Ту-104АК

Тема в разделе "Реставрация экспонатов", создана пользователем Sidor, 7 окт 2012.

  1. Meissler

    Meissler Активный участник

    02.03.13
    Субботник получился коротким, так как уехать пришлось в два часа.
    На борт попал рекордно рано. Могло бы быть еще раньше, если бы 7-й ангар был открыт (а там стремянка, носимая, мною, кстати, на шее в виде хомута. Кто бы сфотографировал такой способ перемещения стремянок. Наверное прикольная была бы фотка)
    Люк опять примёрз. Накануне температура плюсовая, а с утра хороший минус. Но, тут я уже готов был к этому фокусу, и несколько ласковых ударов молотком (через деревяшку) по люку, заставили его опомниться. И вот, в 10.40 я на борту. Есть рекорд зимнего времени!
    Выгрузив восстановленные приборы, и разложив инструмент, приступил к продолжению работ, направленных на превращение кабины в хаос проводов, шлангов, трубопроводов. Короче, по демонтажу панелей.
    Снял указатель поворота ЭУП-53 (не путать с поворотником на легковушках!), оставленный в прошлый раз, на ремонт. Решил снять панель штурмана. Она с одной стороны, сильно пострадала, придется опять рихтовать, править, заклёпывать, шпаклевать... С другой стороны, покрытие в хорошем состоянии, гораздо лучше, чем у пилотов. Причём, с изнаночной стороны, тоже. Хотя, и там присутствует шелушение краски и коррозия. Изнанку в любом случае шкурить, и перекрашивать. Один из тумблеров убит. Придётся менять, вроде где-то в ангаре были запасные. Откинув штатно приборку, снял ее за полчаса. Мысленно ругнувшись, вспомнил мучения с панелями пилотов, где как уже неоднократно говорил, штурвалы застопорены так, что приборки не откинуть, и работать приходилось в крайне неудобном положении. Весной будем снимать управление со стопора!
    Пришёл Sidor, работать стало веселее )) Он занялся левым бортом, разбирал органы управления КВСа (как звучит!). Володя, в авиации есть правило, кто разобрал, тот и собирает, так что.... )))
    К обеду, подустав от кабины, перешли в салон, в очередной раз осматривая фронт предстоящих работ. Кстати, не только усталость выгнала в салон, но и холод. Несмотря на теплую одежду, монотонная работа в неудобной скрюченной позе, как то заставляет искать работу, требующую движения.
    Вылазки в салон вызывают уже не громкий мат в адрес Недосапиенсов (R), а мысли о том, как это всё превратить в более презентабельный вид. Я залез в один из отсеков подполья, извлёк на свет всякую всячину. Но нужно тепло, более лёгкая одежда, фонарь для тщательного осмотра. Там же, кстати, ещё и кладбище птичек, залетевших в Тушку и там же откинувших крылья и лапы.
    Ещё мы нашли места установки кое-каких приборов и деталей кабины. Тоже полезное дело. А потом мы пошли осматривать туалеты. Они в неплохом состоянии, хотя, конечно, могли бы быть и лучше. Нет раковины в женском туалете, светильников, зеркал, тоже. Зеркала вырезать и отделать деревом проблем вроде особых нет, светильники на Ту-104 были "цивильного" типа, надо искать в магазинах. Что-то подобное найти вполне реально. Диван в женский туалет тоже можно подобрать, но это уже далёкая перспектива. Для начала надо дверь в мужской туалет отремонтировать. Для этого придётся сделать бутерброд тонкий пластик/пенопласт/тонкий пластик, и отделать деревом. И кто-то должен взять на себя смелость отмыть унитазы от фекалий Чужих.
    Тут к нам в гости пришла Катя, и мы провели мини-экскурсию по самолёту. Немного фото.

