Советский/Российский космос

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

Да собсно в качестве ПЗ и находился :)))
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

Кстати, я бы не стал связывать относительный порядок и внешний лоск площадок на Плесецке с тем, что там военные хозяйничают. То есть, вообще, логика, конечно, правильная, но точно не для РФ. У нас армия и порядок это к сожалению разные вещи. Космодур Байкодром тоже всю жизнь был военным, да и сейчас военные там остались, а те, что сняли погоны, по-сути, тоже вчерашние военные. И тем не менее, бардак там был всегда. Просто, мне кажется, что в какой-то момент времени Плесецку повезло с начальником. То, что он военный, мне кажется, второстепенно в данном вопросе.

Кстати, при мне в Сырдарье купались. Хотя не все. Внятную причину запрета никто объяснить не смог :)
 

Shummy

Активный участник
Ответ: Советский/Российский космос

я думаю Эдуард хочет узнать подробности:)
ПЗ расшифровывается как представитель заказчика или полетное задание?:)
 

Eduard

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

Shummy, ну примерно да. Чем вы там занимались/занимаетесь. Интересно ведь.
 

Eduard

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

А по работе расскажешь что-нибудь? Хоть в общих чертах, не выдавая военных секретов.
 

Eduard

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

Shummy, спасибо! Продолжай в том же духе. Во-первых, на самом деле интересно, а то сейчас инфы море, не поймешь, чему верить, чему нет. Да и просто - выловить что-то ценное в огромном потоке... А тут периодически куча интересностей.

Да и вообще - есть за что или за кого порадоваться. Почувствовать, что все не так уж плохо и погано в этом мире, как иногда может показаться.

PS. Извини, пишу немного мрачно - темная полоса в жизни настала, с работой проблемы.
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

Байконур. Первые впечатления.

