В пражский район Кбели, на действующий военный аэродром Прага-Кбели я приехал где-то после полудня 7 сентября. Солнце жарило вовсю, денек был погожий, - самое оно.
Я сошел с автобуса, всего за 25 минут домчавшего меня от станции метро "Чешскоморавская" прямо до входа в музей - и тут же увидел знакомую по интернетовским фотографиям вывеску "Летецке музеум Кбели". Смутно припоминая, что вроде как вход 60 крон стоил (примерно 70 руб. на наши деньги), я поискал кассу, но таковой в пределах видимости не оказалось. Более того, на входе никаких контролеров и прочих билетеров не было.
Собственно, музей спланирован так - заходишь - справа от тебя территория военной базы и ангар с самолетами Первой Мировой, прямо - основной ангар и аэродром за ним, слева - стоянка техники под открытым небом, а возле нее - еще 2 ангара, с самолетами ВМВ межвоенного периода.
Я вошел в музей и почти сразу же увидел нескольких людей в рабочих комбинезонах, шедших со стороны аэродрома. "Видимо, техники", - решил я. Подойдя к ним, я поздоровался и уточнил, где тут можно купить билет. Техники рассмеялись и ответили, что вход бесплатный. Далее они ушли вперед, а я последовал за ними на располагающуюся под открытым небом стоянку техники, беседуя с тем, который знал русский язык. Оказалось, что он работал техником МиГ-21 до прошлого года, когда эти машины вывели из состава ВВС Чехии и передали в музей. Крайний летавший МиГ-21 с надписью "Спасибо" на носу стоит теперь в экспозиции музея.
Здесь же я встретился со Славой (тот самый Slava) :wink: Когда мы беседовали с техником, я на автомате отметил, что к нам кто-то подходит, а в следующий миг узнал Славу :biggrin: Оказалось, он как и я, приехал в Чехию один, правда, на дольшее время. О своих приключениях он расскажет сам, когда вернется, а я пока продолжу о Кбели.
В общем, объяснив технику суть происходящего и поблагодарив его за краткую экскурсию по открытой стоянке, мы начали фотографировать экспонаты на открытой стоянке. Там было довольно много МиГ-21 разных модификаций, а также МиГ-23, -15, -17, -19, L-29, Ми-4. Некоторые машины в прошлом участвовали в различных авиашоу, и потому имеют довольно необычный раскрас. Правда, должен с сожалением отметить, что покраска машин на открытой экспозиции оставляет желать лучшего - она давненько не подновлялась.
У ангара с самолетами межвоенного периода стояли два "шведа" - Saab Grippen и Saab Draken. Осмотрев самолеты, мы нашли, что у них все детали на местах, и на сувениры ничего не снято. В воздухозаборнике разведывательного (с целехонькой фотоаппаратурой) "Гриппена" даже маркером написана дата крайнего полета - аккурат в мой хэппибездей, 25 апреля 2005 года :biggrin:
Потом мы стали осматривать (и отщелкивать) экспозицию в закрытых ангарах. В первом, посещенном нами, находились различные самолеты чешского производства межвоенного периода.
В следующем - реликвии Второй Мировой - Ил-2м3, Ла-7, По-2, DH-89, SB-500, Тексан и Спитфайр Мк XIII. Все машины в относительно неплохом состоянии; Ла-7 и Ил-2м3, как позднее выяснилось, сейчас реставрируются, занимается этим персонал музея.
В третьем ангаре находилось несколько самолетов Первой Мировой, и там же смоделированы ремонтные мастерские тех времен.
В главном ангаре размещается основная экспозиция - большое количество чешских спортивных самолетов, вертолетов, а также лицензионные машины - МиГи, реактивные Яки, плюс "мессершмитты" с чешскими движками - варианты S-199 и G-12 (двухместный), а также послевоенный вариант Ме-262. С одним из них я имел наглость сфотографироваться :biggrin:
Общее впечатление - музей очень ухоженный, хотя на улице самолеты не мешало б покрасить; в ангарах постоянно дежурят бабушки, наблюдающие за нерушимым порядком. Туристы, как правило, за ограждение не лезут, и ничего не трогают.
Манекены и сопутствующая техника (станки, авто и проч) в экспозиции применяются очень удачно, - таким образом воссоздается атмосфера мастерских или аэродрома. Даже полы в ангарах покрыты чем-то вроде ковролина зеленого цвета, напоминающего траву на аэродроме. :smilie: Продумано и освещение - фотографии за редким исключением получаются нормального качества, не слишком яркие и не слишком темные.
Кстати сказать, фото(видео)съемка в музее тоже бесплатна.
