Ту-104АК

Meissler

Активный участник
Поддержу хорошую традицию и выложу планы на 2013 год по восстановлению Ту-104А, борт 42390.
a3555a838a0e.jpg
1. Продолжение восстановление кабины экипажа. Полностью восстановить рабочее место второго пилота (кроме кресла). Полностью выполнить уборку, собрать осколки стекла, крепеж, разбросанные детали приборов и оборудования. Начать работы по рабочему месту КВС.
2. Вставить выбитые иллюминаторы. Попробовать загерметизировать остекление кабины экипажа. Заменить уплотнения форточек.
3. Работы по салону. Снять шторки на снятие выкройки. Навести порядок на рабочих местах инженеров-испытателей. Начать ремонт (или замену) выломанных панелей пола.
4. Исследовать багажники и полости под полом на предмет нахождения всяких мелких (и крупных) полезностей.
5. Откопать стойки шасси.
6. Вывесить самолёт. Накачать пневматики. Заправить правую амортстойку.
7. Перекатить самолёт на новое место стоянки. (С АВ обговорено, конкретное место пока не выбрано, но поближе к цивилизации)
8. Помыть самолёт.
9. Радиопрозрачные детали. Демонтаж, ремонт, окраска, монтаж.
10. Продолжение логистической и исследовательской деятельности. ))

Это, конечно же, программа максимум. Приглашаются все желающие помочь )))

42495.jpg
 

Meissler

Активный участник
Начал очищать приборную панель второго пилота. Краска нанесена минимум двумя слоями. То есть родной слой, а прямо по нему второй, который отваливается огромными (и не очень) кусками.
P1030581.JPG
Родной слой держится крепко, но местами ободран, и весь выцвел, то есть не чёрный, а белесый.Плюс к этому краска специальная. Что то типа шагрени, не знаю научного названия. Приборка имеет следы ремонтов, доработок, заплаток и вставок.
P1030580.JPG
С обратной стороны панель имеет многочисленные очаги коррозии, раковины. Это не есть хорошо.
Исходя из вышесказанного хочу совета по двум вопросам:
1. Как нейтрализовать очаги коррозии (по техописанию, панель изготовлена из магниевого сплава)
и защитить голый металл перед окраской.
2. Стоит ли смывать/счищать родную краску (первый слой), или попробовать по родной шагрени задуть обычной черной краской (можно жидко разведённой).
Кто уже проделывал аналогичные работы?
 
Последнее редактирование модератором:

Meissler

Активный участник
Немного истории.
Ту-104А. Борт 42455. Серийный номер 9350904. Выпущен на ХГАПП в октябре 1959 года. Эксплуатировался в Узбекском УГА, Грузинском УГА, Украинском УГА. Списан в сентябре 1979 года. После списания был установлен в г.Винница в качестве детского кинотеатра. Сохранялся в отличном состоянии до конца 80-х, когда был разграблен и загажен. Порезан в 1991-м на металлолом.
Предлагаю вам фото этого борта. Лето 1985 года. г.Винница
кабина.jpg
Мчащийся навстречу фотоаппарату мальчишка - это я!

ПС. Прошу обратить внимание на мое предыдущее сообщение. Жду совета.
 

Sidor

Старожил
Там оба слоя краски родные. Верхний сохранить врядли удастся, т.к. он отслаивается от времени. Нижний слой можно не снимать, если он нормально держится.
Верхний - это в оригинале злосчастная МЛ-158 (см. технологию нанесения). Вместо неё более-менее схожее покрытие даёт автомобильный антигравий с эффектом шагрени. Потом покажу, какой именно, у меня дома баллон остался.
Если удастся найти контору, которая согласится покрасить по технологии наши панели, то это будет вообще идеальный вариант, конечно. В принципе, там проблемы ровно две: подходящих размеров печь и краска, которая продаётся в количестве от 50 кг, кажется.
По поводу коррозии особо ценного ничего не скажу: зачищать до некорродировавшего металла и покрывать подходящим грунтом, более интересных идей пока нет.
 

