Перенес сюда обращение нашего непревзойдённого специалиста в этом вопросе, Сергея Master Ч., чьими руками и стараниями оживает электрика нашего Ту-144.
“Здравствуйте коллеги!
В последнее время возник повышенный интерес к восстановлению электрооборудования на различных бортах. Помимо ТУ-144, работы с электрикой идут на ТУ-104, ИЛ-18, ТУ-114, ЯК-42, поправьте, если кого забыл. В связи с этим, хочется обратить внимание всех, кто принимает участие в этом деле, на некоторые особенности работы с электрооборудованием на бортах, являющихся экспонатами. Думаю, здесь будут полезны основные правила, которые были сформулированы в процессе работы на ТУ-144 с 2011 года:
Общие принципы восстановления бортового электрооборудования
в Монинском музее.
1 Обеспечение электро и пожаро безопасности.
2 Максимально возможное соответствие оригиналу по алгоритму функционирования и конструкции.
3 Максимально возможное использование сохранившихся элементов и соединений (с приоритетом пункта 1), при безусловном сохранении всех аутентичных элементов и связей, даже поврежденных.
4 При внесении изменений в исходную схему, предусматривается возможность быстрого и «безболезненного» демонтажа всех нововведений и перехода к оригинальной схеме.
Это очень коротко и сжато, но мое глубокое убеждение, - эти правила должны выполняться на каждом борту! Безусловно, все борта разные, и по устройству и по степени сохранности. Не зависимо, от сложности задачи началу работ должен предшествовать детальный анализ общего состояния борта и его систем, далее, изучение схемы, конструкции и особенностей восстанавливаемой схемы. На основании полученных данных принимается решение о возможности и целесообразности восстановления имеющимися силами и средствами.
И еще, несколько очень серьезных моментов:
1 Люди, которые этим занимаются должны иметь хотя бы минимальные теоретические знания и практические навыки в области электротехники и особенно в части электробезопасности (иногда цепи 27 в бывают опасней чем 380 в)
2 Никогда не перерезайте провода на борту и не повреждайте штатные узлы и детали, какие бы сиюминутные выгоды это ни сулило! Всегда можно аккуратно отключить на колодке или отстыковать разъем.
3 Перед тем как оживлять борт продумайте как и откуда будет подаваться питание, схема и конструкция ввода и первичная защита.
Прошу отнестись с пониманием к данной информации. Я не собираюсь ни кого поучать и, тем более ставить под сомнение вашу квалификацию! Просто эти простые рекомендации – результат длительной работы, удач и ошибок на борту ТУ-144. Спасибо за внимание!"
“Здравствуйте коллеги!
В последнее время возник повышенный интерес к восстановлению электрооборудования на различных бортах. Помимо ТУ-144, работы с электрикой идут на ТУ-104, ИЛ-18, ТУ-114, ЯК-42, поправьте, если кого забыл. В связи с этим, хочется обратить внимание всех, кто принимает участие в этом деле, на некоторые особенности работы с электрооборудованием на бортах, являющихся экспонатами. Думаю, здесь будут полезны основные правила, которые были сформулированы в процессе работы на ТУ-144 с 2011 года:
Общие принципы восстановления бортового электрооборудования
в Монинском музее.
1 Обеспечение электро и пожаро безопасности.
2 Максимально возможное соответствие оригиналу по алгоритму функционирования и конструкции.
3 Максимально возможное использование сохранившихся элементов и соединений (с приоритетом пункта 1), при безусловном сохранении всех аутентичных элементов и связей, даже поврежденных.
4 При внесении изменений в исходную схему, предусматривается возможность быстрого и «безболезненного» демонтажа всех нововведений и перехода к оригинальной схеме.
Это очень коротко и сжато, но мое глубокое убеждение, - эти правила должны выполняться на каждом борту! Безусловно, все борта разные, и по устройству и по степени сохранности. Не зависимо, от сложности задачи началу работ должен предшествовать детальный анализ общего состояния борта и его систем, далее, изучение схемы, конструкции и особенностей восстанавливаемой схемы. На основании полученных данных принимается решение о возможности и целесообразности восстановления имеющимися силами и средствами.
И еще, несколько очень серьезных моментов:
1 Люди, которые этим занимаются должны иметь хотя бы минимальные теоретические знания и практические навыки в области электротехники и особенно в части электробезопасности (иногда цепи 27 в бывают опасней чем 380 в)
2 Никогда не перерезайте провода на борту и не повреждайте штатные узлы и детали, какие бы сиюминутные выгоды это ни сулило! Всегда можно аккуратно отключить на колодке или отстыковать разъем.
3 Перед тем как оживлять борт продумайте как и откуда будет подаваться питание, схема и конструкция ввода и первичная защита.
Прошу отнестись с пониманием к данной информации. Я не собираюсь ни кого поучать и, тем более ставить под сомнение вашу квалификацию! Просто эти простые рекомендации – результат длительной работы, удач и ошибок на борту ТУ-144. Спасибо за внимание!"