Осмотрев экспозицию, я переговорил с одной из бабуль-смотрительниц, пытаясь уточнить, здесь ли начальник музея. Выяснилось, что он уехал. В итоге нас препроводили к главному инженеру. Мы представились, объяснили, кто мы и чего хотим - посмотреть на музей, сравнить, рассказать о наших успехах, - и Ян заинтересовался. В свою очередь он рассказал нам о том, что делается у них, провел в ангар с самолетами ВМВ, показал, как продвигается реставрация Ил-2м3, - задняя кабина восстановлена вплоть до оригинального УБТ с лентой и проводов, а передняя - в процессе. Бомб и ракет на чешском ИЛе не подвешено - как сказал Ян, у них попросту нет пока макетов или оригинальных РС и бомб для дополнения образа.
В ИЛе стоит оригинальный бак с заводской табличкой, на которой выбиты его данные - емкость, номер, когда произведен, кто принял, и т.д.
Также реставрируется Ла-7 - в музее стоит чешский вариант. От советского отличается немецкими приборами в кабине и "кондиционером" - т.е. нечто вроде клапана, через который в полете слегка проветривается кабина. А наши, если вспомнить, летали с приоткрытыми фонарями или наслаждались жарой... :smilie:
Реставрируется все, вплоть до внутренних систем - в Ла-7 даже есть необходимые баллоны и провода, двигаются предкрылки и механизация крыла. Машина в скором времени будет перекрашиваться в строевой камуфляж.
Напоследок Ян показал нам мастерские, где реставрируется один из первых чешских аэропланов - сгнили деревянные части, и теперь их делают заново, используя лишь оригинальные металлические. Все это делается в двух средних по размеру комнатах на верстаках.
Мы обменялись электронными почтами, я также записал для Яна адрес нашего сайта. Специально для нашей организации он передал диск с фотографиями реставрации их Ил-2м3 и журнал со статьей об этой реставрации. Я сейчас потихоньку перевожу статью, как будет готова - могу создать отдельную ветку и выложить ее перевод на форуме с теми же фотографиями и комментариями, что были в журнале.
Вот, в принципе, и все. Пару фоток для затравки, остальное выложу в другом месте и ссылки сюда дам :wink:
Слава отфотографировал, по-моему, почти всю экспозицию, плюс выручил меня, когда в моем "кодаке" сели батареи, так что у него должны быть и фото "лавочки" (так ласково называют Ла-7 в музее).
Я сошел с автобуса, всего за 25 минут домчавшего меня от станции метро "Чешскоморавская" прямо до входа в музей - и тут же увидел знакомую по интернетовским фотографиям вывеску "Летецке музеум Кбели". Смутно припоминая, что вроде как вход 60 крон стоил (примерно 70 руб. на наши деньги), я поискал кассу, но таковой в пределах видимости не оказалось. Более того, на входе никаких контролеров и прочих билетеров не было.
Собственно, музей спланирован так - заходишь - справа от тебя территория военной базы и ангар с самолетами Первой Мировой, прямо - основной ангар и аэродром за ним, слева - стоянка техники под открытым небом, а возле нее - еще 2 ангара, с самолетами ВМВ межвоенного периода.
Я вошел в музей и почти сразу же увидел нескольких людей в рабочих комбинезонах, шедших со стороны аэродрома. "Видимо, техники", - решил я. Подойдя к ним, я поздоровался и уточнил, где тут можно купить билет. Техники рассмеялись и ответили, что вход бесплатный. Далее они ушли вперед, а я последовал за ними на располагающуюся под открытым небом стоянку техники, беседуя с тем, который знал русский язык. Оказалось, что он работал техником МиГ-21 до прошлого года, когда эти машины вывели из состава ВВС Чехии и передали в музей. Крайний летавший МиГ-21 с надписью "Спасибо" на носу стоит теперь в экспозиции музея.
Здесь же я встретился со Славой (тот самый Slava) :wink: Когда мы беседовали с техником, я на автомате отметил, что к нам кто-то подходит, а в следующий миг узнал Славу :biggrin: Оказалось, он как и я, приехал в Чехию один, правда, на дольшее время. О своих приключениях он расскажет сам, когда вернется, а я пока продолжу о Кбели.
В общем, объяснив технику суть происходящего и поблагодарив его за краткую экскурсию по открытой стоянке, мы начали фотографировать экспонаты на открытой стоянке. Там было довольно много МиГ-21 разных модификаций, а также МиГ-23, -15, -17, -19, L-29, Ми-4. Некоторые машины в прошлом участвовали в различных авиашоу, и потому имеют довольно необычный раскрас. Правда, должен с сожалением отметить, что покраска машин на открытой экспозиции оставляет желать лучшего - она давненько не подновлялась.
