ИЛ 76. Б/Н СССР 86047
Я рад приветствовать Волонтеров Монинского музея авиации. И на этот раз мне бы хотелось сделать не большой экскурс в историю появления в ВУНЦ ВВС ВВА самолета ИЛ 76 б/н СССР 86047. Далее будет сделана вырезка из монографии ИЛ 76 опубликованная в журнале «Авиация и Время №6 за 2013.
Как и у любого человека, у каждого ИЛ 76 своя судьба. Вот только один пример, наглядно показывающий, какие сюрпризы она может преподносить. В авиационном музее в Монино стоит ИЛ-76 СССР 86047, и мало кто задумывался как он туда попал… В сентябре 1979 г. этот борт прибыл в Паневежис, а уже через неделю его перегнали в Тарту. Спустя месяц при выполнении ночных полетов экипаж слишком рано начал убирать шасси, самолет немного просел, и ещё не спрятанные опоры чирканули о бетон. Повалил дым, во все стороны посыпались искры, но машина ушла в воздух. На посадке лопнул один пневматик, остальные выдержали, хотя и были стёсаны до последнего корда.
Вскоре этот борт оказался в Кедайняе, а затем-в Паневежисе. 14 марта 1985 экипаж забыл выпустить шасси, и посадка была выполнена на брюхо. Самолет подняли, заменили пневматики, створки шасси, подлатали кабину штурмана, восстановили обтекатель РЛС и отогнали в Ташкент. Перелет выполняли не убирая шасси, с несколькими промежуточными посадками. После ремонта машина вернулась в Паневежис.
Но на этом злоключения невезучего «Ила» не закончились. В августе 1987г. самолет заходил на посадку, но на высоте 200 м. командир экипажа решил уходить на второй круг, при этом не подал команду на увеличение режима двигателей до взлетного, борттехник увеличил его по своему разумению до номинала и убрал механизацию. В итоге самолет снизился до 15 м. и начал цеплять верхушки деревьев. Экипаж увеличил работы двигателей и смог набрать высоту. Очевидцы вспоминают, что после посадки «из двигателей и зазоров в местах навески элеронов повытаскивали много веток». Также были сильно повреждены створки шасси.
Самолет отремонтировали в Кедайняе, но, по слухам, командующий ВТА сказал, что-то вроде: «Ещё одного раза ждать не будем», и приказал перегнать борт в Монино. Но и там при посадке борт чуть не выкатился за пределы ВПП. И всё же, наконец-то, он обрел покой.