    Нужна одна такая фара
    P1030732.JPG
    Обтекатель РЛС просится на ремонт
    P1030733.JPG
    панель штурмана в откинутом положении. Работать очень удобно.
    P1030734.JPG
    Эта панель стоит в проходе между пилотами. Интересует нижний девайс. Кто знает, что это такое? Цифры в окошках переключаются с разницей в 180. То есть, если в верхнем окошке 150, при переключении возникает цифра 330. Володя предположил, что это нечто, используемое на посадке.
    P1030735.JPG
    Крючки в туалете водружены на положенное им место
    P1030736.JPG
    Результат работы Sidor-а. Внизу пресловутый рычаг стопорения управления.
    P1030738.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 3 мар 2013
  2. _ПЗ_

    _ПЗ_ Старожил

  3. _ПЗ_

    _ПЗ_ Старожил

  4. Meissler

    Meissler Активный участник

    Спасибо, Дима!
    Конечно, в курсе. Контакт налажен, есть даже результаты сотрудничества. Работаем-с ))
     
  5. Sidor

    Sidor Старожил

    Сегодня встретился с Ромой Fulcrum, если кто помнит такого. Он когда-то давно начинал заниматься Ту-104 и забрал кое-какие приборы для восстановления. В общем, эти приборы теперь у меня в количестве 13 штук, из которых 10 родных от Ту-104 и ещё 3 топливомера, добытых Ромой в каком-то заброшенном сарае на Чкаловском (кажется). Итак, спасибо Роме, что хоть и не отремонтировал, но зато сохранил приборы от их кражи и спасибо за +3 топливомера. На фото на заднем плане лежат 3 топливомера, такие же, как передний, стёкла целые.
    И да, спасибо Павлу за кучу светофильтров!
    DSC00773RC.jpg
     
  6. Meissler

    Meissler Активный участник

    Хочу также поблагодарить Рому Fulсrum за работу на самолёте несколько лет назад, за сохранение приборов и за то, что откликнулся на нашу просьбу. Спасибо Володе Sidor за то, что довёл до логического конца начатое мною расследование (если кто читал эту ветку помнит рассказ о ресторере-невидимке). И спасибо Павлу за светофильтры. Их нам надо много, около сотни. Три родных найдены на борту, плюс эти, и комплектность кабины еще не 100%, но уже гораздо ближе к этой цифре!
     
  7. Foxhound

    Foxhound Старожил

    Фара есть в домике.
    Прибор это по ходу доисторический МСРП.
     
  8. tester

    tester заблокирован

    да не, что ему делать в кабине-то? Скорее всего, это курсо-глиссадная система.
    Есть лампочки прохода приводов (маркер), есть частота курсового маяка и магнитный курс полосы (поэтому 150->330, 90->270 и т.п.)
     
  9. Meissler

    Meissler Активный участник

    Это КГС. хотелось бы взглянуть, как это выглядело. Можно ли восстановить или надо где то искать. У ВП то же самое.
     
  10. tester

    tester заблокирован

  11. Meissler

    Meissler Активный участник

    Конечно, задумывался. Вообще то я думал, что покраска таких больших машин-удел профессионалов.
    Во многом с тобой согласен. Во-первых, не в курсе, чем не устраивает покраска Як-40 и В-12? Вроде где то промелькнуло, что на Як-40 покраска потрескалась. Во-вторых, согласен, что перед покраской больших машин, надо потренироваться на "кошках". Делать что то надо, тогда, возможно, будет успех. У нас одна проблема - отсутствие рабочих рук. Не знаю, сколько народу будет летом, но если мы "навалимся" на Ил-10, к примеру, то вся остальная работа встанет. Лично я не смогу приезжать каждую субботу, к сожалению. Основная работа это не позволит. А хотелось бы в этом сезоне перетащить самолет, помыть, планы я выкладывал. Люди нужны, люди! К сожалению, не представляю, как реально привлечь энтузиастов...
     
