САМОЛЁТА КАБАНОВА
 

BETEPAH

Moderator
Поднимаемся к самолету, это наше первое знакомство с ним, осматриваем обломки. Лежит он почти под самой перевальной точкой на довольно крутой средней осыпи. Впечатляет двигатель. Я даже не представлял, какой он большой и тяжелый. Деревянных деталей совсем нет — сгорели, очень много железа. Сначала все обходим, осматриваем. Специалисты — Мехонин, Сапожков и Аманов начинают нам объяснять назначение тех деталей, которые им знакомы — ленточные расчалки, моторама, центроплан, окантовки крыльев и т.д. Многие термины я первый раз слышу. Много фотографируем, почти у всех имеются фотоаппараты.

1_img045.jpg


Сначала робко, а потом все смелее и смелее начинаем разбирать обломки, раскручивать заржавевшие болты и гайки различных узлов, крепления и сочленения деталей. Слышим рокот вертолета и выходим на связь. Кожин летел с задания и решил завернуть к нам — узнать, как дела. Сбрасывает нам вымпел с запиской. Передаем ему, что нам нужны мешки для деталей и ножовка по металлу. Он понял и сообщил, что прилетит вечером, заберет снятые нами детали и привезет мешки и ножовку. К вечеру спускаем вниз радиатор, раму шасси и кучу всякого железа, названия которого я не знаю. День был очень плодотворным, разобрали и спустили много мелких обломков. К восьми часам вечера прилетел вертолет. Загружаем в него все "трофеи", забираем лом, мешки и ножовку. Затаив дыхание, следим, как машина разворачивается и взлетает. Кожин прилетит завтра в первой половине дня и выбросит старые автомобильные покрышки. Ему трудно садиться на площадку, не зная направления и силу ветра. Будем зажигать покрышки, и сигнализировать дымом...

...Утром 22.07.85 г. после завтрака мы с Сергеем намечаем трассу спуска двигателя. Предлагаю закрепить трос от лебедки где-нибудь на перевале и "маятником" передвигать двигатель вправо до мелкой осыпи. Закрепить лебёдку я берусь, но не знаю: выдержит ли трос такую нагрузку? Он всего 5 мм толщиной. До мелкой осыпи придется организовывать две маятниковые системы. До обеда отсоединили мотораму, полностью освободили двигатель от остальных узлов. Лентрасчалки, окантовки и прочие детали оттянули в сторону. Метрах в 50 от двигателя (выше), нахожу хороший монолитный выступ и закрепляю лебёдку. Натягиваем трос. Двое — Лутошин Юра и Сапожков Витя будут работать на лебёдке, остальные у двигателя. Начинаем аккуратно переворачивать его. Трос, закреплённый за мотораму и за выступ, не даёт двигателю скатиться вниз.

1_img061.jpg


Выкатываем двигатель на мелкую осыпь. Масса его большая, начинает зарываться в мелкую крошку. Христофорыч предлагает перекантовывать его под наклоном. Юра и Алексей выдают слабину троса — метров 5 и отходят подальше от лебёдки. Толкаем, рывок и... вылетает выступ, за который была закреплена лебёдка, но он выполнил свою функцию — двигатель остановился. Если он покатится и наберёт скорость, то разобьётся вдребезги о крупные камни и уйдёт в небольшое ледниковое озеро. Поднимаюсь наверх и снова закрепляю лебёдку, через другой выступ. Из-за перевала Одуди вылетает вертолёт. Кожин по радиостанции справляется о нашем самочувствии и ходе дел. Сообщаем ему, что двигатель спустили уже метров на 70 (по вертикали), будем продолжать спуск. Вертолёт кружится низко над нами. Экипаж прекрасно видит всё, что делается внизу. Следует вопрос — "Не нужна ли вам помощь?" В Рушане сидят московские туристы, трое из них хотят помочь нам в эвакуации Р-5. Посовещавшись, сообщаем Вениамину Марковичу, что мы принимаем их предложение о помощи и чтобы нам привезли какой-нибудь лист железа или поддон для транспортировки двигателя по снегу. Вертолёт делает круг над посадочной площадкой, и из него выбрасывают автомобильные покрышки. Кожин нас понял и сообщил, что скоро привезёт туристов и поддон...