Многомесячная процедура выбивания и оформления командировки (55 долларов, однако, на дороге не валяются) закончена, бабло получено и мы летим. Наш фирменный автобус полон. Целая бригада отправляется пускать новейший спутник. Два уровнемерщика теряются на их обширном фоне. Собственный VIP-терминал во Внуково встречает стройными ногами молодых администраторш и хромированной вывеской над входом. Кожаные кресла возле плазменных панелей впечатляют. Большинство привыкло, новичку же здесь не по себе. При внешней вежливости, оформляют долго. То таможенника нет, то обыск, то досмотр (обыскивают, впрочем, чисто номинально, без задора) - простояли 3 часа. На выходе, нас поджидает ветеран Финляндии и Халхин-Гола, престарелый Туполёк. Лететь на нем немного страшновато. К счастью, 3 часа над облаками протекают без проблем. В дороге кормят. Наш аэродром без лишней скромности зовется Юбилейный - полдесятка километров исторической бетонки посреди пустыни. Исторической, по той причине, что сюда двумя годами перед путчем 91-го удачно сел его величество "Буран". Да, в этой местности "Буран" не просто слово. Это целая эпоха, как корова языком слизнувшая когда-то судьбы сотен тысяч тех, кто отдал ему в жертву свои лучшие года. "Буран" не поминают всуе. Скоро, видимо, ему здесь будут ставить свечки. Может быть, и мы поставим.
Человек экспедиции поспешно оформляет временные пропуска и мы идем к автобусам - приятно, все-таки, когда тебя встречают. А погодка шепчет. Говорят, вчера случилось редкое событие - был дождь. Ничуть не жарко. Пока едем через полигон к жилым площадкам, удивление приятное сменилось неприятным: где же, собственно, тот самый полигон?! Где альма-матер нашей космонавтики? На 360 безлюдных градусов вокруг - одни руины. Тут не до метафор, все буквально: полчаса автобус едет в никуда по мертвому шоссе через развалины. Им нет конца. Невольно вспоминаешь Сталкера, Чернобыль и пропагандистский фильм об атомной бомбардировке. За окном безмолвно пробегают километры теплотрассы (ржавой и щербатой), гаражи, котельные и топливохранилища, многоэтажные коробки корпусов и испытательные комплексы - разрушенные и безжизненные. За пределами автобуса не видно ни души. Оставленные будто в прошлый понедельник стройки, брошенные рельсы, облупившаяся техника и тонны - сотни, миллионы тонн бетона, вкопанных в песок под равнодушным солнцем.
По сравнению с Плесецком, впечатление гнетущее. Над горизонтом высятся белеющие корпуса энергиевских МИКов, стендов, стартов и других сооружений, узнаваемых по фотографиям и фильмам. Памятники позабытых достижений. Нет сомнений, что теперь все это тоже лишь развалины. На расстоянии масштабы разрушений не видны, а циклопический размер предательски скрывает истинную дальность. Подъезжаем к первой по пути жилой площадке - легендарной 113ой. Когда-то - целый городок, где жизнь во времена Бурана клокотала нескончаемым ключом. В 80-е, здесь побывало полстраны (той, прежней, в 200 миллионов). Мертвый город. Привидение социализма, укоризненно взирающее на гостей через глазницы типовых пятиэтажек. Кое-где еще висит фольгированная полоска занавески, некогда спасавшая от солнца, а в другом пустом окне виднеется искусственная елка. Мрак. Разбитые казармы - целый ряд за обвалившимся забором и облезлые ворота со звездой. Совсем недавно, здесь была в/ч. Вон штаб, а вон столовая, чуть дальше - клуб ("....гордись своей профессией" - гласит пожухлый лозунг над разграбленным крыльцом большого вестибюля). Фонари. С рождения знакомые граненые столбы - так и остались вдоль заросших тротуаров - но уже без проводов и алюминиевых голов. Теперь здесь некому светить. Чуть дальше - постиндустриальное строение: "спорткомплекс НПО "Энергия", как сообщает вывеска на здании, к которому ведет давно нехоженый асфальт. Весь выцветший и обветшалый, чудом сохранивший остекление и вентиляционную трубу, он сиротливо приютился на окраине. Вот только НПО "Энергия" уже не существует 20 лет и вывеска вся ржавая. Попутчики припоминают, что когда-то здесь играли в теннис после трудового дня. На противоположной стороне дороги - груда кирпича. Никто уже не помнит, что здесь было. Едем сквозь кварталы брошенных гостиниц (кроме них жилья тут просто нет). Разграбленные мародерами стеклянные кафе на первом этаже, пустые магазины (даже окна не побиты), засыхающие палисадники с безлюдными скамейками. Довольно жутко. Впереди кончается застройка, упираясь прямо в степь. Футуристическое зрелище - огромные шары сверкают над землей, железные грибы с хороший дом величиной бросают длинные косые тени. Зона отдыха. Согласно виденным когда-то фмльмам, это скудные остатки лунной эпопеи. Все, что сохранилось от гигантской царь-ракеты Н-1. Есть мнение, что именно она свела в могилу Королева. Очень может быть. В 80-е ее детали оказались здесь, став душем, танцплощадкой и другой х*ней для массового отдыха строителей другой невиданной ракеты. Из нее уже едва ли что-то сделают. Останки брошенной "Энергии" похоронила крыша рухнувшего МИКа, что виднеется вдали.