  12. Meissler

    Meissler Активный участник

    Да, Дима, все это ты правильно и здорово описал и рассказал. Не вижу причин и повода не попробовать предложенный тобой вариант "штурмового" метода работы. Согласен, если собрать 5-8 человек и направить их в нужное русло, то можно горы наворотить. Пока вижу такие подводные камни.
    Организационный. Приехало 8 человек работать на Ил-10. Надо подготовить фронт работ, надо каждому растолковать, что и как делать, причем буквально разжевать, чтоб каждый далекий от такой работы человек понял, что, зачем и как ему тереть\чистить\крутить\красить. Возможно, кому то покажется что это ерунда, мол, командовать, чего ж проще. Отнюдь. Именно грамотное руководство, вот что самое сложное и чего у нас (имею в виду не только музей) не хватает. Пример - руководство нашей страны. Иначе получим слоняющуюся вокруг самолета толпу, которая будет глазеть на то что делает один два человека, которые поняли/умеют делать то, чего от них потребовали.
    Технический. Инструмент/химия/защита. Надо будет каждого обеспечить необходимым для работы.
    Человеческий. Например, записалось 8 человек. которые будут "стопудово". Приехало трое. И не потому что такие разгильдяи, а потому что все мы люди со своими делами, семьями, заботами. А кто-то приедет и скажет, нееее, этим я заниматься не буду. Хочу вот этим. И тут тоже ничего не скажешь, люди за работу не получаюст ничего, кроме морального удовлетворения. Ну и распорядок дня. Один приехал в 9 утра, другой в 10, третий к обеду. Один уехал в 2 часа дня, другой в 8 вечера. Один без обеда. другой с перекурами и обед с дремотой. Все это отследить, чтоб соответственно всех озадачить будет очень непросто.
    Ну а буржуи... Может у них кроме конкорда и нет ничего? Или живут они в 15 минутах езды от конкорда, а не в 3-х часах, как у нас? Или может у них как то организовано все по-другому? В-общем, записываемся в командировку к ним в ЗаБугорье, для заимствования передового опыту. (невеселая улыбка)

    ПС. Может это обсуждение перенесем куда-нить, а то прямого отношения к теме этого раздела не имеет...
     
  13. Чёрно-Бурый

    Чёрно-Бурый Активный участник

    Проблемы в подготовке к покраске Ил-10М как раз и состоят в отсутствии большой бригады. Не смотря на то, что смывка СП-7 смывает краску очень хорошо, не трогая при этом анодирование, но одному (как это было летом), да даже в двоем (чего вообще не было) это делать можно бесконечно. Дима прав, тут нужна относительно большая бригада - я думаю человек 5-8 будет достаточно. И я неоднократно говорил АВ об этом - летом, осенью, даже зимой. АВ отвечал, что все знает и все понимает и при первой возможности выделит народ, но, увы, этого пока так и не произошло.
    Тут еще стоит отметить, что смывка СП-7 очень ядреная и токсичная вещь, поэтому абы кого работать с ней пускать нельзя - сразу отметаются товарищи до 18 и девушки независимо от возраста + у кто-то может оказаться чувствительным к смывке. К тому же костюма хим.защиты только 2 причем 1 надо менять. Фильтры в респираторах надро менять - они уже давно забились и от них больше вреда чем пользы. Имеющиеся специальные щелоче/кислотостойкие перчатки помогают, но не до конца - смывка (у которой, к слову, Ph 10-11) все-таки жжет руки и приходится каждые 20-30 минут снимать перчатки и мыть руки в воде. И вот подумайте теперь, приняв во внимание вышенаписанное, легко ли будет собрать бригаду 5-8 человек? Отвечу - не так легко как вам кажется.
    Касательно полировки до блеска каждой панели. Дима опять же все правильно сказал. И, я понимаю, он намекает на субботу, но в субботу, я уже начал обдирать краску с боковой поверхности панели (другие были уже ободраны ранее) и надо было закончить не бросая на полпути.
    С третьей стороны, большую бригады собрать не так то просто, ибо все-таки есть такие общие текущие задачи как перетяжка самолетов, на которые забивать ну никак нельзя. Да, где-то может справиться 2+4 человека (2 в кразе, 4 отслеживают путь самолета), но ведь где-то надо и физическую силу приложить! И кого для этого отправлять? Добролета, Толика и Андрея? Или может их смотреть отправить? Так они уже посмотрели один раз, что Ил-76 поцеловал нос Ан-22 (от серьезных повреждений спасла только молниеносная реакция шая). Вот и приходится отрываться от основного проекта и идти двигать.
     