...Решаем, что пора обедать, да и по снегу без листа железа или какого-нибудь поддона транспортировать практически невозможно. Пока готовим обед и подкрепляемся, прилетел вертолёт и высадил трёх туристов с огромной полуовальной крышкой от сварочного агрегата. На неё как раз поместится двигатель. Кожин сообщил, что залетит к нам после выполнения задания. Приглашаем вновь прибывших к столу. Знакомимся с туристами. Люди солидные, серьёзные — Рюмин Геннадий Иванович, полковник медслужбы, Гринченко А. — подполковник и Олег Батов — капитан. Прошли они довольно серьёзные памирские маршруты, акклиматизированы...

1_img056.jpg

ЭЙ, УХНЕМ... ЕЩЁ РАЗИК, ЕЩЁ РАЗ!

...Перекусив и немного передохнув, продолжаем работу. Перекатываем двигатель на поддон, закрепляем и с помощью верёвки, которую дали туристы, начинаем тащить его по "северному морскому пути", так Юра Лутошин обозвал берег ледникового озерца и дальнейший снежный отрезок до "площадки Кожина". Вдесятером, меньше чем за час, дотаскиваем двигатель до вертолётной площадки. Возвращаемся наверх и спускаем остальные детали — кучу запутавшихся и переплетённых между собой лент-расчалок и узлов их крепления. Услышав рокот вертолёта, выходим на связь с Вениамином Марковичем и задаём вопрос: "Готовы ли вы принять на борт двигатель?". Кожин очень удивился, т.к. не ожидал, что двигатель будет так быстро спущен вниз. Сообщив нам, что прилетит минут через тридцать, он взял курс на Рушан. Через полчаса Кожин посадил машину на площадке и выключил двигатели. Подтягиваем поддон к вертолёту, ставим откидные трапики и с помощью системы полиспаста затягиваем двигатель внутрь...

1_img052.jpg


1_img060.jpg


1_img055.jpg

ПОГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ ЗАКОНЧЕНЫ. ФОТО НА ПАМЯТЬ. (на фото: Ми-8Т СССР-25549)

...Теперь дело за Кожиным, всё зависит от его мастерства. Он сообщает нам, что если сможет развернуть вертолёт над площадкой, то туристы, быстро запрыгнув в машину, улетят вместе с двигателем, высота площадки большая, вертолёт загружен предельно. Затаив дыхание, следим за вертолётом. Двигатели запустились только с четвёртого раза. Машина медленно и тяжело, буквально на одном колесе, начала разворачиваться над снежным бугорком против ветра. Кожин дал разрешающий жест, и трое туристов быстро забрались в вертолёт. Захлопнулась дверь и машина, содрогаясь от напряжения, метнулась вниз с бугра в направлении озера. Почти коснувшись колёсами воды, вертолёт прекратил падение и стабилизировал движение. Вскоре он скрылся в каньоне, выводящем в Рушан. Кожин сообщил нам, что еле-еле удалось ему взлететь. Да мы и сами всё видели и понимали...

1_img059.jpg


1_img044.jpg

ДОМОЙ С БЕСЦЕННЫМ ГРУЗОМ.

...Утром 23 июля наскоро позавтракали и начали быстро сворачивать лагерь. Первым рейсом отправляем грузы, оставшиеся детали Р-5. Остаёмся втроём — Мехонин, Машков и я. Делаем прощальные снимки и через 30 минут, вторым рейсом, возвращаемся в Рушан. Пока Кожин выполняет санзадание (его вызвали на Сарезское озеро), готовим грузы к перелёту в Душанбе. Вылетели в шестом часу вечера двумя вертолётами. В один загрузили двигатель, в другой — остальные детали. Мы всемером летим с двигателем, во втором вертолёте — вчерашние помощники. В аэропорту Душанбе нам устроили грандиозную встречу. Чувствуется организация Александра Михайловича Забровского. К вертолёту подошла масса работников ОАО с цветами, помогали вытаскивать двигатель, загружать на машину мелкие детали, тяжёлые части загружались с помощью подъёмного крана...