А между тем, на этой остановке кто-то сходит. Присмотревшись, видно, что среди руин две-три гостиницы еще функционируют! Есть даже магазинчик образца эпохи гласности и плюрализма, и своя милиция. Охватывает абсолютно неестественное ощущение, когда встречаешь кособокий кран, безвольно уронивший ржавую стрелу в размытый котлован. Автобус трогается с места. Мимо склепа, упокоившего достижение отечественной космонавтики и первого оазиса (пл. 254 - бывший МИК-ОК), раскрашенного в яркие цвета в угоду иностранной моде, корпуса, где до сих пор готовят к пускам корабли с героями.
Итак, мы на площадке 2. Последний центр жизни: экспедиция, начальство и блага цивилизации. Довольно тесно. Очень смахивает на богатое село времен Хрущевской оттепели. Свежевыбеленный домик, где когда-то ночевал Гагарин, рядом, в буйной зелени- избушка Королева, бережно охраняемые казахским персоналом. Дальше - памятник ракете, магазин-сельпо и старые гостиницы, обделанные сайдингом на новый лад. Как позже выяснилось, на горе за ними - вновь руины, раньше там была в/ч и зона отдыха.
Как и всегда, хорошая гостиница (где сайдинг) нам не по карману, а в дешевой - форменный клоповник. Судя по неубиваемому духу, в номере со сломанным шкафом еще до гибели Неделина держали расчлененку. Выбивание чайника из хамоватого ресепшена затягивается на половину следующего дня. Тогда же первая со времени прилета вылазка. Пока не жарко, двигаемся по степи к виднеющимся мачтам стартового комплекса. С тех пор как именно отсюда был запущен первый человек, старт называется Гагаринским. Огромный щит с его портретом виден нам с обратной стороны. В степи же нескончаемая свалка. Ржавый хлам замешанный с бетонным мусором валяется повсюду. Если попытаться осознать, каким же образом тяжелая плита вдруг оказалась в километре от ближайшей колеи, нетрудно выжить из ума. Пожалуй, проще было бы воспринимать все это, как гигантскую помойку, если бы не нарывающая мысль о том, какой ценой достался нам весь этот мусор. По пути обходим НИП. Две мрачные многоэтажки, будто ледоколы противостоят ветрам. Вокруг как яблони рассажены антенны. Тонкие и толстые, высокие и низкие, ажурные решетки и приземистые купола. По-видимому, сей объект еще работает, но выглядит уже пустынным. Впереди уныло тащится растрепанный военный. Прямо как по Куперу: последний магиканин. Барабанит в запертую дверь на КПП, без успеха. Скидывая китель, бедолага обессилено садится на ступеньках загорать. От НИПа к старту нескончаемой дугой ведет бетонная потерна. В ней- бесчисленные километры сверхсекретного когда-то кабеля. Немного углубившись внутрь периметра, мы натыкаемся на вертолетную площадку. Чтобы не испытывать судьбу, идем в обход, шагая прямо по потерне. Видно нас, наверное, за 10 километров. А еще совсем недавно, часовой с ближайшей вышки, продырявил бы любого чужака без всякого предупреждения. Теперь та вышка созерцает степь пустым окном и каждый шаг звучит как метроном в горячей тишине пустыни. Ветер где-то лязгает железкой. Кстати, именно из-за него по верху тяжело идти - сдувает. Сходим вниз и топаем по колее, пока не натыкаемся на бункер. Тоже брошенный, конечно. Рядом смотровая вышка. Забираемся по лесенке и наблюдаем старт. Уже не далеко. Подходим ближе и второй такой же бункер вырастает на пути в аналогичном состоянии. До старта метров 100, но впереди колючка. Там конечно есть проход и не один, но внутрь заходить нет смысла. Все что нужно, мы уже увидели. Старт действующий (и совсем недавно здесь был пуск), как раз сейчас ведут работы несколько машин. Однако, по сравнению с плесецким, здесь "труба пониже и дымок пожиже". Возвращаемся обратно по асфальту...
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

