Ту-144

_ПЗ_

Старожил
По результатам одной из публикаций, на нас неожиданно вышел очень интересный человек.
Александр Владимирович Сагатович - один из последних здравствующих (если не последний) специалистов, участвовавших в разработке ПИНО - проекционного индикатора навигационной обстановки. Об этом уникальном электромеханическом приборе мы писали уже не раз. И вот теперь, представился случай из первых рук узнать, как работал необычный прибор, и навигационный комплекс в целом.
В минувшую субботу Александр Владимирович приехал в музей и прямо на борту провел нам мастер класс.


Более того, Александр Владимирович передал нам в дар пленку с оригинальными микрофильмами для ПИНО. Там буквально вся страна. Теперь мы умеем сами заряжать эту пленку в кассету и пользоваться всеми органами управления. К сожалению, "родной" ПИНО от Ту-144 разбит вандалами и оживлен нами лишь как макет. Но ветераны фирмы Туполева подарили нам более современный индикатор ИНО-2М. Он полностью комплектен и будет оживлен уже штатно для демонстрации как отдельный экспонат.
Выражаем нашу безмерную признательность Александру Владимировичу за его визит! И очередную благодарность Ту-144 за то, что он познакомил нас с еще одним совершенно уникальным человеком!
 

_ПЗ_

Старожил
Сегодня состоялся внеочередной субботник. Павел в одиночку работал на Ту-144. В результате удалось доделать дежурное освещение в первых двух салонах. Как раз там, куда ходят посетители.
IMG-20200909-WA0000.jpg

IMG-20200909-WA0001.jpg


Эти лампы не горели 40 лет!
 

supervisor

Активный участник
Понятно, туда не подлезть наверное с фотоаппаратом. А лампочки правильные - как раз, чтобы спать в ночные рейсы, хоть официально с пассажирами ночью они и не летали.
 

_ПЗ_

Старожил
На прошлой и на этой неделе Паша героически приезжал в будние дни на внеочередные субботники. Гоавным образом, силы брошены на завершение реставрвции аудиотрансляции на борту. Оживляем инщивидуальные динамики над сидениями пассажиров. Работы начаты уже давно и пора их довести до финала.
 

ПавелК

Новичок
Понятно, туда не подлезть наверное с фотоаппаратом. А лампочки правильные - как раз, чтобы спать в ночные рейсы, хоть официально с пассажирами ночью они и не летали.
Согласно РЛЭ дежурное освещение в полёте в обязательном порядке включалось и днём.
 

_ПЗ_

Старожил
Субботник "порадовал" нововведениями. Теперь волонтеры должны получать в адиминстративном здании разовый пропуск, чтобы попасть на территорию. А вечером его сдавать, отмечая время убытия. Сторожам приказано досматривать личные вещи.
 

_ПЗ_

Старожил
Пока не последовало прямого запрета, занялись силовой проводкой для возросших нужд Ту-144. В первую очередь, нужно подключить вентиляторы для проветривания страдаюшего от сырости салона. Из собранных ранее пожертвований, закупили 50м кабеля. Спасибо всем, кто помогает поддерживать экспонат!
IMG_20200926_171607.jpg
 

_ПЗ_

Старожил
Никита на личном 3D-принтере изготовил специальные кронштейны для крепления вентиляторов к рельсам пассажирских кресел на полу хвостового салона.
IMG_20200926_162238.jpg

IMG_20200926_162246.jpg

А также специальные клапана, предотвращаюшие перетекание воздуха в системе:
IMG_20200926_162220.jpg
 

_ПЗ_

Старожил
К сожалению, штатные шины силового питания на борту Ту-144 порезаны в нескольких местах, да и возраст их уже не маленький. Если тщательное обследование позволит, их можно будет использовать лишь частично. Поэтому необходимо протянуть новые провода вдоль всего салона. Удобнее делать это между техотсеками под полом. Но фюзеляж разделен несколькими гермошпангоутами.
Ранее мы вскрывали панели пола по правому борту, но там не оказалось места для толстых гофр с кабелями. Пришлось закрывать все обратно, приклеивать ковролин на место и пытать счастья по левому борту.
IMG_20200926_160433.jpg

IMG_20200926_160416.jpg

Там оказалось гораздо свободнее, и гермошпангоуты можно обойти!
В слудуюший раз, если субботники будут продолжаться, надеемся проложить кабель!
 

