Як-42

Гаврик

Старожил
Решили мы таки начать мыть наш Як-42.Уж больно он зачуханный, и стоит на виду. Что внутри Музея, что за его пределами самолёт очень хорошо видно, и его грязное состояние сразу бросается в глаза всем. Нехорошо это.
Пользуясь случаем, и протянутыми в тот угол пожарными рукавами, оставшимися после акции компании Kärcher, во время ДОД 12 Июня. Представители компании и наши друзья из Московского спелеоклуба "13мм" устроили банный день для Ту-104АК.
До Як-42 руки пока ни у кого не доходили, вот и появилась такая идея.
Подготовка заняла ооооочень много времени. Нас предупредили, что с электричеством в том углу не всё хорошо, и моечный аппарат просто не сможет запуститься. Начались поиски подходящего бензогенератора. Кое-что нашли, договорились на будущее о возможности использовать мощный 7кВт-ный генератор (что уже хорошо, кстати). Но, решили таки испытать музейную сеть на нагрузку. Не с первого подключения, но моечный аппарат таки заработал. Сначала подключался к вышке за Ил-18, кроме как "грр-дрр" аппарат не сказал. Пришлось наращивать удлинитель, и подключиться к щитку около Ил-76. Вот тут аппарат довольно зажужжал. Ура! (Подключиться к ближнему щитку около МиГ-29 не получилось из-за специфической розетки. Если повесить там стандартную, то может быть и тут хватит напруги, всё-таки сотни метров кабелей тоже не есть хорошо. Ну и надо будет попробовать подключиться к вышке около вагончика сторожей).

Собственно вот и вся предыстория.
Что смоглось отмыть в этот день:



А вот такие огороды предстоит смывать с крыла и с рулевых поверхностей с закрылками:




Наш самолёт из первых по типу, опытный. Тем любопытней находить подобные артефакты, показавшиеся из под выгоревшей на солнце и ветру краски, и смытой грязи со мхом.



Без комментариев.



Ну и да, у нас в Монино - ЛЕТО! :)




В ближайшее время есть желание закончить помывку самолёта. Возможно, получится договориться с Kärcher о временном пользовании чудо-насадки T-Racer, с которой мытьё крыла упростится в разы.
 

пуфик

Старожил
Там розетка не той системы.
Я привёз с месяц назад евро"папы" трёх-фазные разные. Гляньте у Васильевича может такая же от трёх-фазки по гнёздам совпадёт.
пс ...Хотя уже глянул по ссылке она ниже есть - не совпадает по гнёздам.
...Это. Можно ведь купить просто :).
 

Гаврик

Старожил
Ла можно и ту оставить, и в параллель подключить обычную. Это не сложно. Но это надо делать.
 

Гаврик

Старожил
За прошедший субботник (4.08.2018г.) получилось таки домыть, практически полностью, правый борт Як-42.




По левому борту работы ещё достаточно.


Попутно, мыли загуаненные колёса из ангара. :)


Тем временем погода пыталась внести свои коррективы...




А оно как в старой доброй детской песне...

"Что нам снег, что нам зной? Что нам дождик проливной?.." ;) Ливень, и даже немного града хоть и убедительно пытались - не заставили прекратить помывку самолёта. Хорошо, что до грозы успели отмыть самые неудобные участки, и оставалось достать то, что можно было достать с пилона двигателя...

Ну а как гроза закончилась, собрали и загрузили моечное оборудование. Отмытые пневматики отвезли на импровизированный склад в одном из самолётов. Тут помогала и молодёжь.


Ну а вот промежуточный итог наших стараний.
 

Гаврик

Старожил
Был какой-то разговор на эту тему.
 

Гаврик

Старожил
Коллеги - Тёма, Кирилл и Андрей, продолжили мыть самолёт! :fly:








И здорово, что молодёжь принимает в таких, сказать прямо - грязных и не самых простых работах, самое непосредственное участие!
 