На работу едем на автобусе ЦСКБ. Он ловит нас на перекрестке и везет на старт. Горячие ребята. Двери не закрыты и в салоне настоящий ураган сдувает с головы пилотку. Между тем, ракета еще в МИКе, мы работаем с аппаратурой в бункере. В обед, едва пройдя до КПП, встречается приятель. Вот уж точно, тесен мир! Объятия, восторги и расспросы. Жаль, что нет мобильника.
После работы - на прогулку. Исторических руин вокруг хватает и свободных вечеров хоть отбавляй. Не заскучаешь, было бы желание. К несчастью оказалось, что ближайшие руины охраняются. Похоже, там еще военные. Но КПП закрыт (хотя в окошке виден свет), столбы с колючкой покосились и ворота уже начали ржаветь. Эвакуация однако. Направляемся к другим развалинам. Как и предполагалось, в заграждении давно проделаны проходы. Между ними различима сквозь бурьян контрольно-следовая полоса. В другие времена, все было больше, чем серьезно. Впереди, между огромных бункеров стоит Буран. Точнее, лишь один из множества его макетов. Транспортер на спущенных колесах, крошка из бетонных плит вокруг и чахлые колючки, пробивающиеся из-под асфальта. Под ногами люки бункера. Труба уходит метра на три, а потом-вода. Когда-то здесь планировалась отработка ОДУ корабля. Сейчас космическое чудо разворовано, покрыто грязью и оборванными клочьями подгнившей теплоизоляции. Подумать страшно, сколько это стоило. Борта исписаны автографами. Никого вокруг и мы уходим. Через степь на станцию. Проходим сквозь покинутые МИКи. Наверху -антенны, принимавшие, возможно, первый Спутник. Как ни странно, станция работает. Стоят вагоны, светятся огни - здесь ходит мотовоз. "Московская" и "Северная", "Братская" и "Томская" - типичные названия. Чуть дальше - вновь руины. Некогда секретный КПП с уродливым портретом Королева. Тут, быть может, проходил еще Гагарин. Ветки на асфальте, брошенные в спешке документы и заросший сорняком фонтан. Возможно, это самый первый МИК на полигоне. Уровень секретности тогда был потрясающий. Сейчас - дыра в заборе, мусор, запустение. Идем в гостиницу.
В ближайший выходной - экскурсия на МЗК. Заправочно-монтажный комплекс - белоснежный исполин среди пустыни. Час ходьбы по колее и можно видеть облупившуюся краску. Несколько рядов колючки, опрокинутый вагон на рельсах у распахнутых ворот. Кругом захламлено - видны канавы выдранного кабеля - свидетельства работы мародеров. Под ногами хруст камней и пыли, но под ней - добротно асфальтированный тротуар. Подходим ближе - от чудовищных размеров здания бросает в дрожь. На первом этаже почти все окна выбиты, а двери - наглухо заварены и внутрь не попасть. В былые времена, там все сияло будто в операционной а теперь - рассадник саранчи. Гигантские ворота более трех метров толщиной. Приблизившись шагов на двести, нужно до упора задирать вверх голову, чтобы увидеть край. Сквозь раздвижные створы вывозили раньше царь-ракету. Там, внутри к ней стыковали орбитальный самолет, вели заправку и проверку многочисленных систем. Громадный транспортер, как фантастическое насекомое виднеется вдали, неподалеку от другого исполина. Сиротливый небоскреб торчит как перст, указывающий дорогу к звездам. Невозможно и представить, как бурлила здесь когда-то жизнь. Увы. Железная дорога, провожавшая тогда на старт космическое чудо света, ныне заросла травой. Валяются разбитые вагоны. А немного впереди бетонный котлован давно засохшего пожарного бассейна. Здесь экскурсию приходится прервать ввиду необходимости уплаты штрафа вызванному местным сторожем, ментовскому конвою. С мерзким настроением идем обратно из занюханной дежурки. Оформляя трехкопеечную мзду, блюстители нахваливают здешнюю рыбалку. Нет уж, на такой жаре необходимо много выпить, чтобы не отдать концы от запаха протухшей рыбы...
На работе все по старому. По окончании смены, наблюдаем за стыковкой КГЧ. Огромную, в два раза толще остальной ракеты, "голову" накатывают на подъемниках по рельсам на последнюю ступень носителя и свинчивают вместе множеством болтов. Просторный МИК набит народом. Всю работу выполняют двое, остальные проверяют, контролируют и надзирают. Большинство, однако, как и мы- зеваки. Несколько французов как хозяева "нагрузки" тщательно фотографируют процесс. Фотографов здесь вообще не мало и один из них (как пояснили, якобы от Би-Би-Си), снимает нас под заголовком "представители Роскосмоса и РКК "Энергия" любуются ракетой". А потом, в курилке, кто-то из снимавших хвастается памятным значком-медалью на груди. Дождавшись окончания, мы возвращаемся в гостиницу.
С питанием дела идут неважно. На жилой площадке забегаловка работает, когда мы на работе, а на старте скромная кафешка не вмещает всех желающих. Приходится по 2 часа выстаивать в очередях, а иногда после работы ездить на соседнюю площадку, где среди руин каким-то чудом сохранился крошечный буфет - осколок коммунизма. Предлагаются консервы, водка, хлеб и молоко, а также злая толстая буфетчица, которая не продается. Время, между тем подходит к пуску и пора уже задумываться об организации отъезда. Деньги тают на глазах. Работы, впрочем, еще много. Заседания у руководства, госкомиссия и ежедневно телефонные доклады. Нас включают в боевой расчет. Чем ближе пуск, тем больше важного начальства крутится на полигоне. По пути в гостиницу, через окно автобуса, на горизонте видим рыжее пятно амила. Заправляют "Сатану" для БелКи (запуск сразу после нас). Возможно, что-нибудь случилось. Хорошо, если никто не пострадал.
Наутро первого по счету стартового дня, ракету вывезли из МИКа. Видно ее издали, пока автобус только едет через степь. Когда подходим к старту, установщик все еще удерживает многотонную махину. Множество автобусов, грузовиков и легковушек прямо здесь же выгружают пассажиров. Армия зевак гуляет по площадке. Странная особенность: одетые как мы и вроде, не особенно экстравагантные, французы почему-то сразу выделяются в толпе. Режим повержен в пух и прах: ворота нараспашку, все фотографируют и ходят взад-вперед, пока по громкой слышатся команды на подвод колонн обслуживания. Магический процесс. Парадный тепловоз отводит установщик, начинается работа. Возле бункера теперь охранник (с "мыльницей" на поясе!) у всех входящих отбирает пропуска. Под грохот дизелей, ждем окончания построения и в утренних лучах, любуемся ракетой. Лишь когда все собираются, спускаемся в прохладный каземат. По счастью, там открыли туалет (с евроремонтом и сушилкой для немытых рук), работает японский кондиционер. К обеду, график испытаний сорван - поломался тепловоз, который должен подогнать один из агрегатов. У заправщиков проблемы. Бородатый инженер, неделю от безделия смотревший фильмы на ноутбуке в нашей пультовой, забегал как ошпаренный. Похоже, что отъезд на ужин нам сегодня не грозит. Под вечер трудности с разгонным блоком. Завершение работ по графику сползает в ночь. Пока не село солнце, все гуляют наверху и наслаждаются прохладой. В красном зареве заката, старт с ракетой выглядит эффектно. С наступлением темноты, включаются огни. Изделие похоже на рождественскую елку. Красота. Кончаем за полночь. Довольные, идем на выход ждать отбоя. Если кто-нибудь лет семь назад сказал бы, что придется так вот запросто разгуливать в ночи по стартовому комплексу с космической ракетой, это показалось бы дурацкой шуткой. То ли еще будет впереди. Глубокой ночью, попадаем в номер. Утром с мотовозом едем в город пополнять запас еды.
Достаточно опрятная, на удивление зеленая и чистая, десятая площадка (то бишь, город Ленинск, он же Байконур), в отличие от Мирного, не производит отрицательного впечатления. Хорошие дороги, много магазинов и кафе, приличный рынок, памятники и фонтаны. Что еще необходимо для нормальной жизни? Уровень ее достаточно высок - почти на всех домах висят тарелки, много иномарок. Городок совсем не выглядит военным. Жители - примерно поровну аборигены и переселенцы из России. Признаков антагонизма не заметно. Знающие говорят, что раньше здесь четыре пятых населения ходило в форме. Нечего сказать, военных жаль, им многое пришлось тут пережить. Почти всех вывели совсем недавно (большинство же, просто сбросило погоны, став гражданскими людьми). Идем на пляж. К несчастью, в Сырдарье купаться не дают. Вода довольно грязная и тонут здесь нередко. Но на пляжах все равно полно народу. Есть источники с какой-то там водой и небольшие водоемы. Загораем ровно полчаса и топаем обратно на вокзал. Стандартный распорядок...
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

