Вентиляция

Eduard

Старожил
Олег, да пофигу... мы начинали с В-12... разницу его объема с объемом миди-товера объяснять надо? Или ты про ползучую вентиляцию закрытых бортов?
 

Гаврик

Старожил
Или ты про ползучую вентиляцию закрытых бортов?
Эдик, наверное про неё...
Имеющаяся в настоящий момент на многих самолётах экспозиции схема вентиляции с её элементами в виде прикрытых карманами отверстий со своей задачей не справляется. На примере того же Ан-10. В салоне влажный застоявшийся воздух с испарениями преющего интерьера... Собственно отсюда и появилась идея эту схему немного усовершенствовать и хоть мало-мальски заставить воздух внутри салона циркулировать и обновляться. Не имеет смысла 24 часа в сутки семь дней в неделю внутри бортов устраивать аэродинамическую трубу, а вот ежедневный приток свежего воздуха, с одновременным отбором внутри имеющегося будет только на пользу.
 

tester

Старожил
Олег, хорошие кулеры могут работать несколько лет, не требуя обслуживания - они конструктивно выполнены чуть иначе и в результате, пыль вовнутрь не сосут. К тому же, есть более производительные кулеры большого диаметра.
Есть 2 момента.
1) Солнечные батареи деградируют, но лет на 5 их должно хватить. Вопрос в том, куда их поставить - если внутрь кабины, то хватит ли их площади (и сл-во, мощности) на раскрутку кулеров?
2) как быть с отводом воздуха от кулеров? Куда они будут выдувать?
32) Есть подозрение, что пара открытых форточек за счет конвекции создадут тягу, сопоставимую с таким кулером.
 

Гаврик

Старожил
1)...Вопрос в том, куда их поставить - если внутрь кабины, то хватит ли их площади (и сл-во, мощности) на раскрутку кулеров?
размер этого элемента: http://www.solnechnye.ru/batareya/solnechnaya-batareya-Chinaland-CHN10-36P-10W-12V.htm 350 x 295, при том, что он десятиваттный при двенадцати вольтах. Что для одного кулера гораздо более чем достаточно. Отсюда могу подозревать, что для работы одного вентилятора достаточно будет площади одной солнечной батареи, размещённой внутри борта под илюминатором (остеклением кабины). Я ещё просто не очень плотно изучил вопрос... Думал, вдруг кто поможет....:confused: Понятно, что наврерняка надо будет тот илюминатор хорошенько подготовить- вымыть, а то и располировать...
2) как быть с отводом воздуха от кулеров? Куда они будут выдувать?
Тот кулер, который на приток- будет вдувать воздух в салон (в кабину). Тот, который на отток- будет выдувать во внешнюю среду.
3) Есть подозрение, что пара открытых форточек за счет конвекции создадут тягу, сопоставимую с таким кулером.
при этом эти откидные форточки:
а) есть на каком борту? Или их надо делать?
б) какого они должны быть размера, чтоб эффективность их была удовлетворительна? Не будет ли эта площать ещё одной лазейкой для дестроеров?
 
Последнее редактирование модератором:

Eduard

Старожил
Ну, грубо говоря, сорок на сорок... для размещения внутри кабины приемлемо. Хватит одного кулера, воздух не дурак, найдет как подсосаться или наоборот выйти. Те же вырезы, уже сделанные в обшивке, помогут... насчет замечания о форточках и вандализме поддерживаю.

Разобрались с непонятками - я имел в виду экспозиционный, а не стояночный режим вентиляции.
 
Последнее редактирование модератором:

Гаврик

Старожил
они конструктивно выполнены чуть иначе и в результате, пыль вовнутрь не сосут.
не смог найти в Тырнете подробной информации... Если не сложно, ткни меня носом в эти чуды. :)

К тому же, есть более производительные кулеры большого диаметра.
А вот это точно не надо рассматривать... Чем больше диаметр кулера- тем больше ему нужно будет сечение дыры в фюзеляже... Это нам противопоказано. Я предлагаю использовать с небольшой доработкой эти староглиняные приспособления- уже готовые дыры с карманами их прикрывающими...

Либо искать под эти большие кулера малозаметные места установки, где можно будет им обеспечить нормальное сообщение с внешней средой... Боюсь, что и рассматриваемые 120х120 могут оказаться немного великоватыми... Или изобретать под них диффузор.