Meissler

Активный участник
Верхний слой отваливается большими лоскутами. О нем и речи нет. Нижний местами держится нормально, но местами протерт до металла. Думаю ближе к теплу провести эксперимент по колеровке его черной краской и частичном нанесении твоего чудо антигравия. Насчет конторы, которая по взрослому нанесет ТУ САМУЮ эмаль, было бы неплохо, а еще лучше отправить весь самолет на АРЗ для полного капремонта.
Рыхлую коррозию счистил, раковины глубокие, полностью вычистить сложно. Попробовал нейтрализатором ражавчины пару мест обработать, эффект интересный. Реакция гораздо более бурная, чем по железу, с выделением газа и "пузырением" правда через несколько секунд все стихает и при высыхании покрывается белым налетом.
Продолжение следует...
 

Meissler

Активный участник
В этом году суббота включила в себя день рождения моего сына, и Жени oea_mrast. Эти значительные события было решено отметить трудовыми подвигами. Итак, мысли вслух:

Зима... Ёлка... Приборы... День Рождения... Канун Старого Нового Года...

P1030606.JPG
Ресторерский натюрморт...

Приборная доска разобрана. Теперь у меня два варианта: собрать это все в единое целое как можно скорее, или быть изгнанным из дома женой за "пыль веков", разбросанную по всей квартире.
P1030609.JPG
Оборотная часть панели. В отличие от лицевой, она побита коррозией. После обработки нейтрализатором окислы превратились в такой белый налёт..
P1030612.JPG
Коррозия глубокая, местами около миллиметра. На фото не очень видно (( В дальнейшем оборотная сторона панели будет загрунтована, зашпаклёвана, зачищена, ещё раз загрунтована и окрашена. Для надёжности возможно покрыть сверху полуматовым лаком.
Продолжение следует...
 
Последнее редактирование модератором:

Meissler

Активный участник
Выставляю обновленный список недостающих приборов для восстановления кабины нашего Ту-104АК. Итак:

Панель второго пилота:
1. Указатель термометра ТЦТ-13
2. Навигационный курсовой прибор НКП-4
3. еще одно не идентифицированное отверстие. Фото ниже.

Панель КВС:
1. Авиагоризонт АГД-1
2. [FONT=&amp]Указатель температуры воздуха в кабине ТВ-45
Остальное попробуем восстановить.

Центральная панель:
1. [/FONT][FONT=&amp][FONT=&amp]Указатель манометров низкого давления топлива из к-та ЭДМУ-3 2 шт.
[/FONT][/FONT][FONT=&amp]2. [/FONT][FONT=&amp]Трёхстрелочный моторный индикатор из к-та ЭМИ-3Р 1 шт.[/FONT]
[FONT=&amp]3. [/FONT][FONT=&amp][FONT=&amp]Указатель расходомера топлива[/FONT] из к-та РТС-16 2 шт.
4. Часы АЧс или АЧХО 2 шт. (вторые для штурмана)
5. [/FONT][FONT=&amp][FONT=&amp]Указатель термометра выходящего газа турбостартеров из к-та ТСТ-29 2 шт.[/FONT]
6. [/FONT][FONT=&amp]Указатель тахометра ТС из к-та ТЭ-4 2 шт.
7. Кнопка-лампа КП-5 4 шт.

Для панели штурмана:
1.[/FONT][FONT=&amp][FONT=&amp] Указатель астрокурса[/FONT] из к-та ДАК-ДБ
2. Счётчик пути из к-та НИ-50Б
3. Датчик ветра из к-та НИ-50Б
4. Высотомер ВД-20
5. [/FONT][FONT=&amp][FONT=&amp]Двухстрелочный указатель радиокомпаса из к-та АРК-5 УШДБ-1
[/FONT]6. [/FONT][FONT=&amp]Указатель гиромагнитного и астрокомпаса[/FONT] УГА-1У
7. Курсовой прибор КППМ-2

Сигнальные лампы СЛЦ-51:
1. Красная 17 шт.
2. Жёлтая 10 шт.
3. Зелёная 20 шт.
4. Белая 4 шт.
5. Синяя 1 шт.
Кроме того, еще пять ламп цвет светофильтров которых не идентифицирован.