1_img046.jpg

У ЦЕНТРОПЛАНА ЯГНЮК В. И ЗАБРОВСКИЙ А.

1_img047.jpg
 

BETEPAH

Moderator
1_img048.jpg

ПРЕДСТОИТ БОЛЬШАЯ РАБОТА

1_img051.jpg

ТАБЛИЧКА С МОТОРА САМОЛЁТА КАБАНОВА

1_img053.jpg

М-17 № 08890

1_img049.jpg

ЭКИПАЖ ВЕРТОЛЁТА МИ-8 - БОРТНЕВ В., ИМАМЕДИНОВ В., МЕЛЬНИКОВ В., ГАВРИЛОВ О.
 

BETEPAH

Moderator
...25 июля, это был четверг, состоялось собрание оргкомитета по поиску и снятию реликтовых самолётов. Собрание началось с вручения грамот и вымпелов участникам экспедиции по спуску Р-5 Кабанова. Следующий вопрос — сможем ли силами ДОАО собрать Р-5 из обломков, которые были нами спущены, дело в том, что рижане ждут двигатель и недостающие узлы, а может быть нам самим попробовать собрать самолёт? Решено было, после долгих дебатов, отдать всё рижанам, а самим спустить ещё один Р-5, Княжниченко, лежащий на северных склонах Язгулемского хребта в районе Рушанских Ворот, и, совместно с музеем авиации в Монино, собрать вторую машину...

...немного о событиях, которые произошли 43 года назад — об аварии Р-5 (пилот Княжниченко). Когда расспрашивали старейших работников аэропорта о местах аварии самолётов Р-5, ветеран Тихомиров рассказал об ужасной катастрофе в районе перевала Одуди.
Его рассказ подтвердился письмом Гвоздева — бывшего работника МВД из города Хорога, ныне он живёт в Москве...

...Когда мы с женой читали его - волосы становились дыбом, как смогла пережить весь этот ужас и вытерпеть такие муки женщина, какими качествами должен обладать этот человек?
Основные выписки по датам из дневника я сделал. История эта такова:
16 февраля 1942 года из аэропорта Сталинабад в г. Хорог в 13-00 местного времени вылетел самолёт типа ПР-5 с бортовым номером Л-3316. Вёл самолёт пилот Княжниченко Василий Васильевич. На борту были пассажиры:
Масловский Андрей Евдокимович — начальник Памирского погранотряда, подполковник;
Вихров Михаил — капитан НКВД;
Жуковский—работник Наркомата НКВД Таджикской ССР;
Гурьянова Анна А. с двумя детьми Сашей (11 лет) и Валерием (6 месяцев) — жена и дети начальника аэропорта Хорог.
Около 15-00, обходя облачность в районе Рушанских Ворот (перевал Одуди), Княжниченко свернул в боковое ущелье! пытаясь слева облететь вершины 5200 и 5100 (ныне пик Аэрофлота), зацепился за перевал и упал в снег. Самолёт и пассажиры остались целыми, но возможности взлететь не было. Продуктов нет, высота 4500, холод дикий. С 16 по 27 февраля люди пытались найти выход из цирка. На перевал не давал выйти глубокий и сухой снег, кроме того, отсутствие опыта работы в горах и акклиматизации. 24.02.42 г. в 07-00 умирает шестимесячный мальчик Валерий. 28.02.42 г. Все мужчины их было четверо: Княжниченко, Масловский, Жуковский и Вихров, оставив Гурьянову А. с сыном Сашей в самолёте, уходят через перевал, не представляя куда и сколько им придётся идти. Все эти дни они пытались найти хороший спуск из цирка, но единственный спуск по реке был невозможен — очень крутые скальные сбросы глубиной 200-250 метров. (Я видел их сам и понял, что спуск по этому пути в их условиях и без применения альпснаряжения был бы невозможен). Во время поисков выхода Жуковский повредил колено. Так вот, 28 февраля ушли мужчины. Через 5 дней троих обнаружили местные жители в районе Ванча. Жуковский с больной ногой не выдержал перехода и замерз. Оставшаяся с сыном Гурьянова страдала от холода и голода. Через некоторое время она решает съесть умершего сына Валерия. В дневнике, с жуткой точностью, она описывала, что именно (какие части тела) они с Сашей ели. В 10-00 23 марта 1942 года умирает её второй сын — Саша. Опять муки и решение питаться вторым сыном. Доставленные в Ванч пилот и пограничники сообщили, что Гурьянова с детьми умерли.
Спасательные работы были прекращены. Княжниченко после выздоровления попросился на фронт и погиб. Вихрову и Масловскому ампутировали ноги — сильные обморожения. А там, на верху в самолёте продолжала мучиться и жить женщина. Она видела пролетающие вдали самолёты, несколько машин пролетели даже над ней, но не заметили. Только 8 мая 1942 года она была обнаружена специальной группой, которая вышла к месту аварии, чтобы похоронить погибших и взять необходимые (особенно во время войны) и дефицитные детали от самолёта. В состав группы входил Тихомиров и начальник аэропорта Хорог — Гурьянов, который хотел спустить тела жены и детей. Теперь представьте себе состояние людей, которые увидели на крыле самолёта, выйдя на перевал, женщину, вернее скелет, обтянутый кожей, которая сидела и грелась на солнце. Она прожила более 80 суток в адских условиях и питалась собственными детьми! Необходимые детали с двигателя были быстро сняты, само-лет сожжен, группа спустилась в Ванч. Гурьянова обследовалась в Сталинабадской (Душанбинской с 1961 года) клинике и у неё никаких психических отклонений не обнаружено. После выздоровления она работала медсестрой в Ванчской больнице. В конце 70-х годов её живую и здоровую видели в городе Душанбе. Дальнейшая судьба Масловского и Вихрова мне неизвестна...

