Samson
Участник
УХОД ЗА САМОЛЁТАМИ ДЕРЕВЯННОЙ КОНСТРУКЦИИ
Задача увеличения срока службы самолётов деревянной и смешанной конструкции требует, прежде всего, защиты деревянных частей самолёта от попадания на них влаги. Ведя систематическое наблюдение за своим самолётом, авиамеханик должен своевременно удалять влагу, если она появилась на самолёте. При осмотре самолёта следует обращать особое внимание на те участки, на которых может скапливаться влага и вентиляция которых затруднена. К таким деталям относятся:- в фюзеляже — нижние лонжероны, задняя рама, фанерная обшивка или шпон нижней части фюзеляжа;
- в центроплане — нижняя полка и фанерная стенка заднего лонжерона, нервюры у задней кромки обтекания;
- в крыльях — нервюры задней кромки обтекания и прилегающая к ним фанерная обшивка.
К деталям, в которых может скапливаться влага, относятся также нижние полки лонжеронов рулей высоты и стабилизатора, задние кромки обшивки плоскостей и др.
Чтобы предупредить попадание влаги на деревянные детали самолёта, необходимы следующие мероприятия:
1. Вести наблюдение за целостью полотна на фанерной обшивке самолёта (фюзеляжа, крыльев).
2. Следить за целостью лакокрасочного покрытия, так как повреждение покрытия способствует прониканию влаги непосредственно к деревянным частям и ещё большему разрушению лакокрасочного покрытия.
3. Все лючки и щели фюзеляжа и крыльев должны быть тщательно закрыты. Если в процессе эксплоатации появились трещины или щели в местах стыковки деталей, их нужно зашпатлевать и заклеить полотном или тесьмой на эмалите.
4. При эксплоатации самолёта вследствие неравномерного изменения влажности деталей или механических повреждений (например, при грубой посадке) на деревянных деталях могут появиться трещины или надломы. Такие повреждения следует внимательно осмотреть. Убедившись в том, что трещина не вызвала деформации смежных деталей, можно заполнить её казеиновым клеем. Заполнять клеем разрешается только те трещины, которые имеют ширину не более 0,5 мм и длину 10—20 см.
5. Выше было сказано, что застойный воздух способствует развитию грибков, поэтому все дренажные отверстия, предназначенные для вентиляции воздуха, не должны быть засорёнными. Если в труднодоступных местах конструкции обнаружена влага, разре¬шается просверливать дополнительные дренажные отверстия для её удаления.
6. В условиях эксплоатации, особенно во время пробы моторов, при взлёте и посадке, а также в полёте, в самолёт попадают пыль, грязь, появляются масляные пятна и т. д. Если пыль и грязь регулярно не смывать, создаются благоприятные условия для развития бактерий и грибков, которые разрушают древесину. Чтобы избежать этого, механик после каждого полёта обязан удалить появившуюся грязь, пыль и масляные пятна чистыми тряпками, слегка смоченными в тёплой воде. Мыть горячей водой нельзя, так как можно нарушить лакокрасочное покрытие.
Если масляные пятна смыть водой не удаётся, разрешается промыть обшивку самолёта ветошью, смоченной в теплой мыльной воде, и насухо протереть её чистой ветошью.
Мыльную воду приготовляют из ядрового мыла, из расчёта 350—400 г мыла на 10 л воды.
7. Запрещается применять для мытья самолётов бензин, керосин, ацетон, различные кислоты и т. д., так как все они разъедают и нарушают целость лакокрасочной плёнки.
8. Запрещается ходить по самолёту в грубой обуви (сапогах, ботинках), так как можно поцарапать обшивку. Нужно подкладывать мягкие маты или пользоваться мягкой обувью.
9. Запрещается оставлять самолёт на солнце для обсыхания. Более того, самолёт нужно защищать от длительного действия, солнечных лучей, так как это приводит к короблению деталей фанерной обшивки и растрескиванию лакокрасочной плёнки.
10. Кабины самолётов должны плотно укрываться брезентовыми чехлами. После дождя эти чехлы необходимо снять и просушить. Категорически запрещается накрывать самолёты мокрыми чехлами, так как это приносит больший вред, чем хранение самолётов без чехлов.
11. Зимой при резких изменениях температуры наружного воздуха на деревянных деталях самолёта может появиться влага, вследствие оттаивания
инея или отпотевания. Поэтому самолёты следует чаще протирать сухой мягкой ветошью.
12. Фанерная обшивка самолёта, а также детали из фанеры требуют особого ухода. Нужно следить за тем, чтобы не появлялись трещины, царапины, участки загнивания и т. д. Места склейки должны просматриваться особо тщательно, так как загнивание обычно начинается в этих местах.
Если нарушилась окраска или шпатлёвка, их нужно обновить. Но прежде чем шпатлевать заново, нужно убедиться в том, что нарушена именно только шпатлёвка, а весь набор остался невредимым, так как шпатлёвка делает поверхность только гладкой, но прочности деталям не придаёт.
Здесь перечислены только основные правила эксплоатации самолётов деревянной конструкции.
Если на самолёте обнаруживается плесень, она должна быть удалена чистой тряпкой, смоченной в 10% спиртовом растворе формалина, а то место, где она была обнаружена, зачищается наждачной бумагой и один раз покрывается бесцветным лаком. Тёмной краской покрывать не рекомендуется, так как будет затруднено наблюдение за этим участком.
При обнаружении на деревянных деталях самолёта коричнево-красных пятен поступают так:
1. Тонкой стеклянной или наждачной бумагой снимают лаковую плёнку на участке размером, в 2 раза большем, чем площадь, на которой появились пятна.
2. Зачищают древесину наждачной бумагой на глубину не более 0,1—0,2 мм. и протирают тряпкой, смоченной в 10% спиртовом растворе формалина.
3. После сушки повреждённый участок покрывается один раз бесцветным лаком,
Если при осмотре самолёта на деталях его обнаружены грибки, плешная глубокая синева с наружным белым пушком или участки коричнево-красного загнивания, то такие детали подлежат немедленной замене.
В заключение следует отметить, что срок службы самолета во многом зависит од знаний, умелой эксплоатации и старания авиамеханика, так как чем грамотнее эксплоатация самолёта, тем больший срок он находится в надлежащем техническом состоянии.