Просьба модераторам уточнить список недостающего на сайте.

Далее докладываю о завершении первой стадии операции "Будильник". Восстановлены все имеющиеся поврежденные приборы на панель второго пилота.
Также восстановлены приборы ПРВ-46 и Указатель АРК-5 на панель КВС.

ПС. Половина приборов на доске штурмана указана по логике, наитию, и по мотивам...Точной картины, что там стояло на модификации АК нет. Если вдруг, кто то в курсе, буду очень благодарен.
 
Последнее редактирование модератором:

Meissler

Активный участник
Вот непонятное отверстие. Судя по креплению, что то регулируемое, типа с уровнем. Но. Меньше, чем авиагоризонт, больше чем указатель поворота. Какие могут быть варианты?
P1030316 - копия.JPG
А вот восстановленные приборы:
Указатель расхода воздуха УРВК. Было-Должно быть-Стало
P1030571.JPGP1030562.JPGP1030620.JPG

Указатель радиокомпаса УПДБ-2А. Таких было две штуки. Для ВП и КВС. На первом фото прибор КВС сильно поврежден. На втором фото прибор ВП, с выбитым стеклом. На третьем - восстановленный.
P1030570.JPGP1030576.JPGP1030622.JPG

Указатель высотомера малых высот ПРВ-46
P1030573.JPGP1080498.JPGP1030621.JPG
 

Meissler

Активный участник
Невидимка

От того кому не лень писать тем, кому не лень прочитать, или небольшой детектив.

В связи со временным отбытием бригады по восстановлению нашего Ту-104 в моем лице на Сахалин, отчеты по практическим работам пока прерываются. Зато предлагаю вашему вниманию описание моих размышлений над одной задачкой.
Итак, если кто читал мои предыдущие посты, могут помнить о странном приборе, на котором вместо стекла стояло оргстекло, вырезанное вручную. Я ещё предположил, что этот прибор пытались восстановить, на что мне было отвечено, что никто этого самолёта почти не касался. Ещё мне Паша Shy и ALEGG говорили, что на нём в своё время закрывались капоты, заклёпывались выбитые иллюминаторы. Тогда же ребята были и внутри самолета. Это, так сказать, присказка.
Переходим к главному. У меня есть три подборки фоток (назовём это так) внутренностей нашего борта. Первая сделана неизвестно кем, неизвестно когда. Выявлена в интернете. Вторая подборка сделана именно во время вышеописанного посещения самолёта названными лицами. И третья сделана в наши дни буквально мной. (На одной из первых фоток изображен некто, правда со спины)
Пытаясь восстановить картину расположения приборов на приборных панелях я долго и тщательно рассматривал и сравнивал все эти фотографии. Пытался разглядеть и разобраться. Что мне в конце концов и удалось (скромно так....) Но, в голове вертелся какой то вопрос, какое то чувство, что есть что то нелогичное в этих фото. Пару дней назад я понял, что именно меня смущает. На фотках, которые идут сначала по времени показаны панели, например, центральная, на которой в наличии почти все приборы, правда, побитые. Так же и на приборках КВС и ВП. А на второй подборке фото этих приборов уже нет! Кому понадобилось снимать разбитые приборы без стрелок?
Вчера до меня дошло. Снимали то их для реставрации... Доказательство: На первой подборке фото изображены Махметр, Указатель высоты и перепада давления на панели ВП. Разбитые. На второй подборке фото их нет на приборке. В октябре же я нахожу эти приборы на борту. Целыми. Кому понадобилось заменять разбитые приборы на целые? Ресторерам.
А теперь, внимание, вопрос!
Кто это делал? Хотелось бы знать ответ на этот вопрос, по двум причинам. Первое-человеку можно сказать спасибо за работу.
Второе, возможно, он знает, куда делись разбитые приборы с центральной приборки и штурманской. Ведь они сейчас абсолютно голые!
Уважаемые ветераны ресторерского движения, пожалуйста, подумайте, может что то всплывет?
А то прямо детектив какой-то получается...