    Последнее редактирование модератором: 26 мар 2013
  14. Foxhound

    Foxhound Старожил

    Все это очень хорошо бы реализовать, но вы поинтересуйтесь у А.В. о планах на весну и лето. Сразу станет понятно, что предложенный вариант не сработает.
     
  15. Meissler

    Meissler Активный участник

    Какое бурное обсуждение )) Ну что сказать, каждый прав со своей точки зрения. Было бы замечательно, налетели толпой в 8 человек, за месяц выпихнули Ил-10М, еще через месяц Як, и в ангаре стало бы свободнее. И результат налицо. Но, к сожалению, у нас тришкин кафтан, или "война бедных", как хотите, назовите. Тут усилили, там оголилось. Зимой добрая половина человекочасов ушла на беспощадную борьбу со снегом. Его, как назло в нашем регионе, почему то много. По весне начнется подготовка к ДОДам, проведение оных, работы после ДОДов. А людей мало. И работаем лишь по субботам. В-общем, существующими силами на реальный прорыв надеяться наивно. Пока все не решат, что "навалиться" это лучший вариант, ничего не получится.
    теперь пару слов по технической стороне вопроса. Работа со смывкой - э то жесть еще та. Если впридачу еще не хватает СИЗ, то и затевать нечего. А по поводу "планов на весну-лето" неплохо бы их выложить в том же закрытом разделе, чтоб избежать недомолвок, недопониманий и разночтений.
     
  16. Чёрно-Бурый

    Чёрно-Бурый Активный участник

    Meissler, во истины ты прав!!!
     
  17. Meissler

    Meissler Активный участник

    Я давно хотел объединить все темы, касающиеся вопросам по Ту-104 в одной. Кстати, это предложение и к администрации сайта, можно что то существенное из других веток перенести сюда, а флуд удалить. Можно обсудить этот вопрос.
    После бурного обсуждения вопросов штурмовых операций в области авиареставрации малыми силами, попробую сменить тему и рассказать о самолётах-памятниках.
    В первой части рассказа я перечислю все сохранившиеся на сегодняшний день Ту-104. Если я чего то не знаю, прошу меня поправить. Итак...
    Мне известно о схранившихся на сегодняшний день пятнадцати самолётах Ту-104. Три из них находятся у единственного иностранного эксплуатанта - Чехии. Что интересно, сохранены три из шести, летавших под маркой CSA. Остальные три были потеряны в авиакатастрофах и авариях, но об этом позже.
    1. Ту-104А OK-LDA. Музей авиации в Праге. Судя по внешнему виду, очень неплохо себя чувствует, чего и нам желает.
    052695.jpg
    2. Ту-104А ОК-LDC. Деревня Петровице. Салон-ресторан. И я там был, медовуху-сливовицу пил. Могу ответственно заявить: ресторан пользуется популярностью. Состояние неплохое. Кабина частично сохранена.
    052690.jpg
    3. Ту-104А. Посёлок Оломуц. Видимо, тоже кафе. больше ничего не знаю.
    Olomouc_letadlo.jpg

    Три машины остались в Украине.

    4. Музей авиации Жуляны (Киев). Ту-104 борт Л-5415. Один из первых "чистых (без буквы)" 104-х. Состояние судя по всему, хорошее, что внутри, не знаю. По некоторым данным, возил Маршала СССР Ворошилова К. Е. Списан после аварийной посадки на "брюхо".
    Л5415 (4).jpg
    5. Музей Харьковского авиазавода. Ту-104 АК, борт 42389, он же 47 красный, родной брат нашего. То же самое, внешне очень даже ничего, что внутри-неизвестно.
    42389-Харьков (2).jpg
    6. Город Житомир. Ту-104А, борт 42387. Вроде как самолёт маршала СССР Жукова Г.К. Находится в городском парке. Внешне состояние плохое. Изрисован, побит, не мылся десятилетиями.
    42387 (2).jpg
    Ну и еще в Риге находятся остатки кабины Ту-104А 42328. Когда то стоял и весь самолёт, но после пожара оставили лишь остатки кабины. Внутренности почти не сохранились.
    42328.jpg
    Продолжение следует. Дальше будет то, что "сохранили" мы, россияне.
     
