...
...
Сейчас уже трудно вспомнить, как в 1955г. встречали первый Ту-16. Во всяком случае, как и с Ту-4, все тоже с любопытством высыпали на поле, когда он приземлился. Летный состав уже знал эти машины, документация на них тоже поступила заранее. Но все равно всем было очень интересно, особенно когда залезли внутрь по своим специальностям. Мы обнаружили все совершенно новое. В том числе и фотооборудование. В штурманской кабине располагался фотоаппарат ФА-РЛ-1 для съемки изображения с радиолокационного прицела. Позднее этот аппарат был заменен на малогабаритный ФАРМ-2. Через нишу передней стойки шасси устанавливался аппарат АФА-42 для дневной, или НАФА-75 ночной съемки. Позади находились дистанционно открываемые фотолюки. Дневные фотоаппараты тоже были новыми. Причем, устанавливались они на автоматической качающейся установке АКАФУ. Помимо изменения направления оптической оси влево-вправо (для одновременного захвата полосы двойной ширины), он мог отклоняться назад при применении ФОТАБ ночью. Впервые на Ту-16, параметры съемки регулировались автоматически в соответствии со скоростью и высотой полета, задаваемыми на командном приборе штурманом. Для этого внутри АФА, два оптических клина, вращаясь, позволяли компенсировать сдвиг изображения и делать снимки более четкими. Получалось, что во время фотографирования, самолет как бы зависал на месте при любой скорости полета. Отснятые пленки мы передавали в фотолабораторию, где их обрабатывали. Склеивая полученные кадры, получали огромные фотоальбомы, больше метра шириной, где местность изображалась крупным планом. Тем более, что оптика была очень мощная: широкозахватный объектив для съемок с небольших высот имел фокусное расстояние 20см, помимо этого имелись объективы с фокусным расстоянием 75см и 100см с телескопическим устройством для высотной съемки. Ночные камеры имели постоянные объективы с фокусным расстоянием 75см. Но ночные съемки применялись только для фотоконтроля результатов бомбометания в темное время суток. На такие задания обычно вылетало по одному самолету. Если же их было 2-3, то на каждый устанавливали ночной фотоаппарат и подвешивали по одному ФОТАБ.
Принцип ночного фотографирования основывался на том, что рядом с оптикой имелся фотоэлемент. При взрыве ФОТАБа (а он давал такую вспышку, что можно было ослепнуть), фотоэлемент через усилитель передавал сигнал на электромеханический спуск затвора камеры. Аппараты более поздних конструкций, НАФА-МК, имели отличия: во-первых появилась электроника, а во-вторых - система компенсации сдвига изображения. Фотопленка у них автоматически перемещалась сообразно движению земной поверхности. Снимки получались как днем.
Менять аппараты под конкретные задачи, по-прежнему приходилось вручную. Между тем, один АФА-100 вместе с кассетой был больше метра высотой и весил под 100кг. Как и любая техника, бывало, что фотоаппараты ломались. Если по возвращении с задания, штурман или командир корабля докладывали старшему технику, что какой-то агрегат вышел из строя, то тут нашему брату доставалось так, что можно было и к ночи не вылезти из самолета до полного устранения дефекта. Если отказывал фотоаппарат, мы снимали его и передавали в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть), в цех по ремонту фотооборудования. Делать это приходилось не часто, так как камеры, в общем, были надежными. Да и вообще, на мой взгляд, Ту-16 был очень надежной машиной. Вначале мы получали - по два, может три самолета в месяц. Но в течение полугода - года полк был полностью переукомплектован. Сперва комплектовали по 7 машин на эскадрилью, а года через два их стало по 10. Позже, в каждую эскадрилью вошло по одному Ту-16 постановщику помех.
...
...