Ну и еще немного мистики напоследок...

В прошлый раз, работая в кабине я почувствовал как по спине побежали мурашки.... Самолет, в котором я находился, начал шевелиться!!!

Я быстро открыл форточку, чтоб оглядеться. А это ребята с лопатами залезли на крыло, чтоб очистить его от снега )))
 

Meissler

Активный участник
Субботник 09.02.13
Этот субботник прошёл без особых происшествий и достижений. Прибыв в Монино около 10 часов, на борт попал около 12-ти, преодолев около 150м снежной целины глубиной по колено, а местами ещё и глубже. Протоптав дорожку и поняв теоретическую возможность доставки лестницы, я взял оную и, вспомнив бессмертный шедевр Репина "Бурлаки на Волге", потащил ее за собой волоком. Но в итоге в самолёт я проник. Что интересно, снега в салоне больше не стало, наверное в прошлый раз я закрыл заслонки плотнее. В кабине обычный мрак, открыв форточку КВС, ещё полчаса потратил, сметая полуметровый слой снега с той части остекления, до которой смог дотянуться. Часть снега попадает при этом внутрь, но тут ничего не поделать. Стало светлее, можно работать. Мучения со стремянкой и лазаньем по глубокому снегу заставляют всё серьёзнее думать о перемещении самолёта поближе к цивилизации, то есть к расчищаемым дорожкам.
Удалось сделать немного, затевать что масштабное не было желания, поэтому то тут чуть-чуть, то там чуть-чуть. Ставил крышечки, заглушки, блоки, во множестве разбросанные по салону. В очередной раз заглянув в подпольное пространство, смог разглядеть там многочисленные артефакты. По теплу надо туда загнать кого-нибудь поминиатюрнее с фонариком с целью извлечения всяких археологических ценностей на свет. То есть в салон. Блоки почти все сняты, раскурочены, видимо в поисках драгметаллов. Также с грустью обнаружено отсутствие двери в закабинный отсек РНО самолёта. Надеюсь, она где нибудь найдется в подполье. Если нет, придётся думать над её изготовлением на стороне, вместе с дверью в кабину экипажа.
Продолжил работы по рабочему месту ВП. После снятия приборки там осталось несколько вспомогательных панелек, которые тоже надо будет красить. Отсюда вопрос, снимать их, или красить на месте, маскируя окружающее пространство. В первом случае, попадаем на трудоёмкий процесс демонтажа-монтажа, во втором - на сложность в покраске и маскировке. Надо будет решить, что проще (можно, в принципе, снимать эти панельки, и покрасив, ставить, не стыкуя внутренние коммуникации, но, думаю, это не наш метод. Поправьте, если ошибаюсь).
А вот с полом, боковой панелью, рамами приборки, педалями, колонкой штурвала такого выбора нет, снять их почти нереально (если нет желания разобрать пол-самолёта). То есть придётся красить на месте, с соответственной подготовкой поверхности, маскировкой. Краска отваливается огромными клочьями, порой до 100см2, наносилась она в несколько слоёв, кистью, тяп-ляп. Цвет похож на 4БО, если кто разбирается, пусть подскажет, что за краска и где взять.
И несколько фото:
Вот так выглядит ЛКП пола
P1030672.JPG
А это боковая панель ВП. Краска облетела до грунта.
P1030673.JPG
Состояние фирменной краски, применявшейся в покрытии панелей кабин Ту-104, 114 и др.
P1030678.JPG
Боковая панель. Видны сектора РУДов. "Дроссель открыт" Так раньше называли "взлётный режим" :)
P1030679.JPG
Все работы выполняются под неусыпным контролем Андрея Николаевича Туполева. Приходится работать на совесть. А она, как известно - лучший контролёр! ;)
P1030681.JPG
А это Паша Shy умудрился посадить ГАЗ-66 на брюхо. Пришлось вылезать и помогать ему откопаться.
P1030676.JPG
Заснеженный Туполь. И импровизированные сани-стремянка. Не смотрите на глубину снега в районе колёс. Вокруг гораздо глубже!
P1030682.JPG
 
