Ту-144

_ПЗ_

Старожил
В музей окончательно пришла зима.



В третьем салоне вернули на место пассажирские кресла после прокладки проводов.



Оба вентилятора теперь работают почти штатно, ветерок дует из всех решеток и сопел в салоне.

Продвинулись в инженерной археологии. Нашли место в хвостовом техотсеке для блока, что долгое время валялся в салоне.



Внутренности выдраны вандалами, назначение пока неизвестно. Вскрытый корпус некоторое время назад мы отрихтовали и собрали. Это ответ всем, кто настойчиво интересуется возможностью запуска ВСУ, двигателей, возможности полета.

Судя по дате изготовления (1976г) и необычному цвету проводов, блок устанавливался уже в эксплуатации, туда где нашли место. Возможно отношение к топливной автоматике, гидросистеме или системе контроля двигателей. Выясним.

А в переднем техотсеке с трудом сняли искореженный вандалами блок СОРЦ (сигнализатор опасных режимов централизованный).



Нужно попытаться перепаять повреждения. Но провода так аккуратно забандажированы с двумя смежными блоками, что снимать надо все три. Крышку предстоит как-то рихтовать
 

_ПЗ_

Старожил
Субботник 18 декабря целиком посвятили очистке самолета от снега. В этом году навалило уже в декабре.



По документации, площадь крыла Ту-144 составляет 500м2. Мы очищаем примерно 2/3, т.к на передней части слишком покато.



Плюс часть фюзеляжа, где можно дотянуться.



Ну и конечно, расчищаем "карман" на земле для подьезда стремянки.



Вечером перед отьездом, сняли лампы с рулежных фар на передней стойке шасси. В ближайшее время планируем подключать провода и оживлять их.
 

_ПЗ_

Старожил
Состоялся первый субботник 2022го года.
Полдня, как обычно, заняла снегоборьба.



Оставшиеся часы посвятили ремонту кресла "люкс". В праздники удалось восстановить тормозившую процесс деталь.



Слева на фото - образец, снятый с другого кресла.



Это качалка, с помощью которой работает кнопка возврата спинки кресла в вертикальное положение. Монтируется в подлокотнике.

Сам подлокотник уже перетянут новым дермантином, но т.к. фактура немного отличается от оригинала, решили перетянуть оба подлокотника для симметрии.



Закончить пока не успели. В собранном виде будет выглядеть так:



За праздники также приобрели пластиковые лотки для хранения скопившихся на борту мелких запчастей и принадлежностей.



По размерам, их можно разместить в тележках и стеллажах второй кухни. В ближайшее время наведем порядок в салоне.
 

_ПЗ_

Старожил
В субботу традиционно начали с чистки снега.



На улице, между тем, потеплело, и мы расфасовали еще два мешка силикагеля, который распредлелили по салону Ту-144.







В оставшееся время продолжили сборку кресла "люкс".



Один подлокотник все еще в работе, второй почти поставили,



Крепление придется подгонять точнее, т.к кронштейн изначально был отломан и сделан нами заново из подручных материалов.



В ближайшее время закончим.

Продолжается поиск способов изготовления специальных винтов для восстановления сгнивших замков капотов двигателей и других крупных люков. Все параметры не стандартные, разрабатывались специально для Ту-144.





Мы подготовили 3D-модели деталей, максимально их упростив. Но вытачивать все равно нужно только на ЧПУ и желательно, из нержавеющей стали. Если кто-то имеет возможность помочь, мы будем рады
 

_ПЗ_

Старожил
снова полметра снега, снова набившая оскомину сцена:


О приятном:



Спустя 42 года, на передней стойке шасси вновь зажглись рулежные фары!



Пока, впрочем, для их включения приходится выключать все остальное. Нужно перекоммутировать электропитание на борту.

Также удалось закончить долгострой с ремонтом утраченной титановой пластины между капотом и соплом второго двигателя!



Спасибо Никите, который нашел нужный кусок фторопласта, выбрал в нем четверть на станке и сделал отверстия под заклепки с соответствующей зенковкой. В субботу мы их успешно расклепали впотай, и поставили новую пластину на место.



Все они видимо, подгонялись вручную, каждая индивидуально. Зазоры везде разные, форма неправильная. У нас получилось близко с остальными.



На борту продолжали ремонт кресла "люкс". Закончили с перетяжкой левого подлокотника.



И поставили его на место.



Правый подогнали, и тоже поставили на место.



На 3D- принтере напечатали новые ручки для передней кухни, где оригинальные уже совсем сгнили.







В следующий раз постараемся закончить с их заменой.