1_сканирование0017.jpg

Р-5 НАД ГОРАМИ ПАМИРА 1939г. САМОЛЁТ КНЯЖНИЧЕНКО (на фото: ПР-5 СССР-Л3316)

Получили задание — кто должен связаться с Монино, Абдуганиев должен попробовать поискать чертежи этого самолёта в частных коллекциях через своих друзей-авиаторов. А 3-4 августа группа в составе Забровского А. М., Машкова В. С, Лоренца Е. О., Бурлачко Д. X., Ларенка А. П. и Бражниковой Л. И. вылетает в Рушан для поиска второго Р-5...

...Утром в субботу 3 августа вылетаем в Рушан. Вертолёт ведёт Шаталов. Не долетая до перевала Одуди, сворачиваем налево и огибаем одну из вершин (5200 м). Перелетев через какой-то перевал, начинаем поиск. Шаталов что-то заметил и пошёл на второй круг. Да, это были обломки Р-5. Я, стоя за спиной пилотов, заметил знакомую деталь — раму шасси Р-5, Шаталов увидел двигатель и разбросанные вокруг детали. Делаем третий круг, (экипаж искал площадку для посадки) и летим в Рушан. Дело в том, что экипажу нужно выполнить задание заказчиков, и после обеда — под вечер, если не будет санзаданий, они высадят нас у самолёта...

1_сканирование0030.jpg

ОСТАТКИ САМОЛЁТА КНИЖНИЧЕНКО НАЙДЕНЫ.


В 05-00 (московское время) вылетаем к Р-5. Кроме экипажа нас трое — Забровский, Бурлачко и я. Женщину решили оставить — поверили приметам и старинной русской пословице (Если её перевести на английский язык, а затем снова на русский, то она будет звучать примерно так: "Леди, покинувшая автомобиль, увеличивает его скорость"). Вертолёт делает круг над Рушаном для набора высоты и входит в знакомый каньон, затем перелетает через перевал Одуди. Внизу узнаём знакомые, даже "родные" места — наш бывший лагерь, "площадку Кожина" и место, где лежал 44 года Р-5 Кабанова.

