Вентиляция

пуфик

Старожил
Есть желание составить т.н. карту проветривания самолётов и вертолёта на открытой экспозиции.
Их бы оснастить сначала... или ты имеешь в виду обычное проветривание за счёт открытия всякого разного на время работ у волонтёров?
 

Гаврик

Старожил
Их бы оснастить сначала... или ты имеешь в виду обычное проветривание за счёт открытия всякого разного на время работ у волонтёров?
Да именно так. Опять таки, есть желание придумать приспособу для этого дела. Вернее воплотить. Суть какая - центробежный насос поставить на какую-нибудь телегу, и оснастить достаточно длинным хоботом на выходе. Смысл какой - открывается самолёт, и его фентиляция форсируется воздушным напором такого "воздуходуя". Так можно обслужить и застойные объёмы внутри. Как вариант, при невозможности открытия того или иного борта, посредством имеющихся технологических отверстий (в случае их наличия, конечно) и подготовленных переходников свежий воздух может нагнетаться внутрь без доступа людей внутрь. По аналогии с системой аэродромного кондиционирования:

 

Гаврик

Старожил
Да, Юлий, но только если спонсор найдётся. А так, у меня может появиться возможность разжиться довольно мощным центробежным насосом. Чуть ли не за спасибо, я надеюсь. Конечно, надо будет ща собой провод таскать, но что у нас просто делается? :)
 

Гаврик

Старожил
Ну на 7 т.р. найдется ,думаю или нам более мощный надо?
http://www.tool-store.ru/blower/champion-gb226/
Ну как-то не вызывает уверенности, если честно.
Ну и перегонять воздух извне внутрь не очень удобно. Вот походить внутри, погонять застоявшийся перегар можно.
 

oea_mrast

Старожил
Кто мешает использовать "горыныча" не разжигая подогрев. Вентилятор в нем есть и довольно производительный.
 

Гаврик

Старожил
Жень, горыныча на руках не потаскаешь. Нужна самоходная техника для буксировки. А это значит, что, например, Ты и тот трактор будете весь день привязаны к этой задаче. Проще соорудить тележку с ручкой, на ней закрепить радиальный вентилятор. Есть правда, нюансы, у нас нет аккуратного лёгкого хобота, с которым можно будет бегать по бортам.
Вот такую штуку поставить на колёса и таскать за собой, особого труда для пары пионеров не составит. Попробую раздобыть вроде той, что поуже. Если не ушла ещё.

 

BETEPAH

Активный участник
Я что-то потерял нить обсуждения. Вроде же обсуждали маломощные кулеры от солнечных батарей, а тут уже 3-х фазные улитки на несколько киловатт.

После праздников могу привести сборку из 2-х вот таких вентиляторов, уже с предохранителями и переделанных под 1-фазное питание:
http://www.chipdip.ru/product/1.25ev-2.8-6-3270u4/
 

Гаврик

Старожил
Олег, тут тема общая, так и называется. А обсуждаем частные варианты. В целом по маломощной автономной примерно понятно. Надо приобресть пару подходящих кулеров, поставить на борт, подключить, и испытывать ощущения. Заодно уже по месту думать о способе установки.
А сборку вези конечно. Попробуем приспособить в типографии - новой волонтёрской. А то там молодёжь панели красит без вентиляции практически.
 

supervisor

Активный участник
BETEPAH, это самый мощные вентиляторы советского производства, которые только были. (по конструкции и тяге, правда вэтом ряду были чуть больше и по габаритам). Мы некогда на работе устраивали олимпийские игры кулеров, этот - передувал и заставлял вращаться обратно все остальные.
Один такой может поменять весть объем воздуха в вертолете за 5 минут.
 

BETEPAH

Активный участник
После продолжительного курения мануалов возникла идея, как можно попытаться улучшить климатическую обстановку в кабинах одноместных самолётов. Многие из них не открываются и стоят запотевшими.
На примере МиГ-21бис, благо в сети на него есть несколько книг + куча литературы по смежным модификациям.
В одной из них отыскалась схема штатной вентиляции и кондиционирования.

Как видно, она представляет из себя сложную систему из длинных трубок, клапанов, вентилей и регуляторов, связывающих герметичную кабину с агрегатами двигателя. Элементов выходивших бы напрямую в атмосферу не так много.
А именно:
поз.20 - Патрубок наземной вентиляции кабины


Вывод этого патрубка у МиГ-21 находится в нише переднего шасси. На крышке этого патрубка дополнительно расположено две откручивающихся пробки для проверки кабины на герметичность (одна побольше, другая - поменьше). Если эту крышку снять целиком, появится одна точка сообщения кабины с атмосферой (нижняя).
Также теоретически есть вторая точка (верхняя):
поз. 5 - Предохранительный клапан



Его можно или снять, или выломать, ли же просто оттянуть подпружиненный лепесток на себя и чем-то подклинить, тем самым образовав доступ воздуха в герметичную кабину.
Между этими двумя точками есть небольшая разность высот (около метра). Плюс патрубок подключения кондиционера находится в нише шасси, где всегда немного холоднее. Возможно если открыть эти точки, в прогреваемой солнцем кабине начнётся небольшой естественный ток воздуха. Опять же, никто не отменял принудительной вентиляции, к примеру самым банальным пылесосом.