Напоминаем, что помочь поддержать Монинский Ту-144 может каждый. Запчастями, инструментом, закупкой оборудования, или просто финансово. Реквизиты следующие:
Карта Сбер: 4276 3800 5026 5052
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066
 

_ПЗ_

Старожил
Сегодня прошел долгожданный субботник в ЦМВВС!
Самолет наконец проветрили и продолжили работы по плану.
Во-первых, закончили сборку кресла "люкс" после реставрации подлокотников.


Кресло установили на штатное место. Своей очереди оно дожидалось с 2005-2006 года!



Во-вторых, закончили фасовать новый силикагель.



После подсчетов, получилось 430кг, разложенного сейчас на борту.

В-третьих, восстановлена и опробована штатная схема управления включением разъёма аэродромного питания ШРАП-500.



В дальнейшем питание постоянным током "оживленных" систем самолёта будет осуществлено по штатным силовым цепям. Источником напряжения 27 В будет служить ВАКС на борту, либо штатные бортовые выпрямители ВУ-6, когда борт запитан от наземного источника переменного тока АЭМГ-60/30.


Теперь предстоит найти сам разьем аэродромного питания, что в наше время весьма не просто.

Кроме того, музею официально передана смежная территория, принадлежавшая некогда учебной авиабазе Монинской военно-воздушной академии. Очень важное и знаковое событие. Территория оборудована бетонированными стоянками, дорожками и ангаром бывшей ТЭЧ, хотя за годы пустования, все это конечно пришло в изрядное запустение.
 

supervisor

Активный участник
У меня есть печальный опыт пайки какго-то ШРАПа в армии, на АПА-5, в общем и было еще два из другой отрасли.
В общем, надо изучить, если есть, описание технологии пайки этих разъемов. Если нет, то принять к сведению следующее.
Обычный припой типа ПОС61, очень плохо проводит электрический ток. (плюс там еще и термопарные эффекты добавляются). Если просто вставить толстый луженый провод в контакт и залить полость припоем, то при токах порядка 100 ампер и выше, расплавится, вытечет, загорится, будет пожар. Проверено несколько раз на разных вещах.
Что делать, если технологии нет.
ИМХО, при таких токах медь должна плотно контактировать с медью же МЕХАНИЧЕСКИ, а вот припой здесь если и есть, то как механическая составляющая фиксации. Может быть, усилить винтами. Обжать гильзу контакта, хз.
Чтобы не было перегрева.
Еще на автомобильных генераторах эта же проблема есть, там обычно провод стартерной обмотки во-первый, механически зажимается в медную клемму, медью, а во-вторых, пайка ведется более тугоплавким ПОС40.
 

_ПЗ_

Старожил
Спасибо. Пока, у сожалению, разьема у нас нет. Стоят они не дешево.
 

_ПЗ_

Старожил
В субботу собрали и смонтировали на станине источника питания ВАКС щиток включения самого ВАКС и трансформатора электровентиляторов, которые мы ранее установили в систему кондиционирования воздуха самолета.



Пробросили цепь управления 27 В для включения ВАКС через контактор.




О том, что такое ВАКС и как он попал на борт Ту-144: мы писали ранее .

Кому интересно, характеристики агрегата,
можно посмотреть здесь.
 

пуфик

Старожил
У меня есть печальный опыт пайки какго-то ШРАПа в армии, на АПА-5, в общем и было еще два из другой отрасли.
В общем, надо изучить, если есть, описание технологии пайки этих разъемов. Если нет, то принять к сведению следующее.
Обычный припой типа ПОС61, очень плохо проводит электрический ток. (плюс там еще и термопарные эффекты добавляются). Если просто вставить толстый луженый провод в контакт и залить полость припоем, то при токах порядка 100 ампер и выше, расплавится, вытечет, загорится, будет пожар. Проверено несколько раз на разных вещах.
Что делать, если технологии нет.
ИМХО, при таких токах медь должна плотно контактировать с медью же МЕХАНИЧЕСКИ, а вот припой здесь если и есть, то как механическая составляющая фиксации. Может быть, усилить винтами. Обжать гильзу контакта, хз.
Чтобы не было перегрева.
Еще на автомобильных генераторах эта же проблема есть, там обычно провод стартерной обмотки во-первый, механически зажимается в медную клемму, медью, а во-вторых, пайка ведется более тугоплавким ПОС40.
А обязательно припаивать ими? В кондиционерах примеют соединение медных труб газовой горелкой с испольованием припоя, сейчас не помню маркировку но выглядит как простой пруток толщиной где то 2 мм. После пайки получается монолитная медная конструкция. Может этот вариант подойдёт?
 