1_сканирование0002.jpg


1_сканирование0013.jpg


1_сканирование0037.jpg


1_сканирование0036.jpg


После перевала поворот вправо, перевал и огромный северный цирк. Несколько выстрелов из ракетницы, для определения направления ветра, и машина плавно садится на плоской морене почти под склонами перевала, метрах в 60-80 от обломков. Шаталов выключает двигатели. Идём к самолёту. Прошу пока никого не подходить к Р-5, так как хочу провести фотосъёмку обломков. Время для этого неудачное — все детали находятся в тени, отбрасываемой мореной, все они лежат на обширной площади, сильно разбросаны. Вид у этого Р-5 ещё более жалкий, чем у предыдущего, но есть детали, которых на том самолёте не было — бензобаки, совершенно целая рама шасси с амортизаторами (правда самих шасси нет, вместо них были прикреплены лыжи, которые, видимо, сгорели).

1_сканирование0022.jpg

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОСМОТР НА МЕСТЕ. АБДУГАНИЕВ Р., АМАНОВ А.

1_сканирование0023.jpg


1_сканирование0028.jpg


1_сканирование0024.jpg

ВРЕМЯ И ПОГОДА НЕ ПОЩАДИЛИ ЛЕГЕНДАРНЫЙ Р-5
 

BETEPAH

Moderator
Сделав несколько фотографий цирка с окружающими его вершинами и загрузив несколько отдельных деталей от Р-5, мы вылетаем назад в Рушан. Экипажу предстоит работа с заказчиками. Ещё в прошлой экспедиции Машков предложил сходить на одну из окружающих вершин, желательно попроще, и назвать её "Р-5", я предложил выбрать вершину повыше и посложнее. Решили разделиться — Машков со всей группой (не альпинистами) совершает восхождение на вершину слева от перевала (ориентировочно 1Б-2А категории трудности), а я, если соберу группу или подберу напарника — иду на правую (4Б-5А категории). Высокую вершину (мою) называем пик Поликарпова, более низкую (Машкова) называем пик Р-5.
Меня несколько поразило совпадение, когда на очередном собрании оргкомитета Забровский А. М. прочитал письмо одного из читателей "Воздушного Транспорта", с предложением назвать одну из вершин Язгулемского хребта именем выдающегося авиаконструктора Н. Поликарпова...

1_сканирование0029.jpg


...Заготавливали таблички, которые нужно установить на вершинах имени "Н. Поликарпова" и "Р-5". Ларенку А. П.— как мастеру словесности, поручили описать вкратце, чем вызваны эти восхождения, названия вершин, а также составить текст для мемориальных досок, самый последний момент на заседании оргкомитета поступило предложение со стороны заместителя командира ОАО по политико-воспитательной работе тов. Гайдара, что одну из этих (намеченных) вершин назвать не "Р-5", а "Аэрофлота". Разгорелся небольшой спор. Гайдар всё же настоял на своём (спорить с ним совершенно бесполезно). Необходимо было срочно переделать надпись на одной из досок. За это дело взялся сам Гайдар. Он обещал к нашему вылету принести уже готовую, исправленную табличку...

1_сканирование0004.jpg


1_сканирование0027.jpg


...В группе, кроме Машкова и меня, больше альпинистов нет, а нам нужно совершить два восхождения. Остаток дня прошёл в подгонке личного снаряжения — кошек, обвязок и изучение узлов. Утром 14 августа после завтрака отправляемся на скальные занятия. За колхозным (совхозным) садом выбираем место с несложными скальными выходами. Объясняю, как надевать обвязки, как передвигаться по закреплённой верёвке - перилам, вверх и вниз. Демонстрирую работу с крючьями и закладками. Машков помогает и фотографирует...

1_сканирование0007.jpg


1_сканирование0014.jpg

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ, ЛЕГЧЕ В ВОСХОЖДЕНИИ (МАГОМЕДОВ Р., ЛОРЕНЦ Е.)