    Последнее редактирование модератором: 28 мар 2013
  18. tester

    tester заблокирован

    Редактировать сообщение ->расширенный режим -> управление вложениями и в открывшемся окошке с вложениями (внизу) если навести курсор, то появится иконка "Х" - вот её и нажимаем
     
  19. ALLEGG

    ALLEGG Старожил

    Поделюсь опытом. Выше уже писал на эту тему и пытался объяснить молодому человеку - что такое очистка и покраска и с чем ее едят. Жаль что он так и не читал мои объяснения, а бычился и доказывал мне, что нужно больше пИсать на форуме. Все это считаю чесом обыкновенным, язычным ))))). На Миг-3 сколько народу в первый субботник навалилось? Человек 20 не меньше. Все силы волонтерской организации, вооруженные интсрументом и т.дщ. Все переоделись в костюмы, вооружились двумя бочками смывки и керхерами, куча ацетонов, щеток, шпателей, растворителей разных... УРАААА!!!! все кричали и позировали в камеры, сейчас как навалимся и помоем старика от краски....Но не тут то было...Старик такие всем зубы показал!!!!! Через час работы улыбок то на лицах поубавилось. А к вечеру так и вовсе приуныли. 2 кв.метра очистили в первый субботник всей гурьбой, и то с таким трудом. Потом энтузиазм высох как Аральское море. И к следующему субботнику такая работа, неинтересная, всем надоела. Пошли дальше катать квадратное и возить круглое. Тут написать на форуме можно все, кроме мата."Навалиться бригадой в 8 человек и выкатить Ил-10М из ангара через 4 дня". Не хочу писать плохое слово - а вот .... то там!!!!! Не выкатите и через месяц и два. Если выкатите, то качество будет такое, как Димыч написал- "вылить ведро краски и забыть". Я много думаю по Ил-10М. Сам появляюсь набегами и первое что пока удалось сделать, договорился с АВ, чтоб Черно-Бурого не снимали с борта. Это уже победа. Скоро опять стану появляться и опять начнем решать вопросы. А вопросов очень много. Самолет маленький, а проблем не меньше чем на ваших глобальных лайнерах. Опыт уже подсказал, что тотально чистить самолет от краски долго и трудозатратно, поэтому пытаемся подходить комплексно. Там, где краска не вспучена, просто заматуем и покрасим. Нижнюю часть фюзика и плоскостей обдирать не будем и такие решения принимаются по мере поступления проблем. Так попробовали, трудно, так попробовали, трудно, но в конце концов найдем оптимум. Ещё раз для всех повторюсь. Нет быстрых решений данного вопроса. Зато уверен на 146% - Сделает Таманец Яка, пусть еще два года пройдет и забудут о нем на 50 лет. Это того стоит. Сделаем Ил-10, надеюсь не хуже. Отгрунтуем все что можно и где гниет. Залезем во все ниши. Кабину восстановим с максимумом натурприборов. Если будет бригада не менее 2-3 человек на борту, то работа потихоньку и продуктивно будет продвигаться. А загнать 10 человек, из которых 8 будут мешать друг другу, ничего не изменит. Ну нет у меня такого большого для всех объема в один присест. Постоянно то этого нет, то этого нет, то полотна нужны, то респираторов не хватает. Химзащиты вообще уже нет. Одни тряпки половые остались. Считаю справедливым делать то, что каждому под силу и по желанию. Приехал - уже хорошо, помог притащить бочку это уже здорово, а если почистил снег и более того, помог в реставрации....слов нет....ЭТО ПРАЗДНИЧИЩЩЕЕЕ!!!! Не всем это г...но (возня со смывкой) по душе, но никто не заставляет, катай бочки, маши лопатой, ковыряй мотоблоки и автомобили. Любой труд тоже в почете. Считаю каждый старший по борту должен себе подыскивать и отвоёвывать нужные руки. Аккуратно, не в ущерб общим работам, которые тоже нужно делать. Где то нужно проявить гибкость, а где то твердость, желательно не испортив отношений с людьми. У меня, признаюсь, это с турдом получается.
     