Катя Барица

Участник
Прежде всего я бы хотела поздороваться и сказать пару слов о себе.
Я - новичок в группе волонтеров ЦМ ВВС, но далеко не новичок в волонтерстве в принципе (с 2002 отдавала свое свободное время спорту). В авиации мои познания близки к нулю, хотя и пытаются стремиться ввысь, поэтому прошу за ошибки не бить, а внятно пояснить.
В ЦМ ВВС пришла в 5 октября, а с 23 ноября “приписана” к борту Як-42. Недавно узнала, что все уважающие борты ведут отчеты по своим работам на этом форуме. Постараюсь делать это более-менее регулярно и под руководством Андрея Хомича.
 

Катя Барица

Участник
Первый “мой” отчет собран по материалам постов из групп Волонтёры Музея ВВС в Монино во Вконтакте и Facebook.
vk.com/aviarestorermonino
facebook.com/aviarestorermonino

Самое начало работ с Як-42 СССР-42302 уже было описано тут ранее - это и был тот самый “банный день”, описанный выше - 04.08.2019

Судя по всему, после этого почти год рука не касалась Як-42, пока в начале лета не поступила информация об утилизации бортов где-то на югах России. Туда оперативно собрался и съездил Андрей и успел захватить запасы разных нужных элементов. Сколько смог унести.
Таким образом было принято решение о возобновлении, или все-таки наверное правильнее скачать о начале полноценных восстановительных работ на этом Яке.

(фотографии взяты из постов группы)

22.06 и 26.06.2019 - Год назад Олег и Эдвин помыли целиком правый борт (пост об этом в ВК) . В этом году продолжили мыть, но осталась часть левой консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа (пост о помывке борта в 2019 в ВК)
До этого волонтеры мыли самолет примерно в 2007 году.
2019-06-22.jpg
2019-06-22 1.jpg
2019-06-22 5.jpg
2019-06-22 2.jpg2019-06-22 5.jpg

13.07.2019 -
собрали все панели индивидуального освещения, приклеили обшивку в кабине, изготовили недостающие секции пола в пассажирском салоне и прибрались там.
2019-07-18.jpg

20.07.2019 -
рассказывает Кирилл Гнусарев: «Утром мы продолжили поднимать половицы и вычищать всю нечисть из-под них. После этого освободили салон – всё, что там лежало, перенесли в багажное отделение. Затем отправились в ангар и изучили состояние пассажирских кресел, которые там хранились. С ними потребуется много восстановительных работ: вся поролоновая набивка посыпалась, в основном остались просто чехлы на железном каркасе. Однако нам предстояло это всё перевезти на борт. Были сделаны три ходки телегой из ангара на поле (две из которых мы сделали вдвоём с Таней), в итоге на самолёт доставили большую часть кресел. Дальше начали установку наиболее хорошо сохранившихся на их штатные крепления».
К слову, в чехле одного кресла обнаружили фантик от конфеты «тех времён» :)
(пост об этом в группе в ВК)
2019-07-23 5.jpg

2019-07-23 1.jpg
2019-07-23 4.jpg
 
Последнее редактирование:

Катя Барица

Участник
(фотографии взяты из постов группы)

27.7.2019
-
продолжает Кирилл Гнусарев, фото его же: «Сегодня на Як-42 вновь кипела работа! Начали восстановление блоков кресел. С большей части был снят сгнивший поролон, который еле уместился в мешки. Чтобы не засорять салон, работали на открытом воздухе под фюзеляжем самолёта. Ту же операцию предстоит произвести с оставшейся партией кресел, затем все чехлы мы отправим в химчистку.
В одном кресле под поролоном был найден небольшой подарочек, который, видимо, оставили ещё в далёких 80-х» :)
(пост об этом в группе в ВК)
2019-07-30 2.jpg

2019-08-03 1.jpg
2019-07-30.jpg

03.08.2019 - продолжается очистка кресел от поролона.
(пост об этом в группе в ВК)

14.9.2019 - все еще продолжается демонтаж поролона с кресел.
(пост об этом в группе в ВК)

2019-09-14.jpg

2019-09-14 1.jpg

2019-09-14 2.jpg

2019-09-14 3.jpg

2019-09-14 4.jpg
 
Последнее редактирование:

Катя Барица

Участник
(фотографии взяты из постов группы)