Хватит одного кулера, воздух не дурак, найдет как подсосаться или наоборот выйти.
вот то и понятно... только что тогда экономим? Ты сам удивлялся несколько сообщений выше- на что способен маленький компьютерный кулер... ;) При его стоимости, да при стоимости этой ниже приведённой батареи, которой по моим прикидкам должно сполна хватать для работы одного такого вентилятора... Уж по два карлсона на борт, который более-менее ценен своим интерьером, мы в состоянии позволить?
http://invertory.ru/product/exmork-8-vt-12-v-mono-si/
 

Eduard

Старожил
Гаврик, уже имеющиеся места вентиляции задействовать можно и нужно. Как минимум, прикрывают от дождя. Козырьки размером тоже ведь не в спичечный коробок - я про диффузор. Очевидно, что для начала надо с кулером в руках на борт сходить.
 

Гаврик

Старожил
На всякий случай подниму тему, ибо актуальность не пропадает. Вдруг кто ещё чего предложит.

Ну и былые параллельные обсуждения можно глянуть тут: http://newforum.delaysam.ru/topic.php?forum=14&topic=541 Там есть конкретные цифры.
 

Eduard

Старожил
Перечитал тему... переосознал задачу... в крайние год-два развелось немало дорожных знаков, а точнее обозначателей пешеходных переходов на солнечных батареях. Светят весьма прилично => вывод об электрической мощности. Стоят на голимой улице и не дохнут => живучесть.Идея кулера с солнкчнобатарейным питанием имеет право на жизнь. Насчет живучести самого кулера, то как эникейщик с металлургического комбината скажу так: реанимация "сдохшего" кулера заключается в поддевании толстой иглой стопорной пластиковой шайбы, вытаскивании крыльчатки со стальным валом из корпуса с бронзовой втулкой, в промывке всего этого спиртом, паре капель масла и обратной сборке. Чесслово, не помню, чтобы были совсем сдохшие кулеры. А вот таких спиртопромытых и свеженамасленых - было и немало. Это черная металлургия, вторая после горнодобывающей сфера по тяжести условий труда и травматизму. Пыль, причем металлосодержащая, влажность разнообразного состава вплоть до масел и ингибиторов коррозии, добавляемых в воду, перепады температур - горячий металл, но зимой фуфаечка... пашут эти кулеры, как и сами компы, годами в режиме 24/7 и несильно жужжат.

Думаю, реально.
 

Sidewinder

Участник
По специфике работы компьютерным мастером часто сталкиваюсь с бытовым запылением кулера, его вала, и последующим разрушением гидроподшипника от трения насухую. Что вызывает вой вентилятора из-за разбалансировки, правда в прогреве вой пропадает:) Как показывает практика, лучше всего противостоят этой напасти кулера 120 мм фирм: Zalman, Thermaltake, CoolerMaster, Arctic и тд. Кулер действительно должен быть разборным, как правильно заметил Эдуард, иначе смысла нет - не обслужишь. Вот тут обзор и тестирование одиннадцати 120-мм вентиляторов: http://www.overclockers.ua/cooler/arctic-bequiet-enermax-noctua-thermalright-xigmatek-zalman-120mm/all/ Возможно будет полезно. Тему наблюдаю, может еще что придумаю-напишу;)
 

Гаврик

Старожил
По поводу подшипников - надо смотреть. Н этих кулерх они бывают разных видов, как классические (на моделях подороже), так и разные гидро-, и втулки.

Вот, кмк, удачный и недорогой: http://www.coolera.ru/tovar.php?tovar=10632
Производительность неплохая, потребление маленькое. Подшипник, правда, не тот, что хочется. Зато недорогой. Насколько разборный - не знаю, надо в руки взять. :)
 

