Ту-144

_ПЗ_

Старожил
Знакомство
В марте 2008 года я влился в ряды Монинских волонтеров. Так получилось что в первый же день я побывал практически во всех экспонатах (в которые в тот момент был доступ) и Ту-144 из их числа.



Признаюсь я был поражен. И поражен не гением научной мысли и силой Страны которые создает такие авиационные шедевры, а плачевным состоянием, в котором прибывал самолет. Непонятно как, но охотники за цветным металлом, да и просто хулиганы смогли проникнуть внутрь.


Кабина была разграблена, приборы отсутствовали и частично разбиты, обшивка была вскрыта и из нее торчали вырезанные провода. В пассажирском салоне картина была не лучше. Складывалось такое впечатление, что человек, который сюда пришел мстил за что-то самолету. Резал и крушил сидения, разбивал панели вызова, бил плафоны вызова бортпроводников, рвал потолочную обшивку ради 30 граммов меди. По всей длине самолета были раскиданы приборы, части обивки, сломанные кресла.


Самолет был изуродован от носа до последнего аварийного выхода. Борт в тот момент мне показывал П.П, который руководил восстановлением. Но что он мог сделать один в этом большом лайнере, да и постоянные посторонние работы в музее забирали порой целый день.


С тяжелым сердцем я покидал борт Ту-144. Но глаза мои горели энтузиазмом как и у всех нас. Я понял что попал туда где давно хотел оказаться. Я понял что попал в команду единомышленников и по доброму больных авиацией людей. А в Ту-144 я вернулся чуть позже. Зимой 2008 года. И вернулся не один. Со мной была команда.


Команда

Суббота сменялась субботой. Прошло активное лето и началась дождливая осень. Обычно осенью работы в музее замирают, и все дружно бросаются на борьбу со снегом, мы чистим самолеты спасая их от опрокидывания.



Но это зимой все началось по другому. В один из вечеров ко мне подошел Павел и предложил стать одним из руководителей восстановления Ту-144. Без особых колебаний я согласился. Душа давно требовала сделать что то большое. Но опыта такой работы у нас не было. Надо было создавать все с нуля. Команду, планы, материалы и вообще надо было понять что мы хотим в итоге получить и куда стремится. Приходилось встречается в будние дни и решать многие вопросы. В итоге решили пойти таким путем: по возможности восстанавливаем кабину (некоторые приборы меняем из запасников, то чего не можем найти закрываем заглушками из зеленого пластика). Снимаем потолочные панели и начинаем их востановление в домике. Снимаем панели освещения и если будет возможно создаем освещение первых двух салонов. И третья команда которая непосредственно работает на борту и старается собрать всю мозаику в целом. На субботнике и на нашем форуме было объявлено о начале грандиозных работ. И в ближайшую субботу мы начали работы на борту. Команда поделилась так:

Паша Петрикеев, Евгений Сологубов занимались восстановлением кабины.



Роман Коровин, Mary Axl, Spirit, Folorad, Сандра, Paloma, Mishel, Ангелок и другие, взяли на себя самое тяжелое на то момент - ремонт панелей обшивки.



Федор Константиныч, Михаил Зорькин, Андрей Перерьев, Матвей работали непосредственно на борту (снимали панели, убирали мусор).


Павел Проскурня обеспечивал техническое ведение проекта и помогал там где нужны были руки.


Было не просто. Работать в холодной продуваемой трубе фюзеляжа было не просто, но люди согревались огнем энтузиазма, общей задачей и горячем чаем в домике конечно. Проблемы приходилось решать по ходу работы. Выяснилось что для панелей нужны очень маленькие ключи, сверла. Кабели освещения и лампы были разбиты и требовали замены. Про панель приборов я писал в предыдущей главе. Но мы верили что у нас все получится, и работа закипела.

Мы собираем самолет

С большим энтузиастом взялись волонтеры за работу.



Никогда еще у нас не было такой одной большой задачи, за решение которой взялись всем миром. Ремонт обшивки был для нас новой задачей, но путем проб и ошибок мы из субботы в субботу ремонтировали панели и создавали потолочную обшивку. Техническая бригада снимала панели освещения и меняли лампы. Мне как руководителю приходилось поработать в каждой бригаде чтобы понимать что где и как происходит.


Не все проходило гладко были и споры и разногласия были сложные технические задачи. Но в процессе работы рождались и шутки. Во время съема панелей освещения родилась шутка что «самолеты Туполева собирали карлики со специально закрученными руками» насколько неудобно было их снимать.


А когда мы пытались снять кухню для последующего ремонта, то силовые кабели были продеты так, чтородилась еще одна шутка: «самолеты Туполева собирались вокруг кухни».


