После продолжительного курения мануалов возникла идея, как можно попытаться улучшить климатическую обстановку в кабинах одноместных самолётов. Многие из них не открываются и стоят запотевшими.
На примере МиГ-21бис, благо в сети на него есть несколько книг + куча литературы по смежным модификациям.
В одной из них отыскалась схема штатной вентиляции и кондиционирования.
Как видно, она представляет из себя сложную систему из длинных трубок, клапанов, вентилей и регуляторов, связывающих герметичную кабину с агрегатами двигателя. Элементов выходивших бы напрямую в атмосферу не так много.
А именно:
поз.20 - Патрубок наземной вентиляции кабины
Вывод этого патрубка у МиГ-21 находится в нише переднего шасси. На крышке этого патрубка дополнительно расположено две откручивающихся пробки для проверки кабины на герметичность (одна побольше, другая - поменьше). Если эту крышку снять целиком, появится одна точка сообщения кабины с атмосферой (нижняя).
Также теоретически есть вторая точка (верхняя):
поз. 5 - Предохранительный клапан
Его можно или снять, или выломать, ли же просто оттянуть подпружиненный лепесток на себя и чем-то подклинить, тем самым образовав доступ воздуха в герметичную кабину.
Между этими двумя точками есть небольшая разность высот (около метра). Плюс патрубок подключения кондиционера находится в нише шасси, где всегда немного холоднее. Возможно если открыть эти точки, в прогреваемой солнцем кабине начнётся небольшой естественный ток воздуха. Опять же, никто не отменял принудительной вентиляции, к примеру самым банальным пылесосом.
Всё это собственно и было проделано с музейными МиГарями на этой недели.
А именно:
МиГ-21 аналог Ту-144 - крышка стояла в своей полной комплектации. В итоге была снята (на фото осталась висеть на цепочке).
Из патрубка вылилось где-то полстакана воды. Учитывая, что этим летом из кабины вычерпали пару вёдер, я думал будет больше.
МиГ-21С - крышка уже была без двух пробок. Соответственно воздух немного и так должен был поступать. Снял крышку полностью.
МиГ-21бис - крышки не обнаружено. Всё уже украдено до нас. И вот что характерно, у МиГ-21бис за всё это время кабина пострадала от влаги меньше всего.
Также на всех этих МиГах я немного отжал предохранительный клапан. Вот таким образом
Будем посмотреть, проявят ли себя эти мероприятия через неделю, месяц...