Последнее редактирование модератором:

ALLEGG

Старожил
Сегодня день прошел под девизом "Дружба бортами" Егор припер панель правака с Ту-104, имелся вырыв материала.
Занимался восстановлением.

Вот такое печальное зрелище



Козырек тоже печальный



пришлось приклепать вставку





Попробовал чистить. Чистится мрачно. Решили дождаться тепла и воспользоваться смывкой.
 

_ПЗ_

Старожил
Если краска хорошо держится, зачем ее соскабливать? Нельзя просто неровности сверху зашкурить, и потом поверх красить?
 

Meissler

Активный участник
Не получится. Она лежит очень неравномерно, местами очень хорошо, жаль снимать, местами голый металл (он покрыт окислами, читай шкурить), а местами вообще непонятно что, какая то липкая субстанция. Так что я поначалу тоже хотел оставить родной слой (это указано в более ранних сообщениях), а потом понял, что от этого почти ничего не выиграешь, только лишней работы себе добавишь. Поэтому решено снимать все до металла, потом грунтовать, красить, ну все, как положено.
 

_ПЗ_

Старожил
Тогда надо тщательно выковыривать все из канавок. Догадываюсь, там раньше белые окантовки были. Иначе старая краска сыграет роль шпаклевки - канавки не будут читаться после перекраса.
 

Meissler

Активный участник
23.02.2013
Праздничный субботник прошел как-то по праздничному. Долгожданное солнце сопровождало нас всю дорогу в Монино, предвещая хорошую погоду, мороз и солнце.
Поначалу самолёт не хотел нас пускать внутрь. Люк примерз. Лишь дружеское похлопывание черенком лопаты заставило его одуматься и вести себя прилично. Были небольшие опасения связанные с появлением на крыльях следов непрошенных гостей, Гомо НедоСапиенс, так сказать. К счастью, внутрь они не пробрались, машина и так настрадалась с такими гостями.
Накануне было решено снимать все приборные панели для того, чтобы красить это все хозяйство скопом, вместе с панелями Ил-10. Поэтому набросились на приборки. С рабочего места ВП сняты небольшие вспомогательные панели. Остальное придётся красить на месте, маскируя окружающие детали, ибо демонтажно-монтажные работы представляются весьма и весьма внушительными.
Тут хочу отвлечься и сказать, что работа вдвоём с человеком, у которого руки растут оттуда, откуда надо, ускоряет процесс не в два, а примерно в три раза. Вот такая арифметика. Пока Sidor возился с панельками, я занимался приборкой КВС.
За день у нас побывало немало гостей. Я постарался дать кое-какую информацию по борту. Репетирую выступления на будущих ДОД )))
За час до конца работы стало понятно, что приборку КВС мы можем добить. Активизировавшись, мы это всё-таки сделали! Но в самом конце работы она никак не хотела сниматься: то тут, то там находился какой-то скрытый винтик или провод, который не пускал панель. Видимо, самолёт не хотел с нами расставаться и таким образом удерживал нас. Но приборка снята, надо заметить, что с панелью ВП я возился 4(!) субботника. А тут сыграло роль наличие второй пары хороших рук, опыт, и очень полезный девайс под названием ударный шуруповерт и под именем Макита. Ну и еще не такое обилие тумблеров, как у второго пилота.
И еще одна победа дня. С передней входной двери Sidor-ом снята ручка. Выкручен винт, считавшийся невыкручивающимся. В дальнейшем постараемся это достижение развить в сторону антивандальной защиты борта.
К сожалению, несмотря на прекрасную погоду, фоток почти нет. Было просто некогда. Снимали многие другие, так что, надеюсь они иллюстрируют этот замечательный день.
Большое спасибо ALLEGG, потратившему целый день на восстановление приборки ВП. Олег, впереди тебя еще ждут великие дела! ))
Sidor-у большое спасибо за Макиту, и работу в кабине. Будем держать в том же духе!
Вот так выглядело место КВС сегодня утром.
P1030701.JPG
А вот так выглядят многие вспомогательные панели после визитов непрошенных гостей.
P1030702.JPG
 