1_сканирование0011.jpg

НЕОБХОДИМО ЕЩЁ РАЗ ПРОВЕРИТЬ СНАРЯЖЕНИЕ

...Наконец-то долгожданный вылет. Машина загружена, двигатели запущены. Плавный подъём, круг над Рушаном, знакомый каньон, перевал Одуди. Видим место нашего прошлого лагеря — родные места. В цирке Кожин делает несколько кругов и даёт ракеты определения направления ветра, наконец, плавная посадка на морен быстро выбрасываем груз и выпрыгиваем из машины, которая тут же взлетает. Оглядевшись, мы понимаем, что Кожин перепутал морену и высадил нас метрах в 300 в стороне от запланированного.

1_сканирование0003.jpg


Взяв по рюкзаку, отправляемся через моренный хаос к обломкам Р-5. Рядом с ними есть отличное место для организации лагеря и прекрасная, площадка для посадки вертолёта. Быстро маркируем посадочную площадку и устанавливаем указатель ветра — мои каландровые ветрозащитные штаны, привязанные к мачте. Уходим за оставшимся грузом.
Его довольно много и придется таскать весь вечер. К тому времени, пока мы делали вторую ходку за грузами, прибыла оставшаяся группа. Часть людей готовит площадки и устанавливает палатки, часть переносит грузы. Ужинаем уже в темноте.

1_сканирование0012.jpg

БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ. ВЫСОТА 4400м.
 

BETEPAH

Moderator
16 августа я, Машков, Пшеничный, Ташмаматов и Лутошкин выходим, после завтрака, на разведку предстоящего маршрута на 5100. По моему плану мы всей группой должны подняться на эту вершину, затем вдвоём с Машковым продолжить маршрут и выйти на 5200.

1_сканирование0006.jpg


1_сканирование0010.jpg

НА ПРИВАЛЕ (ЛОРЕНЦ Е., ПШЕНИЧНЫЙ В., ТАШМАМЕДОВ Д.)

Проходим морену, пересекаем ледник и начинаем просматривать маршрут. Предлагаю начинать по ледово-снежному взлёту, выводящему на перемычку между 4900 и 5100.
Мнения резко разделились — Машков и Лутошкин предлагали начинать не по льду, а по осыпным склонам (дело в том, что мы не видели и не знали ничего о пике 4900). Машков предлагает мне и Ташмаматову идти по льду, а он и Володя Пшеничный — по осыпным склонам...

...После обмена мнениями решаем всем вместе подняться по осыпи и выйти на перемычку, обойдя ледовый участок. За час поднимаемся на гребень (Лутошкин уходит в лагерь помогать переносить обломки Р-5) и продолжаем движение по гребню к скалам. Скалы не сложные - где-то II категории, может быть чуть-чуть посложнее, начинаю организовывать перила, т.к. кроме меня и Машкова в группе альпинистов нет, и на такой высоте ребята ещё не были, а верёвки сильно облегчат и обезопасят их восхождение. Через 150—200 метров выходим на вершину. Дальше идёт затяжной спуск по скальному гребню на перемычку — цель нашего выхода. Предлагаю Машкову назвать эту вершину пиком Поликарпова, а на 5100 выйти завтра двумя связками: Лоренц—Пшеничный и Машков—Мехонин (Ташмаматов Дуст — начальник аэропорта Рушан, у него много работы и он хочет улететь сегодня домой). Предложение принято единогласно! Оставляем на вершине все оставшиеся крючья, молотки и верёвки, фотоаппаратуру...

...На гребне, под скалами, оставляем обвязки и каски. Дальше спуск до ледника простой, но длинный. В лагере кипит работа – уже двигатель и почти все обломки на вертолётной площадке. Сказывается опыт транспортировки такого рода грузов на большие расстояния в горной местности, а тут и двигатель гораздо легче, и расстояние небольшое. Завтра утром прилетит вертолёт за обломками. После их загрузки группа пойдёт на восхождение...