пуфик

Старожил
Народ, вы бы хотя бы сначала проверили на сколько хватит работы вентилятора от батареи. А то может овчинка выделки не стоит?
Ограниченность продуваемого пространства компа позволяет ставить малопотребляющий, малошумный вентилятор. Его эффективность падает в прогрессии к увеличению объёма в трёх плоскостях. При "туннельном" варианте эффективность падает пропорционально, но в этом случае проблема в длине воздушного прохода и его сложности связанных с повышенным сопротивлением потоку. В обоих случаях это заметная потребность к увеличению мощности что упрётся в источники энергии. Альтернативный вариант от 220в более реален и по возможностям питания и по выбору вентиляторов для разных видов объёма продувки.
У вертушек в компе разница в модели подшипника даёт только разницу в цене при продаже. В эксплуатации износ и шумность всех видов отличаются в диапазоне 20% что ничто с возможной вероятностью поломки любого из них от одного дня до десятка лет. И как верно заметил Эдуард ломаться там совершенно нечему а пыль для них "опасна" только на лопастях и то при случаях бракованных экземпляров где разбалансированные лопасти увеличат шумность и износ. Ну умрёт такой с подшипником через 9 лет вместо 10, а с втулкой через 6 вместо 7, не велика потеря при их копеечной стоимости. А при их постоянной эксплуатации чистить придётся с периодами от полугода до двух что тоже не особо напрягает.
...Хотя по мне так идея использования естественной вентиляции через мелкие отверстия затянутые металлической сеткой более жизнеспособна.
 

Гаврик

Старожил
идея использования естественной вентиляции через мелкие отверстия затянутые металлической сеткой более жизнеспособна.
Этот этап на музейных экспонатах пройден, и как показало время - неэффективен. Или имеется ввиду другая концепция?

Что касается эффективности - мне кажется, что прочитав тему и пробежавшись по ссылкам можно найти достаточный ответ. С цифрами. На мой взгляд для суждения в этом отношении достаточно оперировать таким показателем, как производительность вентилятора, это для нас самое важное. Мне кажется, что 3м³/мин воздуха в целях вентиляции нам очень даже пригодится. При том, что вентиляция у нас почти отсутствует. Максимум, что я могу подтвердить, это присутствие движения воздуха в самолёте в том случак, когда за бортом ветер порядка 15м/сек (это уже когда начинаешь чувствовать движение качающегося от ветра самолёта типа Ан-10) дующий практически перпендикулярно в этот самый борт. Тогда да, внутри можно почуствовать приток воздуха, ладошкой, поднесённой к вентиляционному отверстию. И то, такой приток получается не у каждого вентотверстия. Почему-то. Если коротко, то нет её, эффективности этой, и дыры в бортах пробиты зря. Поэтому и предлагаю использовать их с возможной пользой. Хуже точно не будет. Лучше - я почти уверен.

220 вольт на борту без присмотра - недопустимо.
 

Гаврик

Старожил
В качестве экзотики хочу предложить рассмотреть такое решение… Вытяжная труба, с нижним срезом у нижней части фюзеляжа. А верхнюю часть… вывести в киль… :rolleyes: Максимально высоко. Там аккуратно сделать вентиляционное отверстие, если не приспособим под таковое какой-нибудь из технических лючков.
Как вам? :)
 

пуфик

Старожил
Оригинально. Может сразу на цвет-мет? o_O
1. В рекламах и на заборах много чего пишут - это я про три куба прокачиваемого воздуха через ПК. Повторю. Вертушки из компов эффективны только в копмах "потомучтопотому" уже писал выше почему. Как человек всё проверяющий методом тыка таки рекомендую сначала обдумать возможность размещения и эксплуатации солнечных батарей а самое главное их габариты, цену и удобность выноса с территории музея вандалами которые быстро оценят ваши труды на барахолке.
2. Поток воздуха из вертушки диаметром 80-120мм может безболезненно расширятся в корпусе ПК ограниченного размерами стенок. Как только он попадёт в относительно свободное пространство под обшивку ЛА то поток просто начнёт расширятся до бесконечности. Как следствие (вспоминаем правила сечений к скорости потока) его скорость станет ровна почти нулевой и воздух будет тормозиться на расстоянии 1-2 квадратных метра продолжая циркулировать только в этой области не куда не уходя из неё. Увеличение размера без увеличения мощности оставит ситуацию на том же месте просто картина "размазывания" выходящего потока станет более плоской, шире но короче по расстоянию до полного торможения воздуха. Увеличение мощности приведёт к некоторым положительным результатам но это в случае если недалеко от того места где будет тормозиться поток находиться вентиляционное отверстие или вытяжка из корпуса достаточного сечения. Если не достаточного либо отсутствует то картина опять повториться. Вы просто создадите маленькую модель атмосферы без какой либо пользы для ЛА - поток будет циркулировать в замкнутом пространстве но большего объёма.
 