Пусковой день наконец-то наступил! Все собрались, построились и заняли рабочие места. Начальники поздравили друг друга, началась заправка компонентами. Ответственная процедура тянется почти до темноты. Едва она прошла, однако, дав вздохнуть спокойнее, как все остановилось. Пуск был отменен. Такого разочарования не ждал никто. В системе управления прошел отбой какого-то режима. Злые и голодные, глубокой ночью возвращаемся нисчем. Назавтра - новая попытка. Любопытная особенность: в то время, как мы, затаив дыхание, следили за заправкой, наверху, на старте - настоящие гуляния. Жара под вечер спала и народ по делу и без дела, ошивается вокруг ракеты. Никого, похоже, не заботят двести тонн заправленного кислорода, многообещающе парящего сквозь стенки баков. Хватит и одной искры, чтобы заряженная бомба взорвалась как маленькая Хиросима.
А уже на следующий день- попытка №2. Опять полдня томительного ожидания (изделие по-прежнему стоит заправленным), опять доклады и комиссии и вновь отбой на самом интересном месте. В этот раз, уже не до эмоций. Дикая усталость валит с ног.
День пуска №3. Все как по маслу. Вновь заправка, суета, доклады. С наступлением темноты весь персонал эвакуирован, начальство приготовилось давать отсчет, в буфете приготовили банкет, французы напряглись. Готовность полминуты, все прилипли к мониторам, и... опять отбой. На этот раз, последний. Контролер из ФКЦ, военный-отставник, от напряжения упал со стула. Появились слухи, что возможно, завтра разрешат еще одну попытку, но наутро выясняется, что поступил приказ снимать изделие со старта и везти обратно на завод, на переборку. Спозаранку, всех Самарцев запихали в самолет и увезли на родину. Ну, вот и всё. На этом наша миссия закончена. Несолоно хлебавши, праздно маемся в гостинице, пока дадут наш рейс. Летим домой.


