УХОД ЗА САМОЛЁТАМИ ДЕРЕВЯННОЙ КОНСТРУКЦИИ

Samson

Участник
УХОД ЗА САМОЛЁТАМИ ДЕРЕВЯННОЙ КОНСТРУКЦИИ
Задача увеличения срока службы самолётов деревянной и смешанной конструкции требует, прежде всего, защиты деревянных частей самолёта от попадания на них влаги. Ведя систематическое наблюдение за своим самолётом, авиамеханик должен своевременно удалять влагу, если она появилась на самолёте. При осмотре самолёта следует обращать особое внимание на те участки, на которых может скапливаться влага и вентиляция которых затруднена. К таким деталям относятся:
- в фюзеляже — нижние лонжероны, задняя рама, фанерная обшивка или шпон нижней части фюзеляжа;
- в центроплане — нижняя полка и фанерная стенка заднего лонжерона, нервюры у задней кромки обтекания;
- в крыльях — нервюры задней кромки обтекания и прилегающая к ним фанерная обшивка.
К деталям, в которых может скапливаться влага, относятся также нижние полки лонжеронов рулей высоты и стабилизатора, задние кромки обшивки плоскостей и др.
Чтобы предупредить попадание влаги на деревянные детали самолёта, необходимы следующие мероприятия:
1. Вести наблюдение за целостью полотна на фанерной обшивке самолёта (фюзеляжа, крыльев).
2. Следить за целостью лакокрасочного покрытия, так как повреждение покрытия способствует прониканию влаги непосредственно к деревянным частям и ещё большему разрушению лакокрасочного покрытия.
3. Все лючки и щели фюзеляжа и крыльев должны быть тщательно закрыты. Если в процессе эксплоатации появились трещины или щели в местах стыковки деталей, их нужно зашпатлевать и заклеить полотном или тесьмой на эмалите.
4. При эксплоатации самолёта вследствие неравномерного изменения влажности деталей или механических повреждений (например, при грубой посадке) на деревянных деталях могут появиться трещины или надломы. Такие повреждения следует внимательно осмотреть. Убедившись в том, что трещина не вызвала деформации смежных деталей, можно заполнить её казеиновым клеем. Заполнять клеем разрешается только те трещины, которые имеют ширину не более 0,5 мм и длину 10—20 см.
5. Выше было сказано, что застойный воздух способствует развитию грибков, поэтому все дренажные отверстия, предназначенные для вентиляции воздуха, не должны быть засорёнными. Если в труднодоступных местах конструкции обнаружена влага, разре¬шается просверливать дополнительные дренажные отверстия для её удаления.
6. В условиях эксплоатации, особенно во время пробы моторов, при взлёте и посадке, а также в полёте, в самолёт попадают пыль, грязь, появляются масляные пятна и т. д. Если пыль и грязь регулярно не смывать, создаются благоприятные условия для развития бактерий и грибков, которые разрушают древесину. Чтобы избежать этого, механик после каждого полёта обязан удалить появившуюся грязь, пыль и масляные пятна чистыми тряпками, слегка смоченными в тёплой воде. Мыть горячей водой нельзя, так как можно нарушить лакокрасочное покрытие.
Если масляные пятна смыть водой не удаётся, разрешается промыть обшивку самолёта ветошью, смоченной в теплой мыльной воде, и насухо протереть её чистой ветошью.
Мыльную воду приготовляют из ядрового мыла, из расчёта 350—400 г мыла на 10 л воды.
7. Запрещается применять для мытья самолётов бензин, керосин, ацетон, различные кислоты и т. д., так как все они разъедают и нарушают целость лакокрасочной плёнки.
8. Запрещается ходить по самолёту в грубой обуви (сапогах, ботинках), так как можно поцарапать обшивку. Нужно подкладывать мягкие маты или пользоваться мягкой обувью.
9. Запрещается оставлять самолёт на солнце для обсыхания. Более того, самолёт нужно защищать от длительного действия, солнечных лучей, так как это приводит к короблению деталей фанерной обшивки и растрескиванию лакокрасочной плёнки.
10. Кабины самолётов должны плотно укрываться брезентовыми чехлами. После дождя эти чехлы необходимо снять и просушить. Категорически запрещается накрывать самолёты мокрыми чехлами, так как это приносит больший вред, чем хранение самолётов без чехлов.
11. Зимой при резких изменениях температуры наружного воздуха на деревянных деталях самолёта может появиться влага, вследствие оттаивания
инея или отпотевания. Поэтому самолёты следует чаще протирать сухой мягкой ветошью.
12. Фанерная обшивка самолёта, а также детали из фанеры требуют особого ухода. Нужно следить за тем, чтобы не появлялись трещины, царапины, участки загнивания и т. д. Места склейки должны просматриваться особо тщательно, так как загнивание обычно начинается в этих местах.
Если нарушилась окраска или шпатлёвка, их нужно обновить. Но прежде чем шпатлевать заново, нужно убедиться в том, что нарушена именно только шпатлёвка, а весь набор остался невредимым, так как шпатлёвка делает поверхность только гладкой, но прочности деталям не придаёт.
Здесь перечислены только основные правила эксплоатации самолётов деревянной конструкции.
Если на самолёте обнаруживается плесень, она должна быть удалена чистой тряпкой, смоченной в 10% спиртовом растворе формалина, а то место, где она была обнаружена, зачищается наждачной бумагой и один раз покрывается бесцветным лаком. Тёмной краской покрывать не рекомендуется, так как будет затруднено наблюдение за этим участком.
При обнаружении на деревянных деталях самолёта коричнево-красных пятен поступают так:
1. Тонкой стеклянной или наждачной бумагой снимают лаковую плёнку на участке размером, в 2 раза большем, чем площадь, на которой появились пятна.
2. Зачищают древесину наждачной бумагой на глубину не более 0,1—0,2 мм. и протирают тряпкой, смоченной в 10% спиртовом растворе формалина.
3. После сушки повреждённый участок покрывается один раз бесцветным лаком,
Если при осмотре самолёта на деталях его обнаружены грибки, плешная глубокая синева с наружным белым пушком или участки коричнево-красного загнивания, то такие детали подлежат немедленной замене.
В заключение следует отметить, что срок службы самолета во многом зависит од знаний, умелой эксплоатации и старания авиамеханика, так как чем грамотнее эксплоатация самолёта, тем больший срок он находится в надлежащем техническом состоянии.
 

