Вентиляция

Гаврик

Старожил
Задумался я тут что-то о вентиляции салонов наших самолётов и вертолётов. Как правило она у нас совсем никудышняя, и застоявшаяся сырая атмосфера в салонах экспонатов делает своё гадкое дело... Те староглинянные приспособления, которые повсеместно наделаны на бортах ввиде прикрытых дыр со своей задачей не справляются. Пока думал, наткнулся в сети на такой вариант: http://peling.ru/mini-ventilyatsiya-ot-solnechnoy-batarei/
Однажды ставил подобную кетайскую поделку одному хорошему знакомому в автобус, но она была без аккумулятора и работала только при свете. Можно вышеуказанную схему упростить и до такого состояния, давая ей отдохнуть в тёмное время суток... ;)
Думается, что если нечно подобное сообразить в виде пары кулеров, один на приток, второй наоборот- на отток по разным концам фюзеляжа самолёта- мы худо-бедно обеспечим глоток и движение свежего воздуха нашим подопечным.
 

Гаврик

Старожил
как мне кажется, вариант системы без аккумулятора нам более пригоден, ибо менее затратен, более пожаробезопасен, и требует меньше фактического контроля.
 

Eduard

Старожил
Интуиция подсказывает, что на каждом борту этот вопрос надо решать индивидуально, с учетом особенностей борта, а двух одинаковых у нас нет...
 

Гаврик

Старожил
Эдик, ну Ты сейчас выступил как Кэп Очевидность! ;) Суть идеи- просто заставить воздух в почтизакрытом пространстве шевелиться и обновляться... А в этом отношении особенность у всех наших бортов одна- в них это пока не происходит.
 

Eduard

Старожил
Гаврик, при всей очевидности вся наша система до этого так и не снизошла... принудительной вентиляции в кабине В-12 так и нет, хотя мы начинали опыт ДОД-ов с 2006, может с 2007 годов... проблемы с вентиляцией были всегда, с самого начала. Мое предложение было еще тогда - вентилятор на верхний люк навытяжку, чтобы использовать естественный поток тепла кверху... тем более, что в салоне есть или была 220-вольтовая соска.. хотя бы это сделать, что действительно очевидно... и не менее сильно надо.
 
Последнее редактирование модератором:

Константиныч

Старожил
году так 2008-2009 как раз на В-12 ставили вентилятор в верхний люк. Я лично ставил его на вытяжку, но особого эффекта не помню, Паша тогда еще сказал, что не правильно - надо было наоборот чтоб вдувать воздух сверху вниз.

Как понимаю, смысл предложенного Олегом прежде всего для закрытых бортов. Хорошая, интересная идея на счет солнечных батарей, к тому же можно отрегулировать чтобы работало только в ясный сухой день. Но не ускорит ли приток свежего кислорода разрушение? Или это не так существенно по сравнению с удалением застоявшейся влаги?
 

Гаврик

Старожил
Сколько ампер надо компьютерному кулеру, 120х120мм например? 0.5А?
При питании в 12В ему должно полностью хватить модуля солнечной батареи, способного выдать 6Вт... Если я правильно поял.
Такой штуки должно хватить на два таких кулера, например: http://www.solnechnye.ru/batareya/solnechnaya-batareya-Chinaland-CHN15-36M-15W-12V.htm
Однако, учитывая наши линейные масштабы, проводов тянуть надо будет метров по двадцать-тридцать. Не комильфо. Интереснее на каждый кулер-по своему модулю. И потерь на проводах будет меньше, и эстетика меньше страдает.
И это если рассматривать работу вентиляторов на расчётную мощность. А если они будут работать от 5-6В?
 

Eduard

Старожил
году так 2008-2009 как раз на В-12 ставили вентилятор в верхний люк. Я лично ставил его на вытяжку, но особого эффекта не помню, Паша тогда еще сказал, что не правильно - надо было наоборот чтоб вдувать воздух сверху вниз.
Вот это точно, что будет неправильно. Отсос на верхнем люке будет усиливать конвекцию, складываться с ней. Приток будет противостоять ей. Не знаю, какой вентилятор и как ставился. Возможно, надо не просто класть его, а еще и закрывать промежутки вокруг него. И при этом следить, чтобы не закрывали входную дверь в кабину.
Как понимаю, смысл предложенного Олегом прежде всего для закрытых бортов. Хорошая, интересная идея на счет солнечных батарей, к тому же можно отрегулировать чтобы работало только в ясный сухой день. Но не ускорит ли приток свежего кислорода разрушение? Или это не так существенно по сравнению с удалением застоявшейся влаги?
пойдут дожди, влажность 100%, и вентилятор будет работать...
 

