Ответ: Суперджет и не только
Sidor, Хайтовский, говорю как человек, отработавший более 10 лет в промышленности, в сфере материального производства. В т.ч. и на этом самом АвтоВАЗ-е. Почему он на 95% импортный? Да потому что уже тогда, в конце 60-х отечественное машиностроение было не в лучшей форме. Наши заводы не могли производить такие станки, какие требовались для производства современных (на тот момент) автомобилей. Поэтому покупали импортные станки. Результатом стали проблемы во многих отраслях. Тот же автопром... Все лучшие конструкции - ГАЗ-52, 53, 66, 24(Волга), ЗИЛ-130, 131, МАЗ-500 и линейка дизелей ЯМЗ-236, -238, 240 - продукт выпуска середины или конца 60-х гг. Было время, на Москвичах на ралли Париж-Дакар ездили! А потом... Пришел незабвенный Леонид Ильич, и время встало. На заводах остановились часы... лет на 20 с гаком. Еще в конце 80-х в журнале "Крокодил" была статья "Музей под закрытым небом" - Крокодил сходил на ЗИЛ... Из названия журнала и статьи можно легко понять, о чем была речь... Т.е. об этом еще при Союзе начинали трубить! А потом еще десятилетие дикого капитализма, в которое автозаводы сумели извернуться и хоть как-то обновить модельный ряд. ВАЗ таки поставил на конвейер "десятое" семейство - кстати, единственная машина в России, проходящая краш-тест по методике EuroNCAP - 64 км/ч о сминающееся препятствие с перекрытием 60%. КАМАЗ пережил глобальный пожар на моторном производстве. Все грузовые производители выпустили новые модели широким набором. Легковые... Иж все-таки выпустил совю "Оду" - между прочим, вполне приличный автомобильчик.
В общем, автопром жив. И это хорошо. Хорошо по целому ряду причин. Я могу понять стенания ряда товарищей (в кругу моих знакомых такие есть), которые говорят: правительство не хочет, чтобы мы ездили на хороших машинах. То, что под этой формулировкой кроется "шкурный" интерес, понятно. В данном случае... На новую иномарку денег нет, выбор ессно между "ино б/у" и "наше новое". И заградительные пошлины на то самое "ино б/у". Т.е. человека побуждают к покупке отечественного авто, а он не хочет. И вот тут начинается конфликт сиюминутного и долговременного, стратегического интересов. Открыть границу, наводнить страну потертыми иномарками нетрудно. Вопрос в другом. Ни одно государство не может жить богато, если не производит конкурентоспособный на мировом рынке товар. Собственно, из истории известно - торговля избавила мир от натурального хозяйства. Но чтобы продавать, надо иметь то, что заинтересует других. И на эти деньги купить то, что мы сами не добываем/производим. Так вот, невозможно всю жизнь строить на природных ресурсах - нефть, газ, лес... Пример - Япония. Страна, практически не имеющая природных ресурсов, зато умеющая ценить мозги. При этом имеющая 4 марки мотопрома: Кавасаки, Сузуки, Хонда, Ямаха и 8 автомобильных марок: Тойота, Мицубиси, Хонда, Сузуки, Исузу, Мазда, Ниссан, Субару... Есть и помельче, но это мировые бренды. При этом страна входит в число ведущих индустриально развитых стран мира. Чем мы хуже?
Мы не хуже. Но надо очень многое понять и очень многому поучиться. Ратовать за закрытие отечественных заводов-производителей? Извините, Вы хотите жить в бедной стране? Работающая промышленность - это рабочие места, налоги в бюджет, товар на мировом рынке. Да, нынешний автопромовский товар с трудом находите себе сбыт даже на внутреннем, российском рынке. Но означает ли это, что он НИКОГДА не найдет себе достойное место на рынке мировом? Кто вынес отечественному автопрому приговор/диагноз о том, что не нежизнеспособен? Откуда такой пессимизм?
Наконец... Рено-Логан в Москве, Форды под Питером - это тоже отечественный автопром. Будет увеличена "локализация производства" - производство комплектующих в России, а не завоз извне - невольно подтянутся и исконно отечественные производители, они испытывают такие же проблемы. В итоге...
Ничего невозможного нет. Производство автомобилей выского качества в России возможно. Что для этого необходимо - другой вопрос.
ЗЫ. Работаю в автобусном парке, занимаюсь в частности диагностикой отказов. У нас порядка 70 микроавтобусов Мерседес-Спринтер... Пробеги... За 3 года до 250 тысяч. Так вот, у буржуйских авто точно так же, как и у наших, существует понятие "болезнь". Буквально, заезжает Спринтер на диагностику - мотор обороты не развивает. 10 минут шаманства с диагностическим прибором, потом рука, сунутая в подкапотные потроха, нащупать нужный провод, потянуть слегка, убедиться, что он перетерся/оторвался... Далее уже известно, какой нужен инструмент и час времени... Вот такие они, буржуи... Друг за другом в очередь стоят с одинаковыми дефектами. Однако, Мерседес...
Вы не любите кош Мерседес... Вы просто не умеете их готов ремонтировать. (с)