Станкявичус Римантас Антанас-Антано

Joss

Старожил
Оказываецца печальная дата сегодня.
09.09.06 16 лет со дня гибели Римантаса А.А. Станкявичуса
Вот, напомнили...
http://www.avia.ru/forum/6/7/4491787753109980376061157813167_1.shtml?topiccount=1

Фото:
Станкявичус Римантас Антанас-Антано - Заслуженный лётчик-испытатель СССР (4.10.1989), подполковник.
Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе (Литва). В армии с 1962. В 1966 окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС.
Участник боевых действий в Египте в марте 1971-апреле 1972.
С 1973 - в запасе. В 1975 окончил Школу лётчиков-испытателей.
С мая 1975 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института. Участвовал в испытаниях МиГ-29 на штопор. За время работы освоил 57 типов летательных аппаратов.
В качестве второго пилота участвовал в: первом полёте БТС-002 (10.11.1985), первой автоматической посадке БТС-002 (10.12.1986), первом полностью автоматическом полёте (23.12.1986). Всего совершил на БТС-002 14 полетов.
В 1980 окончил Центр подготовки космонавтов. С 1980 - космонавт-испытатель ОКПКИ (с 1988 - заместитель начальника ОКПКИ).
По программе подготовки к космическому полету на «Буране» проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащённых системой управления «Бурана». Кандидат на первый пилотируемый полет «Бурана».
Погиб 9 сентября 1990 года при выполнении показательного полёта на Су-27 на аэродроме Сальгаредо (Италия).
В 1990 году летчики-испытатели ЛИИ С.Н.Тресвятский и Р.А.-А.Станкявичюс на двух Су-27 были приглашены участвовать в ежегодном празднике авиации в Эверетте (США).

http://image017.mylivepage.com/chunk17/289720/173/stankyavichus2.jpg
06.09.90. Последний шаг дома (кадр из фильма "Испытатели ЛИИ. Аварии и катастрофы" реж.К.Давыдкин. студия "Крылья России" для ГТК "Телеканал РОССИЯ" 2005.)

Вскоре после возвращения из США Станкявичюс отправился в Италию, где должно было состояться аэрошоу на аэродроме "Дж.Каррер" вблизи г.Сальгареды.
Главным пилотом для проведения показательных полётов был назначен Л.Д.Лобас. Он прилетел в Италию перед основной делегацией ЛИИ и обратился с просьбой облетать район полётов. Итальянцы согласились, но тот полёт 9 августа 1990 г. закончился трагически: Л.Д.Лобас и итальянский пилот Марио Феррари разбились. Но к счастью Л.Д. Лобас остался жив , но получил сильнейшие травмы и надолго попал в больницу , а Марио Феррари погиб. На смену Л.Д. Лобасу и был назначен Станкявичус...

Демонстрационный полет на Су-27 с бортовым номером 14 в Италии 9 сентября 1990 г. стал последним в его биографии. При выполнении вертикальной фигуры пилотажа был выполнен ввод в петлю на высоте, несколько меньшей расчетной. Выходя из петли, Станкявичюс почти выровнял самолет, однако справиться с возникшей просадкой машины по высоте уже не смог. Практически плашмя самолет коснулся земли. Произошел взрыв, унесший жизнь пилота и оказавшегося на месте падения члена службы охраны оргкомитета авиашоу Сильвио Моретто.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в городе Каунас (Литва), на Быковском кладбище в Жуковском - мемориальный знак. Имя Станкявичюса носит улица в г.Жуковском.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

инфо: http://www.testpilot.ru/memo/90/stank.htm
 
Вверх