Ответ: 17 августа, День открытых дверей
Итак, мы снова сделали ЭТО - отработали Праздник. Были претензии, порой справедливые... Например, если музей открывается в 10 утра, то почему борта для посещения не открываются сразу? Другой вопрос, что народ не воспринимает никаких объяснений - требует как свое. Зачастую ссылаясь на детей - ну мы же с ребенком... И когда говорим, что вообще-то очередь, и вот стоят люди, которые тоже хотят, слышим "объясните это ребенку"... Господи, это Ваш ребенок, Вам и объяснять ему, что такое очередь и нельзя. А то потом вырастают... Пришли двое парней... Чесслово, я не особо в званиях разбираюсь, помойму по две маленьких звезды - лейтенанты? И когда стали заходить, один вошел, второго оттеснили. Мое замечание "двое военных пришли раньше" ессно было проигнорировано уже поднявшимся на борт народом. Говорю:
- тогда со следующими;
- да ладно...
Тот уж смирился было, что не попадает. И где-то наверно с моего третьего предложения "заходите" вошел, по сути "сверх меры" - ну маленький в Ли-2 салон. Так вот он - действительно скромный человек, и ему не грех "особое предложение" сделать. А вот кто безо всякой очереди "напролом" лезет, да еще и обижается, что не пустили... В общем, ЛЮДИ. И с ними надо работать. Вежливо и корректно. А люди бывают разные...
Время - часов около трех, если не четвертый. Человек очень просится. Спрашиваю у девушек - возьмете человека? Взяли. На правах благодарности малость разговорились. Человек из ЖЖ, из Ру_Авиэйшн узнал, что вот будет такой праздник. Только автор рекламы "позабыл" указать типичное время работы. Оно хоть и действительно странное, вызывающее недоумение, но... неплохо бы об этом знать заранее. Мило пообщались, побеседовали на тему о том, что на Ру_Авиэйшн писателей много, только вот к степени достоверности предоставляемой ими информации надо относиться с острожностью. И что в отношении нашего музея есть чуть более достоверные источники, чем ЖЖ. Ну и календарик в презент (
Сандра,
Mrak и остальные спасибо за идею и реализацию!).
Бывают и действительно шедевры! Человек летал штурманом на Ли-2! И, как я понял, имел дело и с Ан-12. Согласился оставить контактную информацию - Имя-Отчество, номер сотового, живет в Ногинске(починю машину - окажется, что не так уж и далеко
). Такие люди нам нужны, с ними надо встречаться и разговаривать, пусть они рассказывают все, что могут рассказать - это живые свидетели истории. Тем более, если летал на том, что уже не летает, и с каждым годом таких людей становится все меньше и меньше
Двое людей пришло... В общем, я знаю их по другому форуму, далекому от авиации. И когда заходила речь о наших мероприятиях, админы там тему не удаляли и не закрывали - "если бы весь ОФФ был таким интересным"(с)... Ребята пришли, побеседовали со мной на разноотвлеченные темы, но и в Ли-2 не забыли сходить, тем более что один из них связан с медициной. И как-то так вовремя пришли... именно тогда, когда надо было отвлечься от того, что происходит на борту и вокруг. Обо всех остальных подробностях этого эпизода очень скоро узнаем из известного ЖЖ.
По примеру военных в конце дня сцена была... Народ просил. Деваха лет наверно 4-5 так голосила... Ну что бы вот не пойти навстречу, причем не когда родители на ребенка ссылаются(еще неизвестно, кому больше нужно), а именно ребенок хочет... Причем, действительно малолетний. Сейчас вот пишу - и стыдно. Не родителей жалко - ребенка. Наверно в такой ситуации как-то все-таки надо гибко подходить к вопросу "закрыто". Такие вот "мысли вслух".
Но хватит о грустном!
Народ шел, в очередь стоял, заходил. Степень интереса к истории самолета и к стендам, стоящим около него разная. Девушки говорят, что и к рассказу внутри - тоже. От "никакой" до "а как вот...?" что я в общем-то наблюдал еще в Ми-12 в течение пяти таких вот праздников. Интерес вызывал вопрос о киносъемках. Спрашивали - а его вытягивали на бетон? Приходилось по фото показывать - вот Ли-2, вот на фото "Стриж", вот он(показывая рукой), вот крыло ЭПОС-а - вот оно. На другом фото - вот самолет, вот крыло Ту-95, вот оно... Народ начинает соображать. Т.е. интерес к стендам, выставленным на траве, еще "на подходе" к самолету, есть! Наверно есть смысл рекомендовать такую практику и для других открываемых бортов. Практика же показала, что народ "жмется" к крылу и фюзеляжу - видимо тень ищет, а может и просто возможность на что-то опереться, а щит стоял около стабилизатора. Расстояние - 3-5 метров... Много, очень много! На будущее - надо перепланировать расстановку экспозиции. Комфорт для посетителя - это важный фактор нашей работы.
Вообще нас работало четверо: я,
Сандра,
Mary Axl,
Vagabond. Павел честно вынес пытку жарой, сидя в "предбаннике" кабины и изображая командира экипажа, будучи одетым в военную форму. Отлучался "на проветривание" редко и ненадолго. Молодец! То же самое относится к девушкам. Ну а я уже на улице чуток в тенечке от фюзеляжа, мне проще всех. И в целом считаю, мы сработали хорошо. Если народ и был чем недоволен, то стоя на траве "а что они так долго?". Зато потом, на выходе, недовольных не было - только слова благодарности! И это радует.
Главное! На 90% - идет абсолютно вменяемый народ, который знает, чего хочет. Откровенного быдла нет! Оно ходит по вечерам через забор - ну мы же просто так, посмотреть... С остальными в принципе просто приятно работать. Люди идут, интересуются, говорят спасибо. Некоторые в ящичек что-нибудь бросают - мы уж вознаграждаем их календариком. Есть и действительно знающие люди, кто взяв календарик в руки, сразу отмечают вслух "Чкалов и Покрышкин"... Идея сразу доказала право на жизнь!
Чесслово, после достаточно "конвейерного" места в грузовом отсеке Ми-12 отработал день и получил ничуть не меньшее удовольствие от процесса. Не от того, что рулишь входом-выходом - там я ничуть не менее рулил, а именно от живого общения. И общение более живое, чем там, на "винтокрыле". Море эмоций, глухая ночь, спать не хочется - пишу сообщение "по горячим следам", хотя перед этим легли в 3.30 и подъем в 7.30... В общем, я доволен днем.