Samson

Участник
Антисептирование древесины
Стойкость деревянных деталей против загнивания можно повысить путём антисептирования: искусственной пропиткой веществами, препятствующими образованию и размножению грибков. Антисептированию подвергаются как новые детали перед постановкой их на самолёт, так и отдельные участки деревянных деталей самолёта, на которых в процессе эксплоатацйй обнаружено изменение окраски древесины.
В качестве антисептиков применяются этилмеркурфосфат или оксидифенил.
Перед антисептированием детали зачищают стеклом или шкуркой и очищают от пыли. Затем производится промазывание антисептиком. Состав антисептика: 0,1% раствор этилмеркурфосфата или 5% оксидифенила в этиловом (винном) спирте. Промазав деталь одним из указанных растворов, её подвергают просушке в течение 5—10 минут; после этого наносят второй слой антисептика и производят сушку в течение 30 минут. Затем деталь окрашивается согласно установленной технологии.
Если при осмотре самолёта обнаружены участки с признаками загнивания, они подвергаются местному антисептированию путём накладывания на эти участки компрессов, смоченных антисептиками. При помощи таких компрессов удаётся осуществить пропитку древесины на глубину 1—1,5 см. Для приготовления компресса нужно прежде всего пропитать антисептиком гигроскопическую вату. На каждый грамм ваты берётся 15 см. куб. раствора антисептика. Для местной пропитки применяется 0,2% раствор этилмеркурфосфата в спирте или 2% раствор оксидифенила в ацетоне (или спирте).
В качестве антисептика может применяться также 10% раствор формалина в спирте или 0,5% раствор динитрофенола в ацетоне или бензоле. На предварительно очищенный подлежащий пропитке, участок накладывается потребное Количество ваты, пропитанной антисептиком; чтобы предотвратить испарение антисептика, вата сразу же покрывается компрессной клеёнкой или целофаном. Компрессная клеёнка или целофан берутся размером несколько большим, чем размеры поражённого участка, и на время пропитки прикрепляются к детали струбцинкой или полотняной лентой. Компресс выдерживается не менее 18 часов.
Окраска пропитанного участка может производиться не ранее 6—7 часов с момента снятия компресса.
При выполнении антисептирования нельзя забывать, что все антисептики ядовиты, поэтому обращаться с ними нужно осторожно.
 