Meissler

Активный участник
Тогда надо тщательно выковыривать все из канавок. Догадываюсь, там раньше белые окантовки были. Иначе старая краска сыграет роль шпаклевки - канавки не будут читаться после перекраса.
Ну конечно же, Дима, все так и будет, не переживай. Кстати, у ВП окантовка пилотажных приборов Белая, Топливомеров - Желтая, Указателей системы ПОС - Синяя. Ну и вокруг указателя положения закрылков - Бело-Желто-Красная :)
 
Последнее редактирование модератором:

Meissler

Активный участник
Пока есть время, и невозможность развернуть крупномасштабные действия на самолёте по погодным условиям, работы протекают на дому. Полностью разобрана приборная панель КВС. Тут я столкнулся с некоторыми трудностями. Например, почему то заклёпки на панели КВС сидят с бОльшим натягом, чем это было на панели ВП. Соответственно, удаление заклепок было сопряжено с бОльшими усилиями. Некоторые шильдики (таблички с подписями к некоторым органам управления) дали небольшие трещины, тоже считаю в связи с неправильным подбором диаметров заклёпок и посадочных отверстий под них. Но это не страшно, когда все соберём обратно, видно ничего не будет. Козырёк придется делать заново, (или менять, если удастся найти что то на замену), потому что вырывы огромные, около трети общей площади. Сама приборка также, как и у ВП, имеет следы многочисленных доработок при ремонтах. Например, одно из "родных" гнезд, заделано заплаткой, которая заклепана, да ещё и на болты посажена. Завтра планирую все притащить в ангар, чтобы по теплу снять краску смывкой, и почистить от обильной коррозии. Ну и шпаклевать-грунтовать-красить, естественно. Большие опасения вызывает повреждение самой панели. Удастся ли выгнуть повреждённый участок, чтобы он не отломался? И надо поставить такую же накладку, как и на панель ВП. Придётся идти на поклон к дяде ALLEGGу! )))
Параллельно продолжаются работы по восстановлению поврежденных приборов. Восстановлены: ещё один КУС-730/1100, ВАР-30-3, ВАР-75М, Указатель температуры "выходящих газов" двигателя (наименования времён 50-х гг.). Остаётся еще тахометр.
Вариометры ВАР-30-3 крепятся к панели при помощи хомутов. Некоторые из них повреждены, так как выкрутить из них винты не представляется возможным, высверлить тоже очень трудно. Идеальное решение - менять. А есть ли у нас в закромах такие вещи?
И немного фото, для иллюстрирования процесса.
вот такой огромный кусок оторван. Надеюсь, понятно, какой он должен был быть?
P1030706.JPG
А вот это вырыв да и еще и все вокруг вывернуто...
P1030707.JPG
Состояние краски. Кстати, забавно, что верхний слой чёрной краски закрывает оригинальную цветную окантовку указателя положения закрылков УЗП-47 ))
P1030714.JPG

Остальные фото приборов и хомута несколько позже...
 

ALLEGG

Старожил
Вот тебе Егор панель КВС.



При подгонке надо будет поработать напильнегом. Уголки подрежем малость и замажем щчелочку.
 
Вверх