23.11.2019 -
В салоне Як-42 бригада выгородила простынями небольшой отсек, чтобы натопить его тепловой пушкой и начать ремонт освещения. На дворе уже минусовые температуры, на бортах долго не высидишь, а с небольшим подогревом можно работать. Подмели пол от ошмётков поролона (побочный продукт перенабивки кресел); между прочим, метёт кандидат наук – да-да, среди волонтёров есть люди каких угодно профессий и даже научных званий.
Далее слово Андрею Хомичу: «В оригинале салон Як-42 освещался лампами дневного света, питающимися от 200В 400Гц бортовой сети. Чтобы не ломать оригинальную систему и не тянуть 220В через весь самолёт, мы решили сделать освещение на светодиодных линейках. В субботу испробовали светильник, определились с необходимой яркостью.
Хотим выразить признательность одному из читателей нашей группы, который прислал нам вольтметр. Мы его сразу установили на место в кабине. Это первый прибор, возвращённый нами в кабину Як-42».
(пост об этом в группе в ВК)
Новый волонтер на борту - Катя (то есть я) приступила, угадайте к чему? Правильно, к демонтажу поролона с кресел. Приспосабливалась потихоньку. Кажется, в тот день я очистила две тройки. Как вы знаете-видите, сиденья в Як-42 строенные, поэтому считаем тройками.

2019-11-23.jpg

2019-11-23 2.jpg

2019-11-23 1.jpg

30.11.2019 -
Бригада Як-42 рапортует: «Проверяли на целостность проводку борта. Кирилл залез в подпол, запитал лампочку подсветки и ставил на место разбросанные блоки радиостанции. Сейчас проводка есть только от розетки до этой лампочки, сама питающая самолётная сеть порезана».
(пост об этом в группе в ВК)
Катя: “Совершенствую технологию демонтажа поролона с кресел. Жалко, я не записывала, но кажется, за тот рабочий день я качественно зачистила 4 тройки. Две полностью от начала до конца и две наполовину ободранные. Некоторые сиденья чистятся достаточно хорошо. А на других поролон так сильно истлел и клея на тканевую основу и сам каркас лили столько и такого… что приходится отвоевывать с боем каждый сантиметр, особенно в труднодоступных местах у креплений. Хорошо, что сиденья сняты и их можно крутить как угодно”.

2019-11-30.jpg

2019-11-30 1.jpg

07.12.2019 -
Отвезли на борт партию пустых канистр – мы наполняем их песком и используем в качестве балласта, чтобы предотвратить заваливание самолёта на хвост зимой, когда на плоскости ляжет вес снега. Хотя погода не располагала, но всё-таки заклеили снаружи по периметру правую дверь, которая подтекает. В салоне смонтировали пробный фрагмент освещения, добиваясь нужной яркости. Также демонтировали потолочную панель в переднем тамбуре, чтобы осмотреть, есть ли протечки. На удивление оказалось всё сухо и цело, коррозии нет, проводка на месте.
(пост об этом в ВК)
Катя: “Андрей привез пару рулонов поролона, чтобы попробовать сделать первые сиденья, и если все пойдет хорошо, то уже думать о более крупной закупке. Но руки пока не дошли до этого. Займемся примеркой уже в январе”.

2019-12-07 3.jpg

2019-12-07 2.jpg

2019-12-07 4.jpg

2019-12-07 1.jpg

2019-12-07.jpg
 
Последнее редактирование:

Катя Барица

Участник
(фотографии взяты из постов группы)

14.12.2019
Сначала Катя и Рита протёрли от толстого слоя пыли багажные полки и карнизы, за которыми прокладывалась потом проводка. После этого Андрей с Кириллом смонтировали и подключили потолочный свет. Крепили на старые лампы дневного света. Теперь пассажирский салон освещается по всей длине! На 3 снимке разница «было – стало».
Ну и, как обычно в последние месяцы, чистили кресла.
(пост об этом в ВК)

2019-17-12 2.jpg

2019-17-12 1.jpg 2019-17-12 4.jpg

2019-17-12 3.jpg

2019-17-12.jpg

21.12.2019 - Андрей, “главный по борту” уезжает в отпуск до 18 января, поэтому глобальных работ на борту не велось. Навели порядок, собрали инструмент, разложили по коробкам и полкам, рассортировали некоторые детали. Вымели весь мусор и пыль от поролона (насколько это возможно), перенесли и аккуратно сложили блоки сидений в носовую часть, чтобы добавить веса спереди, опять же для удержания борта от заваливания на хвост, когда ляжет снег (мы верим, что это все-таки случится!))).