Прошла зима и два месяца весны. В конце марта мы начали собирать самолет заново. Установили панели, в иллюминаторах, после долгих лет тьмы загорелся свет, в кабине появлялись приборы и она больше не пугала нас пустыми дырами. В бригаде встал вопрос открывать ли Ту-144 на ДОД (день открытых дверей). Честно скажу, я как руководитель был против штурмовщины и предлагал продолжать спокойную размеренную работу по восстановлению самолета, но бригада убедила меня, что надо открывать борт и мы успеем его подготовить.


Команда не подвела. 9 мая 2009 года мы открыли настоящую звезду нашего музея интерес к который растет из года в год.



Но главная наша заслуга это люди, которые пришли в музей. Пришли на Ту-144 пришли в музей и продолжают его восстанавливать и решать интересные технические задачи. Надеюсь у них все получится.



(С) Матвей Домченков
 

_ПЗ_

Старожил
Похоже, покраска носа в этом году не состоится :( Дожди льют без перерыва, температура не выше 15 градусов.
В субботу так и не удалось закончить со шпаклевкой.
В салоне установил лючок, сделанный по сохранившемуся образцу. Спасибо Эдвину за гравировку таблички.
Фото1289.jpg
Было:
Фото1291.jpg
Стало:
Фото1292.jpg

Замерили высоту Внуковского трапа. С запасом в метр он подходит к хвостовому выходу со стороны сопел двигателей. Но нужно менять кое-какие ржавые детали, рихтовать борт и красить. Сил и денег на это пока, к сожалению, нет.

С учетом сырой погоды, занялись обслуживанием "Горыныча". Отремонтировали спущенное колесо, проверили поступление топлива в топку, починили кран пускового горючего. Свеча зажигания работает плохо. Нужен трансформатор 220 -> 6.3В на 150-250Вт.

Из не относящихся к Ту-144 работ, установили большой компрессор на телегу, теперь он мобилен.
 

_ПЗ_

Старожил
Сегодня закупил 20м силового кабеля КГ 5х4мм (4х4 не было в продаже), вилку с розеткой на 32А для замены щита электропитания.
Купил трансформатор 220 - 12, 6.3В для Горыныча в "радиодеталях". Но транс не новый, продавцы не уверены, что это он. Завтра посмотрим.
Потрачено 5000р из собранных ранее пожертвований.

Также есть шанс получить источник аэродромного питания 380 - 115,200В, но цена вопроса - десятки тысяч рублей (торгуемся). Если кто готов пожертвовать, напоминаю наши финансовые реквизиты:
http://aviarestorer.ru/page/about/accounts/

Либо прямо через форму на сайте www.aviarestorer.ru
 

_ПЗ_

Старожил
Сегодня продолжили и надеюсь, закончили подготовку "Горыныча" к сезону. Андрей любезно привез еще один транс на 6.3В, который оказался даже лучше закупленного мною в "радиодеталях". Его и поставили.
Фото1303.jpg

Свечу выкрутили, почистили, проверили на столе. Накаляется добела за 5-6 секунд! После монтажа сделали два пробных запуска (один получился случайно :) ), все работает на ура! Причем поджигает она даже керосин без пускового бензина. Отлично!

В запасе у нас есть еще один подогреватель ПМ-70 с двигателем от мопеда. Он рабочий, но некто Avenger пару лет назад любезно взял домой глушитель заварить, да так и не вернул. Если оживить и его, то можно очень неплохо греть большие самолеты в две тяги!


Кроме того, сегодня вернулся после летних экспедиций, Лёша, что не может не радовать. Вот бы еще Maximych возвратился :)
Так вот, вместе с Лёшей мы успешно дошпаклевали обтекатель РЛС. Погода была холодная, весь день ходили тучи, но дождя не было. Сегодня же зашлифовали примерно половину из зашпаклеванного. Остальное в следующий раз. Если будет еще хоть два субботника без дождей, успеем и покрасить. Очень не хочется оставлять шпаклевку под снегом...

Фото1304.jpg
Фото1305.jpg

Также Лёша измерил и зарисовал выкройки ковролина на пол третьего салона. Остается нарезать сам ковролин. Были бы только руки...

Приезжали два специалиста с Новосибирского авиазавода им.Чкалова (видимо проездом в командировке). Пожертвовали 1000р. Были приятно впечатлены обширной коллекцией и уникальными экспонатами. И не приятно впечатлены их состоянием :((
 

Константиныч

Старожил
то, что поджиг топлива есть - надо проверять хотя бы при температуре минус 10...
 