Гаврик

Старожил
поток будет циркулировать в замкнутом пространстве но большего объёма.
Это уже польза, и весьма важная.
Про цветмет не очень понял, прошу пояснить.
И ещё раз обращаю внимание - в данном предложении не рассматривается создание комфортной среды для человека внутри экспозиционного самолёта или вертолёта. Нам хочется обеспечить приток свежего воздуха из внешней среды, чтобы разбавить им пагубную внутреннюю.
Изначально предполагалось использование двух таких вентиляторов. Вопрос в том, по какой схеме их использовать. Вариантов не так много: оба на приток (свежий воздух затягивается внутрь), оба вентилятора на отток (из самолёта влажный воздух вытягивается наружу) и один на приток, второй на отток. В третьем варианте есть шанс создатьтнекоторый принудительный сквозняк.
Эффективность вентилятора не рассматривается в зависимости от предполагаемого обслуживаемого объёма. Эта цифра показывает тот объём воздуха, который вентилятор способен пропустить через себя на номинальном режиме работы.
Думаю, что никто не станет оспаривать полезность доставки свежего воздуха в салон самолёта, независимо от его количества. А если в течении светлого времени летних суток этого количества хватит на замену всего практически полного внутреннего объёма, то стоит ли говорить вообще про пользу? Пусть даже условно, и очень приблизительно. Пусть даже треть или четверть внутренней атмосферы будет заменена свежим воздухом. Это же в любом случае хорошо.
Габариты и удобство размещения элементов солнечных батарей внутри салона тут уже обсуждались. Часть темы с обсуждениями и отчётными расчётами с этого форума безвозвратно пропала. Коротко, итог - всё возможно и остаётся некий запас по мощности.
Солнечные элементы, приобретённые мной на опыты были успешно опробованы и дома, и на месте (испытывал в Ан-12, с размещением за старыми мутными иллюминаторами, смотрящими на юг). Дома лежат элементы для сборки аналогичной по мощности батареи, размещённой на круге диаметром 350мм ждала размещения на круглом иллюминаторе). Ценник на всё это добро не то, чтоб запредельный. Если правильно помню, при нынешних ценах должно уложиться в полторы-две тысячи рублей на мощный промышленный вентилятор 120×120×38 комплекте с солнечным элементом.
Элементы продаются разнокалиберные, и из них можно собрать любую мозаику батарею практически любой формы и мощности.
 

BETEPAH

Moderator
Помнится в старом выпуске "Науки и жизнь" в разделе полезных советов публиковался метод просушки погреба при помощи свечи.
Судя по тому, что я нашёл его по первой же ссылке по запросу "просушить погреб", метод до сих пор пользуется популярностью. В общем суть:

"Улучшение естественной вентиляции воздуха в погребе. Для этого можно использовать обычные свечи, которые необходимо поставить под саму вентиляционную трубу, труба в свою очередь должна быть продлена практически до самого пола. Данный способ – наименее затратный и достаточно эффективный. Выполняя его, необходимо помнить о соблюдении пожарной безопасности.
  • Для начала необходимо продлить трубу вентиляции до самого пола.
  • Под отверстием трубы ставится зажженная свеча. Помните, что емкость, в которой она установлена, должна быть выполнена из металла.
  • Поджечь внутри трубы кусочек газеты или бумаги для того, чтобы появилась тяга.
  • Обновляя свечу под трубой в течение нескольких дней, вы сможете достаточно качественно решить проблему повышенной влажности в своем подвале.
Стоит отметить, что для получения результата придется подождать немалое количество времени, порядка нескольких дней, при этом потребуется по мере необходимости менять свечи."

В нашем случае, я так понимаю, свечу можно заменить на вентилятор.
 

пуфик

Старожил
...Это уже ближе к теме. Однако расход свеч и времени при том что я не представляю на сколько сушит такое устройство по площади и объёму. И всё таки в этом случае придётся "мастерить трубу"
В качестве экзотики
А это далеко не простое дело. Провода протащить значительно проще от батарей до вентилятора. Сработает если использовать уже имеющиеся на борту подходящие под вытяжку элементы конструкций. Это в маленьких ЛА. В больших думаю поставить гофрированные "рукава" 100-140 мм. не проблема.
 
Вверх