Гаврик

Старожил
пойдут дожди, влажность 100%, и вентилятор будет работать...
Эдик, в самолётах и вертолётах влажность и так запредельная... а тут свежий воздух... ;)
При этом, как сказал Константиныч:
к тому же можно отрегулировать чтобы работало только в ясный сухой день.
Вернее, скорее всего ничего регулировать и не нужно будет. Ибо, как известно, в дождливую погоду с яркостью естественного освещения как-то не особо...:rolleyes:
 

_ПЗ_

Старожил
Коллеги, а как вы планируете обеспечивать работоспособность этой системы? Компьютерный кулер в условиях компьютерного корпуса, стоящего в теплом сухом офисе, живет год-два-три. На улице или в неотепливаемом сыром салоне самолета, сколько он протянет, работая почти непрерывно? Сколько протянет вся автоматика, солнечные панели? Даже на спутниках в космосе, где каждая панель делается по высшему разряду и стоит миллионы долларов, они год за годом деградируют, а нередко и вообще выходят из строя. Сколько протянут здесь?
Олег, при всем уважении, ты сейчас имеешь возможность какое-то время ездить в музей и что-то делать, следить за этими вентилляторами, менять их, чинить систему и т.д. Пройдет год-два, кто будет этим заниматься?

Нам на Ту-144 неоднократно советовали перестать заниматься ерундой с силикагелем и Горынычем, и поставить на постоянку китайский кондишен с осушением. Даже предлагали помочь с монтажом. Ну а фули толку, если я его включать смогу только по субботам и то не каждый раз, и то не каждый год. Ту-144 стоит там уже 34 года, а мы работаем всего 8, из которых системная работа с экспонатом ведется от силы года 3-4, да и то, системной назвать ее сложно. К сожалению, именно в это все и упрется, нет людей, который постоянно будут следить за всей этой техникой. Как только волонтер ушел, все его дело закончилось вместе с ним :(
 

_ПЗ_

Старожил
Когда я пришел в организацию, несколько энтуазистов как раз начинали эпопею по подсветке приборов в кабине Ту-144 слаботочкой. Были сделаны первые шаги, на ДОДах что-то засветилось, зажужжал вентилятор (один из трех). Но прошел год-два, те энтуазисты уже не имеют возможности ездить на субботники. Из всего сделанного, рабочими остались лишь несколько последних лампочек. Появился новый человек с опытом, образованием. Поскольку система пришла в упадок, начали делать все с начала, по-уму. Начали тянуть провода, изучили схемы, нашли нужные элементы автоматики, кое-что докупили, провели первые пробы. На это ушел еще год-полтора. Сейчас и этот человек постепенно от борта отошел, все больше по общим вопросам, семейные дела, работа и т.д. Работа повисла в воздухе...
Знаю, что запинаете сейчас, но не написать об этом не могу, ведь то же самое будет и с вентиляторами.
 

Eduard

Старожил
Гаврик, компьютерный кулер? 200 кубов в час? :eek:
 

Гаврик

Старожил
_ПЗ_, в гараже системник уже года четыре всё никак не перестанет пыль собирать... ;) При том, что на полу стоит... При том, что там то тепло, то холодно зимой.
На улице или в неотепливаемом сыром салоне самолета, сколько он протянет, работая почти непрерывно?
Я вот тут прочитал недавно, что такими кулерами народ орхидейные оранжереи проветривает... А уж там то влажность, при том постоянная... ;) Пишут- главное, чтоб у кулера провода вертикально вниз выходили, чтоб по ним в нутро вода не затекала при опрыскивании.... ;D
А в мной предлагаемой схеме что грозит кулеру? Свежий воздух, да и только... Зимой при хорошем минусе можно и не проветривать.

Как только волонтер ушел, все его дело закончилось вместе с ним
при таком подходе нашу организацию можно вообще закрывать... Дим, не в упрёк Тебе лично, а вообще, в целом.
ведь то же самое будет и с вентиляторами.
Давай посмотрим на это с другой стороны... Сколько то они проработают. Будут худо-бедно делать своё дело, бороться с сыростью внутри бортов. Сырость- это основа для образования плесени и грибка... С ними станет лучше (имхо), а когда (если) они перестанут работать, то сырость снова возьмётся за своё... Но хоть на сколько-то мы ситуацию улучшим? А там может чего и нового изобретём.
 

Гаврик

Старожил
Эдик, мне кажется Ты путаешь хрен с морковкой... Пожарный насос же не воздух качает!? :)
Как я выяснил, производительность этих кулеров принято выражать в CFM (кубические футы в минуту)...
http://www.u-sm.ru/index.php/obzoryi-i-stati/testirovanie-8-ventilyatorov-120h120.html

Берём хорошие показатели- почти 70CFM... 70 кубических футов это практически 2 кубических метра... Вроде всё сходится, ничего сверхъестественного.
 
Вверх