МБР-2

Valparaiso

Участник
От имени подводных поисковиков поисковикам и волонтерам от авиации :) большой привет!

Очень нужна помощь в определении путей (мест) идентификации самолета МБР-2, найденного в водах Балтики.

Оптимальным было бы с кем-то встретиться, кто реально знает и понимает, где искать номера на частях самолета с учетом того,что нет движка, нет маркировки внешне на корпусе (сохранились каркасом крылья, фюзеляж, 1 бензобак, приборная панель (в неплохом состоянии), личные вещи пока не обнаружены.
Предварительно по документам уже определили подразделение, откуда самолет. но хотелось бы еще поработать.
Очень хочется парней с этого самолета вернуть в историю, чтоб не числились без вести пропавшими.

Могу быть в Монино в сб с видеосъемкой и фото.
Писать сюда или в личку.


Наташа
Клуб Подводных Исследователей
Музей Мирового океана
 

Таманец

Активный участник
Интересна Ваша методика поиска "по документам". Опишите, может тогда смогу помочь чем. Можно в личку.
Ну и вопрос - откуда уверенность, что на самолете были погибшие?
 

Valparaiso

Участник
Выкладываю схему рэка (самолет МБР-2) и фото тех частей, которые нам непонятны)
буду рада услышать любые комментарии
номера файлов -ровно по очередности: img1 и далее)
 

Вложения

Valparaiso

Участник
Добавлю:

мы вычислили по архивным документам, что это самолет из 44 ОРАЭ, погибший 8 июля 1941. В тот день финны сбили 2 самолета - оба МБР-2. Вот один найден. Сейчас работаем над идентификацией его.


Весь экипаж числится пропавшим без вести. Данные по финским лагерям не проверяли еще, но и удаленность от берега не способствовала доплыть даже в июле: около 15 миль. Хотя допускаю,что могли выброситься до падения самолета в воду. Никаких личных вещей пока не обнаружено, но и там в песок много ушло...

Поэтому номера какие-нибудь с самолета нам ОООЧЕНЬ нужны :)
 

MayDay

Старожил
На более поздних бериевских машинах (Бе-6 и Бе-12) один шильдик находился в хвосте (см. страницу 10 тут http://www.oldwings.nl/st/cn_explanation_location.pdf ). Для МБР-2 его можно попробовать поискать на тыльной стороне киля, скрываемой корнем и нижней нервюрой руля направления. И вообще в целом на хвосте, пмсм, шильдик можно встретить чаще, чем на крыле, а остальных частей самолета в распоряжении как-то маловато...А вообще с фотоаппаратом лучше ехать в Сафоново что под Мурманском, там МБР-2 есть. А в Монино пока непонятно на каких машинах можно обнаружить неопознанные агрегаты.
Кстати по возможности на них бы тоже шильдики поискать - на шильдиках должны быть аббревиатуры этих самых агрегатов...
 

Таманец

Активный участник
Добавлю:

мы вычислили по архивным документам, что это самолет из 44 ОРАЭ, погибший 8 июля 1941. В тот день финны сбили 2 самолета - оба МБР-2. Вот один найден. Сейчас работаем над идентификацией его.


Весь экипаж числится пропавшим без вести. Данные по финским лагерям не проверяли еще, но и удаленность от берега не способствовала доплыть даже в июле: около 15 миль. Хотя допускаю,что могли выброситься до падения самолета в воду. Никаких личных вещей пока не обнаружено, но и там в песок много ушло...

Поэтому номера какие-нибудь с самолета нам ОООЧЕНЬ нужны :)
Номеров на самолете как грязи было - номер наносится на каждый сьемный узел (зализ, элерон, консоль крыла и тп). Правда, не факт что сохранилось всё, часть этих номеров просто писалась краской. Это правило общее как для всех самолетов, так и например для танков.
Я Вас почему про поиск спрашиваю: сам не один месяц в архиве провел. В том числе тоже следы одного "утопленника" искал. Правда это танк был. Нашел. Из четырех человек экипажа троих вообще в потерях за войну нет, а командир только через два года погиб. Так что не всё что в воде - с безвозвратом.
Фонд 44 ОРАЭ смотрели? Там должны быть обстоятельства. Экипажи этих машин пробивали? Ну и самолет - не танк, хотя и танки в десятках километрах от их документальной точки находят, и бывает списывают один танк взамен другого (смотришь номер найденного "по документам" объекта, а он совсем другой)... Да и "амбарчик" - лодка, вполне мог на воду приземлится а потом быть отнесенным течением на большое расстояние...
Не в обиду будет сказано, но есть ощущение, что Вы только финские данные смотрели. Потому что с точки зрения организации данных в наших архивах в Вашей информации сложно преодолимые противоречия.
Так что ещё раз просьба - как Вы вели архивный поиск. Знакомые, работающие сейчас в ЦАМО есть, может помогут. Но "в слепую" точно никто не возьмется.
 

