Ответ: Piasecki Model 44, the H-21 Shawnee
Geezer, речь идет о сайте музея, а не о сайте фонда. Я передал материалы Владу. Не думал я, что контакты между разработчиками двух сайтов настолько слабы, что каждый из Вас собирает данные обособленно. Материал устаревает, он и сейчас требует доработок и редакции. В Аудиогиде тексты намного меньше, так как примерная продолжительность звучания одного файла (т.е. файла по одному летательному аппарату) 1-3 мин. Для сравнения привожу полный текст по Н-21 в исходных материалах:
Вертолет V-44С (H-21С)
фирмы "Вертол" (США)
(материал подготовлен на основе фирменных
технических описаний и
историко-технического обзора,
представленных в музей бывшим механиком
вертолета Н-21, прослужившем
25 лет в компании "Боинг Вертол",
гражданином США бакалавром и магистором
наук Ларри А. Мейделом)
1. Назначение и история создания
летательного аппарата
Сведения о музейном экспонате
Технический комитет PV (Piasacki Venze) был основан в 1942 г. с целью практической разработки летательного аппарата с "вращающимся крылом", а в 1945 году он был переименован в вертолетную компанию Пясецкого в честь ее основателя Франка Пясецкого (Piasacki). В 1955 г. произошло еще одно переименование компании в корпорацию "Вертол Эркрафт". В 1960 г. корпорация была приобретена самолетостроительной компанией "Боинг" и стала называться отделом "Вертол" этой компании. Современное название компании - Вертолетное отделение Оборонной и космической группы фирмы "Боинг". Расположено это отделение в местечке Ридли (Ridley), пригород Филадельфии штата Пенсильвания.
Начальная практическая разработка вертолета с несущими винтами продольной схемы была предпринята основателем и вдохновителем компании Франком Пясецким, который стал настоящим провидцем и пионером в этой области. Несмотря на другие попытки практически разработать надежный вертолет многороторной конструкции, проекты Пясецкого были наиболее успешными и жизненными: вертолеты этой схемы CH-46 и CH-47 фирмы "Боинг" эксплуатируются и в настоящее время. Вертолеты Пясецкого находились в эксплуатации более 35 лет и похоже прослужат еще лет 15-20.
Прототипом вертолета Пясецкого продольной схемы был вертолет XHRP-X, за ним последовали XHRP-1, HRP-1 и HRP-2. HRP-X и HRP-1 имели ферменный фюзеляж трубчатой ферменной конструкции, в то время как HRP-2 использовал стандартную полумонококовую конструкцию с несущей обшивкой из листового металла и имел те же самые динамические компоненты (силовая установка, несущие винты и система приводов) как и HRP-1. По внешнему виду HRP-2 очень похож на вертолет V-44C, имеющийся в Монинском музее.
Военно-воздушные силы США провели инструментальную оценку вертолета HRP-2, в результате чего в 1953 г. был разработан и отобран для выполнения спасательных работ в Арктике более мощный вариант вертолета H-21. Его фирменное обозначение было "Вертол" V-43. V-44 "Вертол" является коммерческим продолжением семейства вертолетов V-43/Н-21, разработанных по продольной схеме несущих винтов в конце 1940 - начале 1950-х гг.
Вертолет V-44C N74056, серийный номер RU-2, был одним из двух вертолетов V-44C, подаренных правительству России. Интересно заметить, что фотография этого вертолета N 74056 была опубликована на 371-ой странице ежегодника Jane's "Самолеты мира" за 1957/1958 гг. Месторасположение или перемещения второго V-44C, серийный номер RU-1, неизвестны. Решение о передаче правительству России двух вертолетов V-44C было принято администрацией Эйзенхауэра в 1957 г. Поставки были проведены при администрации Кеннеди в 1960 г. Следует отметить, что в это же самое время правительству России были переданы также два однороторных вертолета Сикорского H-34.
Поставки вертолетов V-44C в Россию сопровождал технический представитель фирмы "Вертол" господин Серж Майлар. Господин Майлар составлял технические описания на фирме "Вертол" и был назначен для сопровождения, потому что он свободно разговаривал по-русски. Согласно сообщениям бывших коллег Сержа один V-44C после получения был немедленно и полностью разобран русскими техниками для детального исследования его конструктивных и динамических компонентов.
2. Основные летно-технические данные
Вооружение
Первый полет 1953 г.
Начало серийного производства 1953 г.
Число, тип и марка двигателей
поршневой двигатель 977C9HDI "Кёртис-Райт" 1820 кубических дюймов (29824 куб. см). Он развивает мощность 1425 л.с. при 2700 оборотах в минуту от уровня моря до высоты 2250 футов (686 м) в течение одной минуты и максимальную продолжительную мощность 1275 л.с. при 2400-2500 оборотах в минуту.
Мощность двигателя
длительно 938,4 кВт (1275 л.с.)
в течение 1 мин 1049 кВт (1425 л.с.)