У ангара с самолетами межвоенного периода стояли два "шведа" - Saab Grippen и Saab Draken. Осмотрев самолеты, мы нашли, что у них все детали на местах, и на сувениры ничего не снято. В воздухозаборнике разведывательного (с целехонькой фотоаппаратурой) "Гриппена" даже маркером написана дата крайнего полета - аккурат в мой хэппибездей, 25 апреля 2005 года :biggrin:
Потом мы стали осматривать (и отщелкивать) экспозицию в закрытых ангарах. В первом, посещенном нами, находились различные самолеты чешского производства межвоенного периода.
В следующем - реликвии Второй Мировой - Ил-2м3, Ла-7, По-2, DH-89, SB-500, Тексан и Спитфайр Мк XIII. Все машины в относительно неплохом состоянии; Ла-7 и Ил-2м3, как позднее выяснилось, сейчас реставрируются, занимается этим персонал музея.
В третьем ангаре находилось несколько самолетов Первой Мировой, и там же смоделированы ремонтные мастерские тех времен.
В главном ангаре размещается основная экспозиция - большое количество чешских спортивных самолетов, вертолетов, а также лицензионные машины - МиГи, реактивные Яки, плюс "мессершмитты" с чешскими движками - варианты S-199 и G-12 (двухместный), а также послевоенный вариант Ме-262. С одним из них я имел наглость сфотографироваться :biggrin:
Общее впечатление - музей очень ухоженный, хотя на улице самолеты не мешало б покрасить; в ангарах постоянно дежурят бабушки, наблюдающие за нерушимым порядком. Туристы, как правило, за ограждение не лезут, и ничего не трогают.
Манекены и сопутствующая техника (станки, авто и проч) в экспозиции применяются очень удачно, - таким образом воссоздается атмосфера мастерских или аэродрома. Даже полы в ангарах покрыты чем-то вроде ковролина зеленого цвета, напоминающего траву на аэродроме. :smilie: Продумано и освещение - фотографии за редким исключением получаются нормального качества, не слишком яркие и не слишком темные.
Кстати сказать, фото(видео)съемка в музее тоже бесплатна.
Осмотрев экспозицию, я переговорил с одной из бабуль-смотрительниц, пытаясь уточнить, здесь ли начальник музея. Выяснилось, что он уехал. В итоге нас препроводили к главному инженеру. Мы представились, объяснили, кто мы и чего хотим - посмотреть на музей, сравнить, рассказать о наших успехах, - и Ян заинтересовался. В свою очередь он рассказал нам о том, что делается у них, провел в ангар с самолетами ВМВ, показал, как продвигается реставрация Ил-2м3, - задняя кабина восстановлена вплоть до оригинального УБТ с лентой и проводов, а передняя - в процессе. Бомб и ракет на чешском ИЛе не подвешено - как сказал Ян, у них попросту нет пока макетов или оригинальных РС и бомб для дополнения образа.
В ИЛе стоит оригинальный бак с заводской табличкой, на которой выбиты его данные - емкость, номер, когда произведен, кто принял, и т.д.
Также реставрируется Ла-7 - в музее стоит чешский вариант. От советского отличается немецкими приборами в кабине и "кондиционером" - т.е. нечто вроде клапана, через который в полете слегка проветривается кабина. А наши, если вспомнить, летали с приоткрытыми фонарями или наслаждались жарой... :smilie:
Реставрируется все, вплоть до внутренних систем - в Ла-7 даже есть необходимые баллоны и провода, двигаются предкрылки и механизация крыла. Машина в скором времени будет перекрашиваться в строевой камуфляж.
Напоследок Ян показал нам мастерские, где реставрируется один из первых чешских аэропланов - сгнили деревянные части, и теперь их делают заново, используя лишь оригинальные металлические. Все это делается в двух средних по размеру комнатах на верстаках.
Мы обменялись электронными почтами, я также записал для Яна адрес нашего сайта. Специально для нашей организации он передал диск с фотографиями реставрации их Ил-2м3 и журнал со статьей об этой реставрации. Я сейчас потихоньку перевожу статью, как будет готова - могу создать отдельную ветку и выложить ее перевод на форуме с теми же фотографиями и комментариями, что были в журнале.
Вот, в принципе, и все. Пару фоток для затравки, остальное выложу в другом месте и ссылки сюда дам :wink:
Слава отфотографировал, по-моему, почти всю экспозицию, плюс выручил меня, когда в моем "кодаке" сели батареи, так что у него должны быть и фото "лавочки" (так ласково называют Ла-7 в музее).
Вложения
-
171,4 КБ Просмотры: 206