Valparaiso

Участник
Данных по 44 ОРАЭ практически нет - это был июль 1941 года... Шла эвакуация и отчаянные бои. Мы консультируемся у Мирослава Эдуардовича Морозова + работаем сами. В сам ЦВМА (почему ЦАМО-то? Это морские летчики- ВВС КБФ) именно по данному самолету еще не выезжали (самолет свеженайденный-август 2012).

Экипажи оба пробиты по Мемориалу: все, кроме одного, числятся как без вести пропавшие именно 8 июля 1941 (не вернулись с задания). Один выпадает (по одним отчетам он был в этом экипаже) - вместо него полетел другой. Его тоже вычислили.
Вечером вывешу имена обоих экипажей с данными.

От ЦВМА интересуют акты списания самолетов (но тут номера сначала нужны по-хорошему) и личные дела по летчикам (там кадровых военных по 2 с каждого экипажа). Можем обсудить более детально в личке. Я нахожусь в Москве, но в Гатчине периодически тоже работаю именно по поиску людей-кораблей. Но если бы кто-то помог, было бы хорошо. Хотя зная в целом стиль работы Гатчины, пока сомневаюсь, как по-другому там помочь))) С Павловским общалась лично по весне) Но очень готова обсудить варианты))) Давайте спишемся.

Вопрос,кстати: акты списания самолетов - в Питере или таки в Гатчине? По лидеру Москва, погибшему в 1941 году, технические бумаги мы получали в Питере, а отчеты по бою - в Гатчине.

Амбарчик слишком распался на куски,чтобы просто сесть на воду... на картинке это видно. Это было падение. Даже штурвал разломан под водой.
 
Последнее редактирование модератором:

Стипан

Активный участник
в Сафоново МБР-2 сделан из стеклопластика. Не самый удачный пример для реставрации. Но результат весьма положительный. В Сафоново было ЕМНИП эвакуировано два МБР-2 из которых собрали один, используя новые технологие 80х :). К сожалению, большой инициатор создания экспозиции Сафоновского музея уже умер, но он оставил после себя мемуары, в которых отразил историю каждого наденого им с коллегами самолета.

П.С. Кстати в Сафоново И-16 вообще отлит из бетона.

Немного по номерам для МБР-2.
МБР-2 (МП-1) делалили на следующих заводах №45 и 31.
На заводе №45 номера были такие 45хх, где хх номер выпущенного самолета. Пример 4501, 4502, 4503 ... 4514. Производство было оставлено. Завод 45 выпускал модификацию МП-1.
Завод №31 было несколько вариантов номеров: 31П1 - 31П40 серия МП-1, но часть самолетов из этой серии были как я понял и МБР-2
Потом была серия 31ххх, где ххх - цифры. Принцип такой же ххх - номер выпущенного по счету самолета. Пример 31008, 31115, 31422. Выпуск МП-1, МБР-2, МП-1бис, МБР-2бис.
Потом структура изменилась на такой вид аа31бб, где аа и бб тоже цифры что-то означайщие. Особо не вникал, что именно.
Пример реальных номеров такой: 103199, 113112, 153123. Серия МП-1бис МБР-2бис.
Всего выпустили 1365 амбарчиков, включая гражданские. Гражданские эксплуатировались в ГУ ГВФ (Аэрофлот), ГУСМП (Полярная авиация), НКРП (Главрыба), ГУГК (Госгеосъемка), Авиагруппа БАМ, ГУЛАГ НКВД (Дальстрой, Норильстрой), НКАП (на авиационных заводах).
МП-1 из ГУ ГВФ повоевать тоже успели. Особенно из СУ ГВФ.

Вообщем ищите, что-то похожие на такой номер. Главное ищите цифру 31, а потом разберемся подробнее.

Жду с нетерпением результата.
 
