Молния-1

Гаврик

Старожил
Вот тут подробней.
Я не уверен, но мне всё больше и больше нравится не так давно пришедшая мысль, что самолёт Молния-1 был неким стартом, первой ступенькой более масштабного проекта. Все, наверное, слышали про американский Stratolaunch. Вы спросите - какая связь? А казалось бы...
Сравните...

Это самолёт Геракл, проектированием которого тоже занималось НПО "Молния". Его обозначение Молния-1000. Почитать про него можно, например, здесь: https://testpilot.ru/russia/molniya/1000/geracl.htm

Ничего не напоминает? :) Схема продольного триплана, название... А ведь ещё были проекты Молния-100, Молния-200, Молния-300, Молния-400, Молния-500...


Самолёт Молния-1, как первенец, должен был дать начало практической реализации большого дела. Показать состоятельность проекта, правильность выбранной схемы. В общем, вопросов стало ещё больше... Удивительно, что в свободном доступе очень мало информации по самолётам Молния. А ведь Молния-1 даже летала в Ле Бурже, в 1995 году. Часть информации можно подчерпнуть на сайте buran.ru.

На следующей неделе, возможно, состоится встреча с сотрудниками НПО "Молния", которые смогут рассказать больше об этом самолёте, о других проектах, об участии самолёта в международном авиасалоне в Ле Бурже. Надеюсь, будет новая и интересная информация.
 

пуфик

Старожил
А, ты про это. Ну это как раз тот случай когда одно не исключает другого. Это всего лишь мечты свойственные любому КБ. Набросков сотни, до кульмана доходят десяток а дальше ты уже слышал :). В данной трактовке про "усидеть на двух стульях" вполне очевидно учитывая тот период времени.
пс Кстати по цветным картинкам. Первый самый чумурудный имеет вполне удачного забугорного "двойника" Piaggio P.180 Avanti
пс пс Кстати обрати внимание на количество выпущеных и список эксплуатантов. Аналогия с Молнией-1, с той судьбой что я нарисовал очевидна :). https://ru.wikipedia.org/wiki/Piaggio_P.180_Avanti
 
Последнее редактирование:

Гаврик

Старожил
Аналогия с Молнией-1, с той судьбой что я нарисовал очевидна :).
У итальянцев тоже страна разваливалась? Ломались десятилетиями налаживаемые промышленные и межотраслевые связи? Средства воровались в размерах, сравнимых с годовым бюджетом той же Болгарии?
 

пуфик

Старожил
У итальянцев тоже страна разваливалась? Ломались десятилетиями налаживаемые промышленные и межотраслевые связи? Средства воровались в размерах, сравнимых с годовым бюджетом той же Болгарии?
Я написал про ситуацию, если бы всё у нас было хорошо и совок процветал дальше. Тебе стоит обратить внимание на специфику не производства и экономику стран а стоимость одного изделия и узкую нищевость "продукта" значительно более продвинутого в коммерческом направлении чем та же Молния-1.
 

Гаврик

Старожил
Была задача, оконечная цель. Вот достижение этой цели и было бы смыслом всего проекта, его коммерческой несостоятельности и затрат на изучение и воплощение экзотической схемы. У итальянцев задача - построить и продать, у "Молнии" - построить, изучить. Полагаю, американцы сильно сэкономили.
Предлагаю закругляться, а то мы по кругу ходом. Я про Фому, Ты про Ерёму.
 

_ПЗ_

Старожил
Мда.
Интересно, были ли официальные публикации в прессе про Молнию? В Крыльях Родины или Авиации и Космонавтике, или еще где?

Контраст между тоном статей, которые мы привыкли читать в открытой литературе, и такими вот живыми воспоминаниями, просто очевиден.

Невольно экстраполируешь это на все другие аппараты, о которых пишут в тех же изданиях. Сколько всего остается "за кадром", и насколько порой реальность отличается от "канонических" формулировок, к которым все привыкли.
 

пуфик

Старожил
Рассказ лётчика-испытателя Заболотского Виктора Васильевича о его участии в испытаниях самолёта Молния-1.
https://drive.google.com/оpen?id=1osOpeOxDRacxmayjCA1BPJj5_x9cMyps

Публикуется с разрешения Виктора Васильевича Заболотского.
Занятное чтиво. Все мои предположения об аэродинамической схеме, её реакции на выдерживании и не достатке мощности силовой установки подтвердились в этом рассказе :).
...Публикация была точно в Т-М в 90-х но исключительно в бравурных тонах и с радужными планами на коммерческое будущее "Молнии-1". И надо заметить тогда все публикации об новинках в Т-М и частично в М-К выглядели похоже так что судить их за "предвзятость" не имеет смысла. В любом случае технической информации те статьи не несли. Только журналистские фантазии, пару фоток и схем с общими ЛТХ.
 

Гаврик

Старожил
Первый лётный образец самолёта Молния-1. Тот самый, который потерпел аварию из-за отказа двигателя, и который летчик испытатель Николай Генералов приводнил на акваторию Строгинской поймы в Тушино.









На борту виден номер 012001.
 

Гаврик

Старожил
Что интересно, дверь на этом самолёте открывается назад.
 

_ПЗ_

Старожил
Тут и гадать нечего. Для безопасного покидания. Набегающим потоком ее сорвет, а не захлопнет.
 

Гаврик

Старожил
...Интересно зачем такое решение? Я даже гадать не возьмусь. Можешь у них спросить?
Так и у нашего самолёта так же. Причём видно, что раньше она открывалась вперёд, остались следы переделки. И на нашем самолёте был механизм фиксации двери в открытом положении.
 

пуфик

Старожил
Тут и гадать нечего. Для безопасного покидания. Набегающим потоком ее сорвет, а не захлопнет.
Это палка о двух концах. Если по случайности замки окажутся не закрыты в нормальном полёте и ЛА тряхнёт например велики шансы распахивания такой двери. Результат не трудно предугадать - потеря стабилизации по направлению от такого тормоза в потоке на одну сторону и последующий срыв ЛА. Если дверь сорвёт то велика вероятность повреждения винта что тоже явно как и первом случае приведёт к падению ЛА. Отстреливаемая пиропатроном нормально открываемая дверь видится мне более надёжным вариантом... к которому похоже пришли и сами разработчики.
 

Гаврик

Старожил
Чтоб дверь сама не распахнулась в полёте - нужен надёжный замочный механизм, только и всего. Чтоб дверь не сорвало с петель и она не полетела крошить лопасти винта и стабилизатор - нужны надёжные петли, только и всего. Да и как должно тряхнуть самолёт, чтоб у него вдруг открылась дверь? В нормальном то полёте. Влияние на стабилизацию полёта будет минимальная, дверь же не становится поперёк полёта как, например, у Ил-76. Ну и напоминаю,что на нашем самолёте был механизм фиксации двери в открытом положении. Думаю, что он нужен для того, чтоб открытая дверь в полёте не билась об борт. Т.е. скорее всего на нашем самолёте выполнялись испытательные полёты именно с открытой дверью.
 
Вверх