1_сканирование0032.jpg

ГРУППА ЭНТУЗИАСТОВ ГОТОВИТ ДВИГАТЕЛЬ К СПУСКУ

...Утром 17 августа встали пораньше, позавтракали... ...Около 08-00 вертолёт уже сел на морене. Все останки самолёта были перенесены на посадочную площадку ещё вчера. Быстро принимаемся за работу - загружаем их в Ми-8. На это уходит около получаса. Машина взлетает, делает круг над нами и уходит за перевал. Экипаж по радиостанции желает нам удачного восхождения.

1_сканирование0034.jpg

ПОГРУЗКА ОСТАТКОВ Р-5

1_сканирование0009.jpg

ВСТРЕЧА С "НАСТАВНИКАМИ" ПЕРЕД ВОСХОЖДЕНИЕМ

В 09-00 всей группой выходим на восхождение (кроме Дуста, который улетел на работу). За час доходим до начала маршрута и начинаем подъём по осыпным склонам. Выходим на вершинный гребень, ждём, когда соберётся вся группа, и показываем с Владимиром Сергеевичем высочайшую точку СССР — пик Коммунизма. С гребня он прекрасно виден, рассказываем об окружающих его вершинах...

1_сканирование0005.jpg

ЕЩЁ НЕМНОГО, ЕЩЁ ЧУТЬ, ЧУТЬ... ВПЕРЁД! ТОЛЬКО ВПЕРЁД!

...По закреплённым вчера верёвкам поднимаемся на вершину. Складываем вершинный тур, Лутошкин Ю. пишет записку и вкладывает её в капсулу. Я прибиваю на сланцевой, вершинной плите дюралевую табличку с надписью:
Пик Николая Поликарпова
Имя Выдающегося авиаконструктора этой
безымянной вершине дала
группа альпинистов Душанбинского авиапредприятия
18 августа 1985 г.
в ознаменование Дня Воздушного Флота СССР

1_сканирование0020.jpg


Дальнейшее восхождение продолжаем вчетвером: Лоренц—Пшеничный — первая связка, Машков—Мехонин — вторая связка. Остальные должны спускаться вниз по пути подъёма, верёвки и крючья остаются на маршруте. Когда наша четверка будет возвращаться с пика Аэрофлота (5100) мы всё выбьем и снимем...

1_сканирование0008.jpg


...Смотрю на часы — время — начало шестого. Маршрут только начат и засветло до вершины нам явно не успеть, а ведь ещё спускаться надо. Решаем возвращаться...

...Поздравляем ребят с первым восхождением. Как всегда, вечером залетел вертолёт, узнать как дела. Кожину сообщили, что группа совершила восхождение на 4900, назвала эту гору "пик Поликарпова" и укрепила на её вершине мемориальную табличку. Завтра предпримем восхождение на вторую вершину — 5100 и что у нас всё в порядке. Вечером начались дебаты: я и Машков предложили идти на восхождение в том же составе, Бурлачко Д. X. Утверждал, что на эту гору должны идти только "специалисты", т.е. мы с Владимиром Сергеевичем.
Узнав мнение каждого, решаем восходить завтра вдвоём...
 

BETEPAH

Moderator
...18 августа 1985 г. выходим в 08-00 из лагеря. В 10-00 мы уже на перемычке. Двигаемся быстро. По льду выходим на вчерашнюю площадку, снимаем кошки и продолжаем движение по скалам.
Перед выходом на вчерашний гребень слегка перекусили. Маршрут не очень сложный. Начиная со вчерашней скальной полки скалы II - III категории трудности. По снежно-ледовому "ножу", так мы назвали острый снежно-ледовый гребень под вершиной, выходим на скалы, оставляем там кошки и по разрушенному, извилистому гребню выходим на вершину.Пока закрепляю на плоском вершинном камне табличку, Владимир Сергеевич делает снимки.

1_сканирование0026.jpg

ЕВГЕНИЙ ЛОРЕНЦ НА ПИКЕ "АЭРОФЛОТА".

