Всем добрый день от новичка. Служил в ВВС, хотя и давно. За проектом восстановления Монинского Ту-144 слежу тоже давно, хотя и изредка.
Хотелось бы помочь делом. Я живу не в Москве и поэтому, к глубокому сожалению, на самом объекте работать не могу.
Что могу: если есть необходимость - то изготавливать утраченные детали конструкции малой и средней сложности по чертежам или по образцу, а также искать в нашем регионе утраченные компоненты со списанной разного рода техники. С отправкой всего этого координаторам проекта. Есть доступ к станочному парку и при необходимости, к материалам, применявшимся в советской технике.
У меня т.о, есть несколько вопросов, извините, если дубль... по состоянию на текущий день.
1. Каковы ваши планы по восстановлению самолета, уровень? Мог бы оценить возможные ответы так: "чтобы было что-то похожее, имитация неважно чего", "пендитно - внешний вид всего, работоспособность оборудования = нулю" , "по возможности восстановить внешний вид и как получится - работоспособность оборудования", "работоспособность оборудования на первом плане, на втором - затыкание дыр в виде украденных декоративных панелей, кресел и тд," "максимально возможное восстановление оборудования до состояния на момент списания", и наконец "максимально возможное восстановление до состояния, позаоляющее осуществить рулёжку." Из понимания что есть цель работ, соответственно, вытекает уровень и объемы могущих быть выполненными работ, выбор материалов итд.
2. Каково общее состояние самолета, в двух-трех словах? Разграблен был слабо, сильно, катастрофически?
----
(мысли вслух) При достижении определенного уровня реставрации, ИМХО, возможно просыпание интереса государства к этой машине, можно попробовать получить какой-то грант на восстановление памятника типа что ли...
Спасибо, что интересуетесь темой.
О состоянии борта и проделанной работе, можно прочесть как на этой ветке, пробежавшись с начала, так и в
ЖЖ. Здесь пишем и обсуждает для продвинутых, там сжато - для привлечения внимания интернет-общественности. По мотивам была издана наша с Пашей статья "Ту-144. Жизнь после жизни" в журнале "Авиация и космонавтика" №12 за 2013г.
По существу.
2. Разграблен был сильно, фото в этой ветке были. Но судя по тому, что мне говорили в ЖЛИиДБ, даже из такого состояния, самолеты возвращали на крыло. Сращивали жгуты по схемам, запоняли этажекри новыми блоками и т.д. Но это лирика.
Состояние на сегодня такое: краска снаружи шершавая, впитывает грязь, плесень, мох как губка. Местами уже облезла до грунта, кое-где просвечивает металл. Обтекатели РЛС и антенн тоже облезли и активно расслаиваются. В местах, где скапливается талая и дождевая вода, распространилась коррозия. Пока не смертельно, но процесс прогрессирует.Стекла прокоптились на солнце. Пассажирские иллюминаторы мы отполировали своими силами, но на защитную пленку-самоклейку денег нет, и они потихоньку снова коптятся. Стекла отклоняемого носка фюзеляжа прокоптились так, что даже НИИЭРАТ не смог их восстановить. Под замену.
Внутри - этажерки и техотсеки практически пусты, не считая останков металлома от блоков РЭА. В кабине экипажа не хватает ряда щитков, индикаторов и указателей (см ранее). Все что могли, мы восстановили, сейчас ждем от Бори последний доступный на рынке, указатель. Остальное уже не найти.
Жгуты электропроводки порезаны во многих местах по всему самолету.
По бытовому оборудованию - наполнители пассажирских кресел сгнили. Своими силами мы поменяли набивку кресел "люкс" в первом салоне и частично - подушки туристских кресел второго салона. Третий салон на 100+ мест нуждается в полной реставрации мягкостей всех кресел.
В салоне "люкс" утрачен ряд предметов интерьера - откидные столики пассажирских кресел, оригинальные солнцезащитные шторки на иллюминаторах. Сохранившиеся деревянные предметы мебели расслаиваются и теряют вид от старости и сырости. Во многих местах повреждена дермантиновая облицовка стен и потолка. Ряд панелей мы восстановили своими силами, еще некоторые предстоит.
В третьем салоне разбит 31 пульт вызова бортпроводника на багажных полках над пассажирскими креслами. Их мы практически восстановили, очередная партия у Transit'a в покраске.
В межсезонье в салоне по-прежнему сырость.
Механизация не работает ввиду отсутствия давления в гидросистеме, световые приборы, АНО, фары, внутреннее освещение, привода отклоняемого носка фюзеляжа и переднего крыла, не работают ввиду повреждений проводки и отсутствия источников питания 208В 400Гц. В первых двух салонах сделано нештатное освещение на дневных светильниках от внешней сети 220В. Начаты работы по электрификации третьего салона и оживлению привода носа, но все прекратилось ввиду переключения нашего электрика на другие работы (надеюсь, временно).
По состоянию в плане посещаемости, самолет открывается 3 раза в год для всех желающих на Дни открытых дверей, где неизменно собирает аншлаги (люди стоят в очереди до 3х часов, чтобы попасть на экскурсию в Ту-144). Имели честь принимать на борту пассажиров, летавших на Ту-144 в Алма-Ату в 1978г и летчика Б.Ф.Кузнецова, который их туда возил. Принимали руководство Boeing, журналистов из Останкино, представителей КАПО им.Горбунова, много других интересных гостей. Это самый посещаемый экспонат музея. Активно предоставляется администрацией для кино-видеосъемок, спецэкскурсий (инвалиды, школьники, курсанты и т.д.). К сожалению, мы никак не можем доделать твердое покрытие в виде "кармана" для пассажирского трапа. Бетонировали кусками в разные года разными способами ввиду отсутствия средств. Трап садится на брюхо, посередине полуметровая яма.
1. Вопрос риторический. Если я напишу, что в наши планы входит восстановление до летного и перелететь на нем в Алма-Ату, это будет нормально? Собственно, что нам мешает строить такие планы?
Если бы Вы спросили, какой уровень наших возможностей по реставрации самолета, то я бы ответил, что мы можем скорее "поддерживать штаны" в слабой надежде однажды получить какую-то спонсорскую поддержку на организацию настоящих реставрационных работ силами профессионалов.
Ну а вообще, всем кто следит за темой всерьез, я таки рекомендую, потратить часик-другой на изучение предыдущих страниц этой ветки. Работы ведутся несколькими поколениями волонтеров-реставраторов начиная с 2005 года. Очень сложно вот так познакомить новых читателей с тем объемом работ, который сделан за все это время. Отчеты по работам за каждый год публикуются здесь в конце каждого года соответственно. Планы на следующий год, аналогичным образом, публикуются в начале года. Мы открыты. За работами можно следить практически on-line. Если есть желание приехать к нам для более предметного разговора и экскурсий, то и это можно сделать, но по индивидуальным договоренностям.