Последнее редактирование модератором:

Таманец

Активный участник
Данных по 44 ОРАЭ практически нет - это был июль 1941 года... Шла эвакуация и отчаянные бои.
Данных практически нет - это сколько?)))
Любая часть оставляет за собой кроме собственного фонда ещё целый шлейф документов. Ниже приведенная методика была разработана на делах "сухопутчиков", но думаю и "летунам" поможет. Отдельные фонды могут иметь иные названия, но это не суть важно. Рекомендую работать по следующей схеме:
Сначала изучите полностью фонд части. Включая такие "скучные" разделы как политуправление, техчасть и тп. Внимательно, и лучше самостоятельно. Распространенной ошибкой является работа только с документами оперативного отдела, всевозможных отчетов и поиск исключительно актов на списание. Информации много не бывает, вникните в особенности документооборота части, особенности "стиля" отдельных офицеров. Составьте примерную схему участия части в боевых действиях за исследуемый период. Обязательно просмотрите фонд до конца в поисках продолжающихся в течении нескольких лет дел. Бывает, что документы за 41-й находят в 45-м.
Правда, мне встречались случаи, когда весь фонд части, а то и соединения, состоял из одного листка бумаги с записью "документы разыскиваются".
Далее, смотрим вхождение части - кому и когда она была подчинена. И смотрим фонды всех вышестоящих инстанций вплоть до фронтового уровня. Тут обьем перелопачиваемой бумаги возрастает многократно, поэтому сначала нужно ограничится временными рамками, примерно минус месяц - плюс два, или периодом операции фронта и её разбором. Хотя и позднее интересные отчеты бывают, например составленные по памяти участниками. Тоже смотрим по максимуму, вникая в особенности взаимодействия частей и соединений. Не знаю как в ЦВМА, а в ЦАМО если дело секретное, то пытаешся его заказать, оставляешь заявку, и нередко в течении полугода его рассекречивают. Секретны они как правило лишь по тому, что рассекретить тупо не успели))). Почти каждая бумажка (кроме внутреннего документооборота) написанная в части имеет копию в фонде вышестоящей инстанции.
Кроме того, смотрим историю переформирований. В никуда даже у "сухопутчиков" нечасто расформировывали, чаще всего на базе расформированной части создавали новую, иногда сливая несколько в одну, иногда делая из одной - несколько. При этом дела могли и сдаваться в архив, и оставаться в новой части. Поэтому поднимаем и смотрим фонды всех частей по цепочке. Таким образом находили документы частей, фонды которых были почти пустые.

В сам ЦВМА (почему ЦАМО-то? Это морские летчики- ВВС КБФ)
Упс. Не учел вхождения. По ЦВМА не помошник, не моя поляна.
От ЦВМА интересуют ... личные дела по летчикам (там кадровых военных по 2 с каждого экипажа)
Вот тут проблема у Вас. Личные дела последние годы выдаются только родственникам. УПК - максимум что Вы получите. Если удастся, то считайте что Вам дико повезло и никому об этом не говорите. Произошло это после принятия законов о защите личной информации. Бред в данном случае, но все равно, тот кто Вам выдаст эти дела - нарушит закон. Пляшите от УПК, наградных (если есть) и от того что найдете при вышеописанном поиске.

Амбарчик слишком распался на куски,чтобы просто сесть на воду...
Амбарчик поразительно цел и комплектен))) Фрагменты крупные, замятостей практически нет. Разрушения получены в крайнем случае при не очень удачной посадке, а скорее всего при затоплении и позднее, возможно от штормов (глубину не знаю, но конструкция легкая и хлипкая, с большой парусностью).
Если бы он упал, то лежал бы на гораздо большей площади в виде отдельных щепок. На подьмах машин с болота бывал, тушкой там обычно только двигатели, остальное - фрагменты размером в тетрадный лист. Кстати, если он тонул постепенно, то двигатель может находится на значительном расстоянии от основной массы обломков.
Вопрос,кстати: акты списания самолетов - в Питере или таки в Гатчине? По лидеру Москва, погибшему в 1941 году, технические бумаги мы получали в Питере, а отчеты по бою - в Гатчине.
Акты списания обычно или в фонде части, или в фонде вышестоящей инстанции. Техническая же информация в Вашем случае может лежать в РГАЭ.
PS Вы можете сказать - зачем написал очевидные вещи, как вести поиск мы сами отлично знаем. Хорошо если так. Но многие поисковики ограничиваются именами-фамилиями и тем что лежит "на поверхности". Но на мой взгляд, каждый участник той войны заслужил объективной памяти о его действиях. Не излишней героизации, не ненужного принижения, а просто объективной истории о себе.
 
Вверх