Нам с экскурсоводом крайне не повезло: почти 3(!!!) часа, еле-еле передвигаясь от экспоната к экспонату, он рассказывал нам все детали... На открытую площадку, где по моему мнению самое интересное, мы вышли, когда все уже порядком устали и не могли воспринимать информацию. Рассказ был нудным с большим количеством мелких деталей. В итоге самолеты на поле мы смотрели сами, оторвавшись от группы и иногда к ней примыкая на несколько минут. Гид к тому же оказался страшным политиканом и часто к месту и нет высказывал свою точку зрения относительно ситуации в стране...
*****
Много различных видов авиационной техники.Недостаток один-слишком долго и не удобно добираться.Но один раз посетить стоит.
*****
Я, как любитель авиации, не мог не посетить данный музей.
Надо сказать, что слышал я о нём давно, и ожидания были высокими.
Думаю, что оценивать нужно по двум разным критериям.
С точки зрения ценности экспонатов - это пятёрка. Ту-144, 3М, "Сотка", "Илья Муромец", летающая лодка Бартини - уникальное собрание, которое вряд ли где-то ещё встретишь. И это я ещё молчу про советский B-29, винтокрылого монстра Миля, и кучу более распространённых моделей самолётов.
С другой стороны - поражает запустение. Древние бабушки в кассах и залах, разбитый асфальт на подъездах, недостаток мусорных урн, какие-то непонятные шашлычники на территории. Большинство экспонатов в плачевном состоянии, очень много экспонатов вообще без каких-либо информационных табличек (а на тех, что есть - отвратительный перевод на английский, хотя интуристы там бывают), никаких тебе экспозиций внутри салонов самолётов. А ведь в такие легендарные самолёты, как Ту-144 или Ан-22 вполне можно было пускать за деньги, и тем самым пополнять фонды на их ремонт. Да даже Як-40, Як-42 сейчас почти нигде не встретишь на линиях, а ведь они, наряду с Ил-62, Ту-114 - важные вехи в истории советской и российской гражданской авиации.
Честно говоря, в Жулянах экспозиция (в 2013 году) была в куда более презентабельном виде.
Если бы музей преобразовали по принципу ожидаемого парка "Патриот" (с общепитом, развлечениями для детей и так далее), то я думаю, что он бы очень большой успех имел.
Так что ставлю среднее между минимальной и максимальной оценками.
*****
По сравнению с 2013 годом ситуация изменилась к лучшему. Экспонаты реставрируются, красятся, увеличилось количество табличек с информацией. В экспозиции, расположенной в административном корпусе, появились пояснения на китайском (!) языке.
Самое важное изменение коснулось режима работы музея. Если ещё недавно сие заведение позволяло себе работать по субботам до двух часов, то сейчас у публики больше шансов увидеть экспонаты музея - по субботам музей открыт аж до пяти часов дня, кассы работают до четырёх.
Добавился магазинчик с сувенирами, на сувенирной продукции появились слова "Монино" и "Центральный музей ВВС", сами сувениры стали гораздо более привлекательными.
С нетерпением жду, когда можно будет попасть в салон ТУ-144 чаще, чем три дня в году.
Также собираюсь предложить администрации музея оснастить персонал рогатками. Простого ограждения недостаточно для любителей селфи, табличек на русском языке с просьбой не трогать экспонаты недостаточно для родителей малышни.
*****
В музее выставлено множество очень интересных, уникальных летательных аппаратов, которых нет больше нигде в мире. К сожалению, многие из стоящих на поле находятся в плохом состоянии. Почти нигде нельзя заглянуть внутрь, не говоря об интерактивных экспонатах или экспонатах, ориентированных на детей. Для специалиста или интересующегося человека это золотое дно, для среднего человека или ребёнка - не очень, тем более что сопутствующие сервисы не на высоте.