Samson

Участник
Последовательность операций при ремонте покрытий на внешней поверхности деревянной обшивки
В случае растрескивания слоя аэролака и нитрошпатлёвки, механических повреждений покрытия, без разрушения ткани, а также при наличии мелких отверстий в покрытии (свищей) ремонт производится в такой последовательности:
1. Покрыть повреждённый участок при помощи кисти плотным слоем смеси, состоящей из 100 частей аэролака АШ и 10 частей воды. Прикрыть это место куском восковки, клеёнки, плотной бумаги или старой лакированной ткани, с тем чтобы затруднить испарение растворителей. Через 10 минут повторить покрытие той же смесью и снова выдержать 10минут, после чего размягчённый слой покрытия соскрести до ткани при помощи деревянного шпателя.
2. Тщательно протереть ремонтируемую поверхность тряпкой, смоченной растворителем РДВ, и просушить в течение 1 часа.
3. Загрунтовать зачищенную поверхность плотным слоем нитро-клея АК20, просушить в течение 1,5 часов и зачистить шкуркой № 140,
4. Зашпатлевать двумя тонкими слоями нитрошпатлёвки АШЗО с полным укрытием структуры ткани с интервалом для сушки каждого слоя по 2 часа, тщательно зачистить шкуркой № 140 и удалить пыль.
Примечания.
1. Суммарная толщина слоев шпатлёвки, наносимой по ткани, должна быть в пределах 0,15—0,2 мм, но с обязательным полным укрытием структуры ткани.
2. Нанесение шпатлёвки должно производиться обязательно в две операции.
5. Нанести на ремонтируемую поверхность слой алюминиевого аэролака марки АIIАл. Просушить в течение 2 часов. Зачистить шкуркой № 170 и удалить пыль.
6. Нанести пульверизатором или мягкими кистями на ремонтируемые участки два слоя аэролака соответствующего цвета с интервалом для сушки каждого слоя по 2,5 часа
 

Samson

Участник
Ремонт лакокрасочных покрытий на тканевой
обшивке
Ремонт лакокрасочного покрытия на тканевых обшивках самолёта должен производиться в интервале температур 12—35° С при относительной влажности воздуха не более 70%.
Ниже приводится последовательность операций при ремонте лакокрасочного покрытия на тканевой обшивке.
Последовательность операций при ремонте лакокрасочного покрытия на тканевой обшивке
При потере натяжения тканевой обшивки и растрескивании слоев аэролаковой плёнки, ремонт согласно инструкции ВИАМ № 89-46 производится в такой последовательности:
1. С поверхности, подлежащей ремонту, удалить старый слой цветного и бесцветного лака, для чего нанести жирный слой эмульсии, состоящей из 100 частей аэролака А1Н и 10 частей воды.
Слой эмульсии покрыть куском старого лакированного полотна, брезента, восковки или пергамента, который плотно прижать. Через 10—15 минут размягчённый слой покрытия осторожно соскрести с ткани деревянным шпателем. Ткань, очищенную от плёнки, протереть чистыми тряпками, смоченными разжижителем РДВ. Просушить 1—1,5 часа.
Примечание. При удалении старого покрытия перкалевые ленты, наклеенные на швах крепления ткани, не отрывать.
2. Нанести кистью последовательно, четыре слоя аэролака первого покрытия с интервалом для сушки каждого слоя по 45 минут. Четвёртый слой просушить в течение б часов. После нанесения и сушки четвёртого слоя аэролака произвести лёгкую зачистку шкуркой № 170. Удалить пыль.
3. Нанести пульверизатором или кистью один слой алюминие¬вого аэролака АПАл. Просушить в течение 2—2,5 часов. Слегка зачистить шкуркой № 170.
4. Нанести пульверизатором или мягкими кистями два слоя цветного аэролака соответствующего цвета. Интервал для сушки каждого слоя по 2—2,5 часа.
При эксплоатации самолётов, имеющих полотняную обшивку, бывают случаи, когда появляются вмятины и провисание полотна.
При провисании больших участков обшивки снимается слой лакокрасочного покрытия, полотно перетягивается; после этого производится лакировка полотна установленным порядком.
Если обнаружено провисание небольшого участка и полотно при этом не порвано, следует, очистив участок от пыли, грязи и жировых пятен, удалить старую окраску при помощи разжижителя РДВ или аэролака первого покрытия. Окраска удаляется с поверх¬ности вмятины и вокруг неё на 80—100 мм. Когда ткань просохнет, нанести четыре слоя аэролака А1Н. Если эти операции произведены правильно, то, по высыхании последнего слоя, полотно натягивается. Последней операцией является нанесение плотного слоя аэролака второго покрытия под цвет окрашенного самолёта.
 

Samson

Участник
Народ! Если надо - могу продолжить, выкладывая материалы по тканям, лакам и краскам. Если кому что конкретное - пишите здесь или в личку.
 

tester

Старожил
Samson, продолжите, пожалуйста!!!!! Очень полезная информация!
 

Samson

Участник
Может, стоит оформлять в виде Веб-страниц?
 

tester

Старожил
Samson, мне кажется, что лучше в виде word-файла -легче распечатать. Ну или как единый html - файл
 
Вверх