Диаметр несущего винта 13,42 м
Число лопастей 2 х 3
Длина вертолета
с вращающимися винтами 26,33 м
Длина фюзеляжа 26,33 м
Высота 4,7 м
Ширина при выпущенном шасси 4,37 м
Масса пустого вертолета 3929 кг
Максимальная масса 6515 кг
Максимальная масса
в перегрузочном варианте 6900 кг
Полезная нагрузка 2586 кг
Полезная нагрузка
для радиуса действия 160 км 1608 кг
Статический потолок 1647 м
Динамический потолок 2898 м
Практическая дальность 602 км
Максимальная скорость полета 236 км/ч
Количество пассажиров (десантников) 20
Количество раненных на носилках
с 2 сопровождающими 12
Экипаж 2 чел.
Вооружение варианта H-21: 2 пулемета калибра 7,62 мм во входных люках передней и задней части вертолета.
3. Конструктивные и компоновочные
особенности. Основные модификации
Вертолет выполнен с двумя трехлопостными несущими винтами, расположенными по продольной схеме на пилонах в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
Фюзеляж полумонококовой конструкции из алюминиевых сплавов состоит из отсеков кабины летчиков, грузовой кабины, топливного отсека, двигательного отсека, агрегатного отсека двигателя и хвостового отсека. Для улучшения продольной, путевой и боковой устойчивости на хвостовой части фюзеляжа имеются горизонтальный стабилизатор и по концам его - два вертикальных киля.
Сиденья летчиков расположены рядом друг с другом и снабжены противоударной амортизацией. В грузовом отсеке могут размещаться сиденья пассажиров или крепиться носилки для раненых. Для подъема грузов имеется лебедка. Кабина летчиков и грузовая кабина оснащены системами обогрева воздуха и вентиляции.
Силовая установка состоит из одного звездообразного девятицилиндрового поршневого двигателя 977C9HDI "Кёртис-Райт" с наддувом и воздушным охлаждением , рабочий объем цилиндров 29824 куб. см. Система управления двигателем состоит из управления наддувом, газом, смеси, карбюратора и отсечного топливного крана. Для смазки двигателя используется масляная система с маслобаком вместимостью 80 л. Вместимость топливного бака 1130 л.
Мощность от коленчатого вала двигателя передается к трансмиссии через короткий приводной вал и сцепление, расположенное на центральной части трансмиссии. К центральной трансмиссии подсоединены валы роторов, которые имеют понижающие редукторы, обеспечивающие вращение винтов в противоположные стороны.
Винты деревянной или металлической конструкции крепятся к втулкам с помощью вертикальных и горизонтальных шарниров. Управление винтами осуществляется путем изменения их общего или циклического шага.
Шасси трехопорное с носовой опорой, неубирающееся в полете. При необходимости колеса шасси могут заменяться поплавками. Передняя нога шассси имеет демпфер-гаситель колебаний типа "шимми", основные колеса имеют дисковые тормоза.
Вертолет имеет электрическое, приборное, навигационное и радиотехническое оборудование.
H-21 имел четыре модификации: H-21, H-21A, H-21B и H-21C. H-21, H-21A и H-21B выпускались для Военно-воздушные сил США. H-21C производился для Сухопутных войск США.
Вертолет V-44 "Вертол" был улучшенным вариантом вертолетов V-43/ H-21C. Он производился в трех модификациях: V-44A - транспортно-пассажирский вертолет и общего назначения, V-44B - коммерческий пассажирский транспортный вертолет, V-44C - административный транспортный вертолет с интерьером, выполнявшимся по заказу.
Серийные вертолеты H-21 и V-44 производились на заводе № 1 вертолетной корпорации "Вертол", расположенного в Мортоне, пригороде Филадельфии штата Пенсильвания.
4. Применение,
участие в исторических событиях
Военно-воздушные силы США использовали вертолеты H-21 в качестве поисково-спасательных, а также для выполнения задач тылового обеспечения шахтных ракетных установок и удаленных радиолокационных станций. Армия США использовала вертолеты H-21C с 1955 по 1965 г. в качестве легких транспортных вертолетов на континентальной части Соединенных штатов и на Дальнем Востоке.
На ранней стадии войны во Вьетнаме вертолеты использовались главным образом в качестве боевых штурмовых. Для выполнения этих задач во входных люках передней и задней части вертолета устанавливались пулеметы калибра 7,62 мм. Один вертолет в экспериментальном порядке был оборудован сдвоенной пулеметной установкой калибра 12,7 мм снаружи и внизу носовой части. Эксперимент оказался неудачным и никогда не опробовался на поле боя.
Примерно 100 вертолетов H-21C использовались Иностранным легионом, Армией и ВМС Франции при ведении боев во Французском Индокитае (Вьетнам) и Алжире. Вертолеты H-21находились также на вооружении Западногерманской Армии в качестве штурмовых вертолетов.
К 1959 г. вертолеты V-44 эксплуатировались на Нью-Йоркских воздушных трассах, авиалинией "Сабена", Японскими силами самообороны, Шведскими ВМС и Королевскими ВВС Канады.