_ПЗ_

Старожил
Иншалла, при -10 сырость в самолете замерзает :) "Горыныч" нужен при ~0град.

Между тем, мы получили замечательный отклик. Наш казначей Володя сообщил о поступлении 100тыр пожертвований. В ближайшее время постараемся уточнить стоимость ремонта и приобретения аэродромного источника питания. Если не срастется с ним, то будем закупать строительные леса либо туру достаточной высоты. С их помощью, надеюсь, Туполя помогут реконструировать отгнившую законцовку киля на Ту-114, Ту-16, а в перспективе, глядишь, музей созреет до покраски больших экспонатов, включая Ту-144.
 

supervisor

Активный участник
Есть возможность нахаляву выполнить рассылку по базе порядка 400-600 досок объявлений. Легально, без нарушения закона. С информацией о проекте и ссылкой на страничку сбора средств. Ну, тысяч 20 просмотров, может некоторое количество посодействуют финансово или инструментом или чем там по списку. Делать? Как вариант - сделать на ином сайте глухую страничку со ссылкой на вашу и объяснением что это.
 

Sidor

Старожил
Я бы не стал, если честно. Не люблю спам. А некоторые заносят рекламирующие себя таким способом организации в блек-лист и никогда не пользуются их услугами. Принципиально.
Если я правильно понял о чём речь:).
 

supervisor

Активный участник
не совсем. Спам - это безадресная реклама в адрес тех, кто не давал согласие ее получать.
А доска объявления для того и создана, чтобы на ней висел листок с объявлением.
(если честно, то 99% из них созданы чтобы рядом с уникальными оригинальными текстами висела колонка яндекс директа, за клики с доски владелей доски получает копеечку. ) На ваше усмотрение.
------
У коллег за рубежом - http://lenta.ru/news/2015/09/19/concorde/ -масштабы поражают воображение, собрано аж 180 миллионов евро.
1 Конкорд надеются поднять в воздух, второй - превратить в музей.
 

_ПЗ_

Старожил
За рубежом, поди, и воду горячую не отключают.

Мы, тем временем, сегодня весь день шлифовали зашпаклеванный нос. К вечеру удалось загрунтовать найденной в ангаре грунтовкой АК-070. Очень хотелось сразу же "по-мокрому" и покрасить, но не успели. Краскопульт оказался забит кем-то, пользовавшим его в прошлый раз, а промыть толком было нечем, растворителя куплено в обрез. Кое-как побороли, задули полупрозрачным слоем, чтобы укрыть шпаклевку от осадков. На том пока и остановились.
Фото1306.jpg

Фото1307.jpg

Фото1308.jpg

Не знаю, будут ли еще теплые субботник. В следующий раз приехать не смогу.
У нас килограмма 2 полиуретановой краски. Есть риск, что ее не хватит, т.к. у нас нет опыта серьезных малярных работ. Хорошо бы прикупить еще килограммчик где-нибудь из остатков.
 

Гаврик

Старожил
Этот грунт Женя приносил, который с Чкаловского. Грунтовку жалко, не очень правильно вы её применили. Вернее совсем не правильно. Она для алюминия, магния и их сплавов, ну или сталь ею грунтовать. Но никак не шпаклёвку и стекловолокно.
 

supervisor

Активный участник
Если я правильно понял слово "прикипел", то антенна радара внутри него осталась целой от вандалов? Было бы круто запустить радар . У него там вроде как, есть режим пониженной мощности для аэродрома.
 

Гаврик

Старожил
supervisor, и если не секрет, то ради чего такие трудности? :)
 

_ПЗ_

Старожил
Гаврик, нет, та, что вы привезли с Чкаловского, не кондиционна. Она превратилась в желе. На выброс. Я использовал ту, что оставалась в большом бидоне от покрасок Яковлевцев за предыдущие годы. Грунтовка АК-070 и 070М универсальна, обладает хорошей адгезией почти к любым поверхностям, а главное - подходит под авиационные краски. Наверное лучше было применить эпоксидную, но к имеющейся у нас авиационной, отсутствует отвердитель и растворитель. А применять под авиационную краску автомобильную грунтовку, (хотя таковая имеется и я ее применял под шпаклевку), не хотелось. Я больше переживаю за саму шпаклевку, не отвалилась бы она зимой-весной.


supervisor, антенна не прикипела, и осталась цела. Зато все остальное оборудование РЛС отсутствует, запускать нечего.
 
Последнее редактирование модератором:

_ПЗ_

Старожил
На прошлой неделе кто-то сделал на наш счет перевод с пометкой "тестовый". Пожертвование получено, тест прошел успешно!
 
Вверх