_ПЗ_

Старожил
В субботу ухудшилась похолодало, порывистый ветер принес дождь со снегом.
Тем не менее, сделать удалось много.
На переднюю стойку шасси вернули заводской шильдик.



После покраски он лежал в самолете в ожидании реставрации, но пока так и не ясно, как ее делать. Пусть повисит пока на своем месте.

Также, с передней стойки удалось отскоблить застарелый малярный скотч, который не сняли сразу после покраски. Место труднодоступное, пришлось потрудиться.



В кабине экипажа доработали макет пульта, который поставили в прошлом году.



От него сохранился родной кожух с шильдиком. После некоторых манипуляций напильником, его удалось присоединить к новодельной лицевой панели!





Ну, а наши электрики, продолжали подключать ВАКС в схему электропитания самолёта.



В инженерном отсеке подготовили штатное место для установки УКВ-радиостанции. Вскоре она должна занять свое место и радовать посетителей на ДОД необычным аттракционом.
 

_ПЗ_

Старожил
В субботу продолжали колдовать над подключением источника электропитания постоянного тока. Установили предохранитель на силовой плюсовой выход ВАКС. Завели питание 27В от ВАКСа в передний техотсек вместо лабораторникого источника тока, который использовался ранее. Ну и пропылесосили немного в вестибюле и первых салонах.

 

_ПЗ_

Старожил
В субботу привезли в музей и примерили на самолет, разьем наземного электропитания постоянного тока ШРАП-500. Накануне один из наших читателей аж из далекого Новосибирска, откликнулся на публикацию и передал его нам в дар!



Рядом видна вилка разьема переменного тока ШРАП-400-3ф. Спасибо всем, кто нам помогает!!


Также вчера привезли УКВ радиостанцию "Ландыш-20", переданную ранее одним из читателей! Зимой Сергей в домашних условиях, заблокировал у нее передатчик, так что она сможет работать только на прием. Проверить ее, однако, в домашних условиях, возможности не было. Начали монтаж на борту.



Проверили кабели, бортовую антенну самолета и ВЧ- фидер от нее. Все должно быть исправно.
Загвоздка вышла с пультом управления на приборной доске. К сожалению, модификация, которая стоит у нас (тоже подарок от читателя) очень похожа, но все же не та, и по контактам она не совместима. Нужен вот такой пульт в количестве двух штук:



Будем искать.

В оставшееся время, оклеили герметизирующей резинкой подтекаюшие задние аварийные двери.



Часть дня потратили на ремонт стремянок. Наземное оборудование в музее приходит в негодность, нужен постоянный ремонт и уход
 

_ПЗ_

Старожил
В субботу нашли нужный пульт управления УКВ-радиостанцией на другом экспонате. Одолжили на пробу и подключили "Ландыш".


Все заработало. Пульт мы одолжим на 9 мая, чтобы радио развлекало посетителей на день открытых дверей. Но разукомплектовывать одни экспонаты ради других, не вариант, поэтому мы продолжаем поиски. Если кто-то готов подарить или продать недорого, будем рады!

Оставшуюся часть дня посвятили эвакуации вещей из нашей волонтерский бытовки. Музей принял решение убрать ее с того места, где мы ее поставили в 2005г. В силу ветхости и отсутствию нормального фундамента, восстанавливать ее в другом месте уже нет смысла. Предоставленное взамен помещение пока пребывает в аварийном состоянии и требует капитального ремонта с подводкой отопления, электричества, установкой дверей и проч.
 

_ПЗ_

Старожил
На прошлой неделе мы получили еще один подарок от Александра из далекого Новосибирска. Нам пришел разьем аэродромного питания ШРАП-400-3Ф! В отличие от предыдущего ШРАП-500, он служит для питания самолета переменным током с земли.



В ближайшем будущем, через этот разьем мы подключим наш аэродромный мотор-генератор. Ура!

9го мая в музее состоится очередной ДОД. Мы уже начали подготовку к нему. В субботу в частности, выкатили из ангара трап и поставили его к самолету.



Наш самодельный пандус из бетона, к сожалению, ветшает. И внешний вид и состояние его уже оставляют желать сильно лучшего.

На борту продолжали монтаж электрики. Источник питания 27В ВАКС теперь включается через УЗО.

Половину субботника потратили на общехозяйственные работы. В частности, занимались расстановкой и мелким ремонтом стремянок у ангара. В будние дни ими активно пользуются музейные работники, что к сожалению, не приносит ни порядка ни сохранности на хоздворе.
 
Вверх