Ту-144

Мастер

Участник
Коллеги! Так получилось, что две недели провалялся с простудой. Пока болел, набросал краткий отчет о работах по электрике на борту ТУ-144 за проходящий год, который и предлагаю вашему вниманию:

На борту ТУ-144 проведеныследующие работы:

Завершена, начатая ранее, проверк аэлектрических цепей системы подъема-опускания носового обтекателя. Проведена ревизия, ремонт и регулировка узла концевых выключателей. Выполнена проверка сопротивления изоляции силовых цепей (замеры проводились при тестовом напряжении до 1000 В). Проверена работа схемы автоматики. По итогам проведенных работ принято решение о возможности запуска системы. Зпуск проводился в два этапа: первый этап – опускание носового обтекателя из поднятого положения в промежуточное с последующим подъемом, второй этап (после успешного проведения первого) – опробование системы на всех, предусмотренных углах отклонения. Запуск прошел без замечаний, на данное время система работоспособна в оригинальной конфигурации.

Используя опыт, приобретенный при работе с системой подъема-опускания носового обтекателя, по аналогичной методике была проверена и запущена система выпуска-уборки передних крылышек. На данный момент электрическая часть системы работоспособна, необходима ревизия,чистка и смазка механических узлов.

Проверена и запущена в эксплуатацию штатная электросистема открывания-закрывания люка переднего багажника. Данная «опция» весьма полезна при проветривании борта.

Проверена и запущена в эксплуатацию электрическая регулировка высоты кресла и положения педалей правого пилота.

После предварительной проверки, включено освещение транспарантов над основными и аварийными выходами.

Изготовлен и смонтирован в нижнем техотсеке силовой щиток для корректной подачи на борт напряжения 50 Гц 380 В, установлено УЗО, борт заземлен.

Проведена разработка, закуплены комплектующие и завершается изготовление силового распределительного щита для повышения электробезопасности, а так же упорядочения распределения электроэнергии на борту.

Выполнен монтаж и проведено пробное включение основного освещения второго (третьего) салона правый борт.

Восстановлена работа подсистемы контроля температуры в кабине и салонах – термометры на щитке кондиционирования показывают реальную температуру.

Начато восстановление работоспособности аэронавигационных огней (прервано до наступления теплой погоды).

Детально изучена электросхема освещения приборных досок в кабине экипажа, прорисована недостающая маркировка, проверено функционирование блоков управления, определены места основных повреждений – все готово для начала работ по восстановлению штатной схемы освещения приборных досок.

Все проводимые работы основаны на следующих принципах:
Обеспечение максимально возможных мер безопасности для посетителей и экспоната.
Полное отсутствие необратимых и минимизация обратимых изменений в схемах и устройствах борта.
Сохранение максимального подобия в работе систем (там, где выполняется имитация).


Лирическое отступление.
Практически все, вышеперечисленное, уже сделано, что доказывает возможность частичного «оживления» монинского ТУ-144, несмотря на несовместимые с жизнью повреждения и острую информационную недостаточность. Планов много и работа в данном направлении будет продолжена. Большое спасибо всем, кто оказывал и оказывает посильную помощь в работе.
И еще, огромная просьба ко всем, кому интересно данное направление реставрационной деятельности – присоединяйтесь! Круг задач и возможных проектов огромен: от электромеханики и силовой электроники до програмирования и работы с технической документацией.
 

_ПЗ_

Старожил
Состоялся очередной субботник. Приятно, что снова приехало много народу! Дела пошли куда веселее!

Продолжили работу с креслами. Поставили еще три ряда по правому борту. Разобрали последние оставшиеся в передних рядах 3го салона. Как только их сделают, останется обновить только второй салон! Главное сейчас не останавливаться!


Сергей установил кнопку на штурвале, которую в прошлом году разбили представители неизвестной съемочной группы! Новую кнопку удалось купить в "Радиодеталях", а оригинальный значок на ней выгравировали в макетном цехе ОАО "Туполев". Стыдно было с такой просьбой обращаться :(


Из более оптимистичного, Сергей залез под пол в багажное отделение и сделал там свет. Выяснилось, что у нас дефицит лампочек СМ-28. У нас много ламп с двумя контактами на цоколе, а на Ту-144 стояли с одним, и они в дефиците!



Под пол пришлось лезть, чтобы проложить кабель 220В для дневного освещения левого борта. К концу дня эта благодаря нескольким ассистентам, эта задача была решена!


Также силами героя-одиночки, был почищен снег на левом крыле.
 

Стипан

Активный участник
Sidewinder, автор Андрей Щукин, 1990 год по идее, но автор говорит, что конец 80х[COLOR=#45688E$4 font-family: tahoma, arial, verdana, sans-serif, 'Lucida Sans']
[/COLOR]
 

Гаврик

Старожил
Дим,ты уверен,что антисептиком? может антисиликоном?
Антистатиком? ;)
Зачем обезжиривать набивку, перед натягиванием на неё чехлов? А вот антистатик- очень даже может быть. Трение, рязряд, искра, пожар, про который Дима и рассказал.
 

Eduard

Старожил
Выяснилось, что у нас дефицит лампочек СМ-28. У нас много ламп с двумя контактами на цоколе, а на Ту-144 стояли с одним, и они в дефиците!
автомобильные не подойдут? Цоколь у них примерно одинаковый, но кроме легковых машин есть грузовики и автобусы с 24-вольтовым электрооборудованием, а там фактическое напряжение 28 +/- 0,5 вольт.
 