На борту Як-42 продолжаем наводить порядок, и вот какая интересная подробность обнаружилась при чистке кресел. На них кое-где сохранились шильдики – далее передаём слово Андрею Хомичу: «У нас самолёт номер 01-004. А на креслах значится номер самолёта 01-001. То есть кресла изначально принадлежали самому первому Як-42, у которого было почти прямое крыло (см. фото 1 и 2 для сравнения). Такую компоновку признали неудачной, крыло переделали, самолёт распилили. А кресла просто перенесли на другой прототип. Таким образом, эти кресла – всё, что осталось от того самого первого самолёта».
(пост об том в ВК)
2019-12-21 6.jpg

2019-12-21 1.jpg
2019-12-21 2.jpg
 
Последнее редактирование:

Катя Барица

Участник
Отчет 18.01.2020

fBTpj7-ylzg.jpg

В субботу 18.01.2020 мы целый день занимались кабиной. С утра доставили все приборные доски в ангар, где начали искать для них приборы. Благодаря помощникам, передавшим в музей списанные приборы, нам удалось за один день укомплектовать кабину примерно на 80%. Остальные 20% нехватающих приборов и пультов являются довольно уникальными. Они использовались в основном только на Як-42, а некоторые стояли только на нашем.

b7W4LEa1ElE.jpg

dNbSdCrT0AM.jpg

8gYPOz3XgCo.jpg
(фотографии Анастасии Юшкевич https://vk.com/kuzmasmother88)

В процессе работы, копаясь в материалах по Як-42, Кирилл обнаружил, что все-таки некоторые приборы не соответствуют оригинальным схемам, например, нужны трехстрелочные ИТЭ.
Кирилл продолжил разбираться материалах “Приборное оборудование самолета Як-42” - это набранные на печатной машинке, отксерокопированные и отсканированные листы, которые хранят еще чьи-то пометки ручкой или карандашом.

Приборное оборудование самолета Як-42 1.jpg Приборное оборудование самолета Як-42 2.jpg Приборное оборудование самолета Як-42 3.jpg

Изучили видео про Як-42 и там фигурирует именно наш борт СССР-42302. Там на второй минуте показывается кабина пилотов.

После обсуждения во внутренних чатах, получили от Олега Вафина еще несколько полезных материалов. Например, вот:
рук по лет экспл. як-42 2.jpg рук по лет экспл. як-42.jpg

В общем скоро стало понятно, что ошибка все-таки случилась… И теперь нам предстоит перерыть секретные волонтерские кладовые с приборами. Может быть получится найти искомые элементы. Либо придется охотиться на них. Если у кого есть наводка, где их можно раздобыть, пишите Андрею или Кириллу
Также нам нужен будет еще пульт управления "Пижма", как на Ил-86, очень редкий элемент. Для самого Ил-86 его так и не нашли.
Также очень мало шансов найти пульт управления автопилотом для Як-42.
 
Последнее редактирование:

Катя Барица

Участник
Еще будем искать ИТА-13
ИТА-13.jpg

И УИЗ-9
УИЗ-3, но УИЗ-9 по идее вродт по аналогии.jpg

Чтобы вы понимали, когда ребята пришли на этот борт в 2016 году, кабина была вот в таком состоянии:
первый визит Андрея.jpg

А вот так, судя по всему должно быть в оригинале (но это не точно)))
кабина брата.jpg
 

rusdex

Новичок
Еще будем искать ИТА-13
И УИЗ-9
Если не планируете оживлять приборы, ищите также ИТА-12. Они с 2 стрелками, но найти их будет легче.
С версией УИ3-9 на прототипе повезло - прибор без встроенного подсвета очень часто встречается в продаже. На серийных устанавливаются УИ3-9Б, которые найти нереально. Для установки светильников С60 и С80 придётся сверлить панель.
Отверстия под ИСД-1 советую закрыть заглушками - на прототипе их не было, а центральная панель у вас от "экспортного" 42Д.
 
Вверх