Перечень сокращений

МИК – монтажно-испытательный корпус
НИП – наземный измерительный пункт
КПП – контрольно-пропускной пункт
МЗК – монтажно – заправочный корпус
ОК – орбитальный корабль
ПЗ - представитель Заказчика
РН – ракета-носитель
ЦСКБ – ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», Самара – предприятие-разработчик и изготовитель ракеты
 
Последнее редактирование модератором:

Eduard

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

_ПЗ_, спасибо!
 

Константиныч

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

слышал на заводе в старые времена ПЗ расшифровывали рабочие как "Почти Задаром" )))) Имелось ввиду что требования к продукции высокие , а оплата не покрывает затрат времени, расценки постоянно сокращались. Но это давно было.
 

ars

Участник
Ответ: Советский/Российский космос

Мда, горько читать о разрухе...
 

Shummy

Активный участник
Ответ: Советский/Российский космос

Про пл.113 подтверждаю, ландшафт из сталкера, как и многие заброшенные площадки. Кстати в разрушенном МИКе не только Энергия была, но и тот самый летавший Буран, я был у ворот этого МИКа, но внутрь зайти не рискнул, очень шатко выглядят стены.
Про режим отдельная песня. Ездили на Гагаринский старт, пропустили тяжело, хотя и были разрешительные документы. Фотографировать на входе запретили, заставили фотик оставить в машине... на телефон разрешили.....

тоже самое с пусками, загрузку изделия, стыковка КГЧ запрещается снимать, однако после пуска все фото и видео можно найти в инете....

Про Сыр-дарью, местные мне тоже не советовали там купаться потому что там не только грязная вода, но и двойное дно с быстрым течением, много народу выныривало километрах в 20 ниже по течению...
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

На гагаринском старте снимать запрещали?! Это что-то новенькое. Впрочем, держу пари, попытки провалились. Даже в Плесецке под носом у злобных генералов народ снимает из-под полы практически без ограничений :)
А стыковку КГЧ небось запретили снимать после того, как на 31-й пару раз ее (КГЧ) грохнули краном. Конфуз-то никому не нужен:)))
 

Shummy

Активный участник
Ответ: Советский/Российский космос

Да не, это просто каждый мнит себя великим, вот и пытается что то запретить...
я кстати был там, когда аппарат тюкнули, работы почти на год отодвинули:)
 

_ПЗ_

Старожил
Ответ: Советский/Российский космос

Да там через раз тюкают :)
Со мной работал бывший техрук, старая курилка, так они на пару с полковником Чифиным в свое время на 92-й "вписали" протоновский обтекатель в ворота МИКа. До сих пор спорят, кто дал команду тепловозу "вперед" :)))))

Кстати, на 112-й, где Буран с 11К25 похоронило, при мне, крышу таки начали чинить. Вот, собсно: http://s39.radikal.ru/i084/0908/5b/b9e032fba94e.jpg

Вообще, фотки думаю бессмысленны, всё уже сто раз снято до нас и после. На www.buran.ru, по-моему, исчерпывающая информация.
 
Последнее редактирование модератором:
Вверх