    Последнее редактирование модератором: 28 мар 2013
  20. Meissler

    Meissler Активный участник

    Часть вторая
    История, которую мы "сохранили"
    Итак, тут перечислим самолёты Ту-104, оставшиеся в разном состоянии на территории РФ.

    7. Начнём с нашего монинского борта. Ту-104АК, 42390, он же 46 красный. Ни представлять, ни описывать его состояние думаю не стоит
    42390-монино-2.jpg
    8. Еще один его родной брат. Ту-104АК, 48 красный. Находится в Чкаловском, в крайне печальном состоянии.
    48.jpg
    9. Ту-104Б 42507. Находится на развилке у Внуково. Раньше стоял на ВАРЗ, где являлся классом гражданской обороны. Покрашен фейк-ливрею, нанесены фальшномера и установлен на постамент.
    42507 (3).jpg
    10. Ту-104Б 42460. г.Рыбинск. Установлен в центре города. Сейчас находится в неухоженном состоянии, многие деталиоторваны на сувениры, сам самолет изрисован. Как внутри - неизвестно.
    42460.jpg
    11. Ту-104А 03 синий (военный) Находится в детском лагере под Н.Новгородом. Вроде как был пожар. Как состояние - неизвестно.
    03-Н.Нвгрд (2).jpg
    12. Ту-104 42322 Ранний Ту-104. Служил в ВМФ. Знаменит тем, что совершил последний официально зарегистрированный полет самолета типа Ту-104 по маршруту Мурманск-Шереметьево-Ульяновск в 1986г. Находится в музее ГА в г.Ульяновск. Самое лучшее состояние из всех Ту-104 в нашей стране. Хотя тоже весьма запущен.
    42322.jpg
    13. Ту-104Б 42417 Омск. Находится в аэропорту, является тренажером то ли для спасателей, то ли пожарных, то ли и тех и других. Состояние, скорее всего плачевное.
    42417-2.jpg
    14. Ту-104А 42382 Бердск, Новосибирская область. На территории аэроклуба, в салоне хранятся парашюты. Состояние неплохое, при приложении рук, можно сделать, хороший экспонат. Там трудится наша коллега, по имени Маша. От её имени передаю Монинским ресторерам привет и пожеланий успехов.
    42382-бердск1.jpg
    15. Ту-104А 42365. Томская область. Находится на территории дома отдыха. Состояние неизвестно. Надеюсь скоро получить по нему информацию, когда туда съездит вышеупомянутая Мария.

    42365-томск.jpg
    16. Ту-104Е 42441. Самара. Единственный оставшийся из двух построенных Ту-104Е. Находится на территории Самарского университета. Состояние хорошее, кабина почти целая, в салоне тоже кое-что осталось.
    42441-самара.jpg

    Вот эти шестнадцать самолетов остались от более чем 200 произведенных. Возможно, Ту-104 был рекордсменом по колическтву установленных самолетов в качестве памятников и музейных экспонатов. Поколение 50-х и 60-х по праву гордилось этим самолетом, выдающимся достижением советского народа, который сразу после разрушительнейшей войны смог создать такое чудо техники, ещё не до конца оправившись от тяжелейших увечий Великой Отечественной.

    В следующей части я попробую воссоздать список всех монументов Ту-104.

    Если у кого то есть какая то информация по вышеперечисленным сохранившимся 16 самолетам, буду очень благодарен если поделитесь.

    К администрации сайта. Предложение объединить все темы по Ту-104 в силе.
     
    Последнее редактирование модератором: 28 мар 2013