Пишем традиционную записку о совершении восхождения двойкой альпинистов на безымянную вершину 5100 и называем её пик Аэрофлота. Восхождение совершено в день Воздушного Флота СССР 8 августа 1985 г.
На табличке следующая надпись:
Пик Аэрофлота
( Самолёта Р-5)
В память первопроходцев труднейшей в стране
воздушной трассы Душанбе - Хорог от их сыновей
и внуков, авиаработников ДОА
18 Августа 1985 года
Кроме того, от себя лично, в записке посвящаю восхождение детям, спасшим жизнь своим родителям и памяти своей дочери Викуле: 18 августа — её день рождения и ей исполнилось бы 4 года...

...Спуск с вершины совершили без приключений. Внизу! на леднике нас встретили Сергей, Лёша, Руслан и Володя. Взяли у нас верёвки. Пока шли в лагерь по леднику, в цирк залетел вертолет, и знакомый голос Кожина из радиостанции спросил как дела. Сообщили, что всё нормально, на второй вершине прибита табличка. Вертолёт набрал высоту и пролетел над вершинами Аэрофлота и Поликарпова. Вениамин Маркович сказал, что видит таблички на обеих вершинах. Затем спросил, подкинуть ли нас с ледника в лагерь. На леднике он мог бы сесть, но мы отказались. Вертолёт сделал над нами ещё несколько кругов и скрылся за перевалом...

1_сканирование0035.jpg

ЖДЁМ ВОЗВРАЩЕНИЯ!

...19.08.85. Утром свернули лагерь.
Вертолёт прилетел в 10-00. Взлетели все вместе, набрали высоту и пролетели над пиками Н. Поликарпова и Аэрофлота, увидели прибитые на вершинах таблички.

1_сканирование0019.jpg


В Рушане загрузили останки Р-5. Кроме того, к нам в вертолёт сели ленинградские альпинисты, сделавшие восхождение в рамках первенства г. Ленинграда. Капитан команды — Балыбердин Володя — первый советский альпинист взошедший на Эверест в 1982 г., не пользуясь кислородом.

Из Рушана вылетели после обеда и к концу рабочего дня были в Душанбе. В аэропорту нас опять встречали цветами. Кроме того, обменялись с ленинградцами вымпелами.
Они вручили Забровскому А.М. свой ленинградский вымпел, а Александр Михайлович вручил Балыбердину В.В. вымпел Аэрофлота с нашими автографами.

1_сканирование0031.jpg

ГРУЗ ПРИБЫЛ В АЭРОПОРТ ДУШАНБЕ (на заднем плане : Ан-2ТП СССР-50555)

1_сканирование0033.jpg

ВСТРЕЧА СБОРНОЙ КОМАНДЫ АЛЬПИНИСТОВ г.ЛЕНИНГРАДА С ГРУППОЙ "ПОИСК" В АЭРОПОРТУ ДУШАНБЕ (третий справа БЫЛЫБЕРДИН В. - член сборной Союза "Эверест-82")

На этом заканчиваю описание спуска самолётов типа Р-5. Из спущенных нами деталей энтузиасты будут восстанавливать Р-5 в Душанбинском авиаотряде для музея ВВС в Монино (Московской области).

1_сканирование0025.jpg

ЛЕДОРУБ - ОРУДИЕ АЛЬПИНИСТОВ

1_сканирование0001.jpg


Далее Евгений Лоренц приводит дневник ГУРЬЯНОВОЙ А.А.
Слабонервным читать не рекомендуется

О дальнейшей судьбе Р-5, его восстановлении и перевозке на территорию музея Монино из Душанбе подробно описано в ЖЖ Игоря Колоколова (правда, я так понял, там перепутаны самолёты.)
http://igor113.livejournal.com/197693.html?thread=3744317%ED%E5

Также в дебрях нашего форума можно найти интересный документ от очень уважаемых людей, я так понял, о запрете перевозки самолёта на территорию РФ
 

_ПЗ_

Старожил
Оказывается, главный реставратор самолета живет в Монино. Вот бы с ним установить контакт. Может, поможет колесо ему починить.
Еще прикольно на старых фото наша тележка фигурирует. И КРАЗ оказывается тогда был на ходу. А вот мастерские уже тогда были такими же ленивыми и никчемными. Да и вообще, роль музея даже в те годы свелась к адмресурсу на последнем этапе.
 
Вверх