Eduard

Старожил
Подобное мнение от незнания правильной технологии подготовки поверхностей к покраске. Есть две технологии: доморощенная(колхоз) которая применяется в большинстве автосервизов и есть правильная. По правильной (применяется во всем мире за исключением тех мест где применяется неправильная) подразумевается что при работе с подготавливаемымой поверхностью руки чистые,а не в масле. Соответственно деталь перед подготовкой не служила столиком для трапезы.
Дим, в данном случае не вопрос непонимания технологии, а вопрос культуры производства. Во многих местах и пол водой обливают, прежде чем взять в руки пульвер. Сам догадаешься зачем?
 

oea_mrast

Старожил
СМ-28 довольно специфическая лампочка с не самым стандартным цоколем.
Сейчас свободно продается. По факту в рознице стоит 40р. за штучку.
Вот только только столкнулся на летающей технике, и среди автомобильных замену ей мы не нашли.
Есть импортный аналог - RA327, A8970B-327, GE-327, CM327, AN3140-327, MS25237-327.
У разных производителей разные названия. Совместимый импортный цоколь - T1 3/4.
 

Гаврик

Старожил
СМ-28 довольно специфическая лампочка с не самым стандартным цоколем.
Сейчас свободно продается. По факту в рознице стоит 40р. за штучку.
Вот только только столкнулся на летающей технике, и среди автомобильных замену ей мы не нашли.
Есть импортный аналог - RA327, A8970B-327, GE-327, CM327, AN3140-327, MS25237-327.
У разных производителей разные названия. Совместимый импортный цоколь - T1 3/4.
Надо на форуме эксперементальной авиации тему поискать, там кто-то лампочки продавал, наличие в промышленных объёмах… и недорого.
 

Gedevan

Участник
может не по теме





так решается вопрос с вентиляцией салона

есть еще куча деталей, если интересно





та самая, открытая для вентиляции, дверь
 

oea_mrast

Старожил
Гаврик, встретишь тему - сообщи, плз! :)
Мы нашли светодиодную замену. У нас, в Туле делают. СКЛ-24
Да, еще одно наименование цоколя - S6s/10.
 

Gedevan

Участник
как может\должен выглядеть музейный экспонат

или так
 

Eduard

Старожил
СМ-28 довольно специфическая лампочка с не самым стандартным цоколем.
Сейчас свободно продается. По факту в рознице стоит 40р. за штучку.
Вот только только столкнулся на летающей технике, и среди автомобильных замену ей мы не нашли.
Есть импортный аналог - RA327, A8970B-327, GE-327, CM327, AN3140-327, MS25237-327.
У разных производителей разные названия. Совместимый импортный цоколь - T1 3/4.
Оно?
http://www.pitersvet.ru/index.php?productID=402

Интуиция подсказывает, что не сильно стандартный цоколь не один десяток лет применяется для подсветки приборов в автомобилях... расположение стопорных штифтов на цоколе может немного помешать, но это уже частности.

Извините, других размерных идентификаторов навскидку не нашел...

Посмотреть вложение 11972

Обычная лампочка подсветки приборов от автомобиля. Насчет напряжения все просто... было номинальное 6 вольт, потом сталоь12, которое на практике 14... 14,2... ну 14.4. Мерседес для своих поделок в российском климате13,6 допускает... Соответственно, все 24-вольтовое... умножить цифры на 2. 28... 28,5... считается пределом с точки зрения заряда аккумуляторной батареи 28,8. Т.е. напряжение, очень сопоставимое с авиационным стандартом. Ток же постоянный в отличие от дилеммы 208/400 vs 220/50... сходить надо с лампочкой СМ-28 в автозапчасти. Ну... в грузовые автозапчасти, где есть 24-вольтовая электрика. Светодиоды в автобусно-фурной массе давно пошли в жизнь.
 

Eduard

Старожил
Ну если...
http://www.pitersvet.ru/index.php?productID=402

Лампы накаливания самолетные предназначены для внутреннего освещения салонов самолетов, , трамваев, троллейбусов, автомобилей, сигнализации, медицинском оборудовании и других областях.

...не оно, и то, что лежит на спичечном коробке "сильно больше", то, видимо, лампочки размером со спичечную головку... так что же тогда СМ-28? Разъясните чайникам.
 

Гаврик

Старожил
Сегодня посмотрел что же надо на Ту-144. Взял образец и так получилось, что сразу его отдал случайно встреченному авиавинженеру, нашему знакомому.
С его слов понял, что сама аббревиатура СМ-28 довольно общая для самолётных лампочек номиналом в 28 вольт. Т.е. мы говорили о разных абсолютно лампах, называя их одним именем. Смотреть надо на модификации, так наверное будет правильно скуазать, на рознотипицу. Та, одноконтактная, которая нужна ребятам на Ту-144, как правильно предположил Эдуард, допустимо заменяется "камазовскими" лампочками. Даже на летающих самолётах. Понял, что они просто будут чуть чаще перегорать. С двухконтактными сложнее, надо искать родные, авиационные.
К вопросу, почему на одном самолёте применяются практически одинаковые лампы, но с разным количеством контактов. Одноконтактные, с общим минусом на корпусе, используются там, где свет включается не очень часто- багажные и технические отсеки. Двухконтактные, которые более сложны в изготовлении (моя додумка, могу ошибаться), проводка для который буквально в два раза тяжелее и длинее, что тоже добавляет сложностей, используются там, где надёжность и безопастоть имеют приоритетное значение- аварийное освещение пассажирских салонов и кабины, которое светит практически постоянно, как только подаётся электропитание на борт.
Надеюсь, что ничего не напутал. :)

Женя, по ссылке ходил?
 
Вверх