_ПЗ_

Старожил
В качестве отвлечения, в ангаре рассортировали целый ящик авиационных метизов, привезенных из Жуковского с Ту-144ЛЛ 77114, который сейчас установлен на постаменте. Характерный "Туполевский" ассортимент, попадаются даже титановые винты.
IMG_20200926_124428.jpg
 

supervisor

Активный участник
Личный опыт в смежной сфере говорит о том, что если надо восстановить порезанный медный провод, но, при этом, по нему будет течь ток где-то больше 20 ампер, то просто скрутить и спаять оловянно - свинцовым припоем нельзя, он, зараза, плохо проводит ток, и в этом месте греется до плавления и вытекает, что также чревато пожаром.
Моя практика для таких случаев - зачищаем жилы, вставляем две щетки друг в друга, максимально скручиваем, а потом поверх делаем бандаж из медной же проволоки, скручивая пассатижами. Потом паяем.
Общий смысл действия: максимальный контакт прямой медь-медь, стягиваемый бандажом, пайка - только против окисления и для упрочнения механического плана.
При токах порядка 100 ампер, просто паять без стягивания вообще бесполезно.
Также, есть медные гильзы для обжима, но там гарантированно качественное соединение получить и проконтролировать сложнее, а от сырости и окисления на долгосрочную перспективу гильза не защищает вообще.
 

_ПЗ_

Старожил
В минувшую субботу, как и планировалось, проложили новый кабель под полом пассажирского салона.
IMG-20201004-WA0001.jpg

IMG-20201004-WA0000.jpg

Проложили два пустых гофрорукава с проволокой внутри, и один с кабелем. Если понадобится в будущем можно будет без вскрытия полов, протянуть дополнительные.
 

_ПЗ_

Старожил
Приятная новость! Один из наших читателей, сам энтузаст авиации, после посещения музея сделал нам подарок. Пульт управления от радиостанции Баклан/Ландыш. У нас оригинальные пульты были утрачены, вместо них временно стояли более современные с цифровой индикацией. И вот, появился один идентичный онигиналу!

IMG_20201012_173724.jpg


Нет слов, чтобы выразить нашу прищнательность всем сочувствующим. Нас поддерживают буквально, от моря до моря!
 

_ПЗ_

Старожил
Между тем, субботники запрещены. Экспонаты закрыты, внутри сырость. Проветривание не проводится. Официальная причина - ковид. Но для посетителей музей почесу-то открыт.
 

_ПЗ_

Старожил
Пока не проводятся регулярные субботники из-за коронавируса, с помощью сотрудников музея удалось несколько раз проветрить Ту-144. Есть надежда, что такой сырости как весной, внутри удастся избежать. Это совершенно необходимые мероприятия, которые должны выполняться при любых условиях!



Кроме того, в ангар был отбуксирован трап, который стоял у самолета с лета!



Ну а мы пока занимаемся домашними заготовками. В частности, по ранее сделанным чертежам, нам сварили из толстого алюминия кронштейны для установки вентиляторов в СКВ, о которых мы уже писали!



А еще буквально на днях была закончена фрезеровка на ЧПУ лицевой панели очередного пульта управления в кабину.



Это предпоследний из утраченных пультов управления навигационного комплекса, которые мы вынуждены заменять репликами.



Как и ранее, реплика изготавливается максимально близко к оригиналу. Кнопки и лампочки будут настоящие, только без электроники внутри.

Ну и напоследок, наш коллега Александр из Питера раскопал целый пласт прижизненной истории Ту-144 77106, о которой будет отдельный пост.
 
Вверх