Всё это собственно и было проделано с музейными МиГарями на этой недели.
А именно:
МиГ-21 аналог Ту-144 - крышка стояла в своей полной комплектации. В итоге была снята (на фото осталась висеть на цепочке).

Из патрубка вылилось где-то полстакана воды. Учитывая, что этим летом из кабины вычерпали пару вёдер, я думал будет больше.
МиГ-21С - крышка уже была без двух пробок. Соответственно воздух немного и так должен был поступать. Снял крышку полностью.
МиГ-21бис - крышки не обнаружено. Всё уже украдено до нас. И вот что характерно, у МиГ-21бис за всё это время кабина пострадала от влаги меньше всего.

Также на всех этих МиГах я немного отжал предохранительный клапан. Вот таким образом

Будем посмотреть, проявят ли себя эти мероприятия через неделю, месяц...
 

BETEPAH

Активный участник
По самолётам МиГ-23 (МиГ-27) всё абсолютно аналогично









Но тут меня опередили. Ни на двух МиГ-23, ни на МиГ-27, крышки на штуцере не обнаружено. Через отверстие светится кабина.
К предохранительным клапанам я не лазил. Не знаю, может стоит и их оттянуть.
 

BETEPAH

Активный участник
Далее перейдём на линейку сухих.
В связи с отсутствием у меня документации на эти самолёты, пришлось долго чесать репу в поисках, где же может находиться аналогичный штуцер у этого КБ.
Пока не подошёл к Су-17 под номером 24. Какой-то волею судеб, этот самолёт ещё ни разу не перекашивали, и на нём сохранилась вся техничка.


Сразу минус - крышка находится в лючке, а значит даже если её снять, но держать лючок закрытым, о естественной вентиляции можно забыть. Благо хоть дренаж будет. Опять же, никто не запрещает периодически продувать кабину принудительно.
Крышка выглядит немного отлично от миговской - отсутствуют штуцеры подключения аппарата проверки кабины на герметичность (я думаю стоит их поискать, и открыть отдельно, лишним не будет)



Таким образом в эти выходные прошёлся по всей стоянке Су-7/9/11/17
Где-то выливалось немного воды, где-то - всё сухо.


Лафа закончилась на Су-15. Такого лючка в искомом месте не обнаружил. Возможно невнимательно искал. Если кто знает где он находится - сообщите.
 

BETEPAH

Активный участник
Отдельно отмечу Су-24.
Искомый штуцер обнаружился на высоте около 2-х метров под фонарём левого пилота

В отличии от Су, упомянутых выше, здесь, как видно, на фото лючок дополнительно герметизирован. Будет ли куда-либо выход воздуху и влаге, если открыть крышку, но закрыть лючок - не знаю.

По итогам:
Су-24 - всё сухо.
Су-24М - вылился где-то стакан воды. Я думал будет больше. Интересно было бы открыть этот патрубок до того, как из кабины месяц назад слили 10 вёдер воды.
Опытный Т-6 - там что-то по другому. Искомый лючок так и остался не найденным.
 

BETEPAH

Активный участник
Вернёмся к МиГам.
МиГ-31. Штуцер присоединения кондиционера нашёлся не под кабиной, а неприлично далеко от неё - аж на воздухозаборнике.
Толк от такого проветривания будет только, если принудительно прогонять воздух.

Но тем не менее.
На МиГ-31 №202 удалось открыть лючок и снять крышку. Патрубок, кстати, на порядок больше в диаметре, чем на остальных самолётах.


На втором МиГ-31 так и не удалось снять лючок - заржавели винты.
 

BETEPAH

Активный участник
МиГ-25П №04
Крышка один в один как на сухих. Вот так расположена

Лючок также с герметиком.
Отсутствующие 2 штуцера подключения аппарата проверки кабины на герметичность остались в нише шасси. Для лучшего эффекта лучше открыть и их.


МиГ-25Р - увы фиаско. Ниша шасси закрыта створками, а на месте искомого лючка - фотооборудование. Не нашёл искомого штуцера.
 

BETEPAH

Активный участник
По Су-27.
Т-10 - Ноги так и не дошли посмотреть.
Су-27П - искомая крышка обнаружилась в нише шасси.


Су-35 - ниша шасси полностью зашита листом металла. Оперативно ничего сделать не получится.
 
Вверх