Кабина МиГ-21 от КТС

Тема в разделе "Реставрация экспонатов", создана пользователем BETEPAH, 11 янв 2016.

  1. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    В связи с недавно ожившей темой по кабине Ил-86, решил в свою очередь, создать тему по кабине тренажёра МиГ-21. На данный момент работы по ней носят скорее разведочно-ознакомительный характер. Но обо всём по порядку.

    Вот пара относительно старых фотографий этой кабины:
    [​IMG] [​IMG]

    Данный экспонат представляет собой кабину от тренажёра КТС-4 (или его разновидностей). В целом, имитирует нечто среднее между МиГ-21ПФ и ПФС (ПФМ) с небольшими нюансами. На носовой части кабины имеется шильдик с надписью "изделие 150" и номером 0504
    1_PA262228.jpg
    Шильдик с таким же номером есть и на остатках пультов и стоек лежащих за ангаром №7
    1_PB162253.jpg 1_PB162249.jpg 1_PB162251.jpg
    Судя по надписям на панелях этих стоек, этот тренажёр мог имитировать практически все навигационные и пилотажные системы самолёта МиГ-21, а также применение ракет воздух-воздух. 1_P1032299.jpg 1_P1032300.jpg

    Чтобы примерно представлять, что представлял из себя весь комплекс тренажёра, в сети есть видео примерно аналогичного тренажёра КТС-6 (от МиГ-23):
    https://www.youtube.com/watch?v=szUnxkpAIH4
    https://www.youtube.com/watch?v=1AtS7lv1ul8

    Кабины от КТС-4 также есть в других музеях:

    в музее ВВС Северного Флота (Сафоново)
    [​IMG]

    в Киеве
    [​IMG]
    Там пошли дальше, и даже превратили данную кабину в полноценный тренажёр






    Ещё пару фото видел в Европе, в частности в авиационном музее в города Olomouc (Чехия)
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2016
    Роман, oea_mrast, Гаврик и ещё 1-му нравится это.
  2. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    Теперь подробнее о самой кабине.
    Во первых. Для многих (и для меня в том числе) является открытием, что кабина на 80 процентов деревянная. Металлические там только фонарь, рама, крепёж кресла, и панели приборов. Всё остальное - деревянный каркас, снаружи обтянутый шпоном и тканью, покрашенной серебрянкой. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я не знаю всю историю этой кабины, все перепетии её, как в пределах музея, так и за ними. Но если само дерево ещё, в более менее терпимом состоянии, то вот обшивка по прошествии стольких лет начала сдаваться (от старости или от сырости - не важно). От кабины начали отходить обшивка, шпон, и прочие детали. Вот коротко о состоянии всего этого:
    1_P1032282.jpg 1_P1032281.jpg 1_P1032303.jpg 1_P1032306.jpg 1_PA262227.jpg 1_P1032283.jpg

    Теперь по приборной части. В целом кабина комплектна. Все приборы блоки в основном присутствуют. Но всё же и её немного пощипали. Не обошлось без потерь (порой не объяснимых с точки зрения здравого смысла) Вот примерный список недостающих деталей:

    - Традиционно утеряно несколько (с десяток) красных головок светильников подсветки надписей приборных панелей АПМ (АПВ, АПН). Кто не знает, выглядят они вот так:
    [​IMG]

    - Потерян светильник СЛЦН, а вместе с ним и надпись "ПОДВЕШ. ПРАВ." Сейчас на его место установлен обычный СЛЦ, но надпись от этого не вернуть. Придётся думать где брать надпись или как делать. Фото нашей панели:
    1_PA262220.jpg
    Если кто не знает (сам недавно узнал) СЛЦН отличается от обычного СЛЦ наличием прорези под световой поток для надписи. За него, собственно, эта надпись и держится, им же и подсвечивается
    [​IMG]
    В запчастях в музее ни одного такого светильника мне не попадались. Разыскиваются.

    - На левой стороне кабины куда-то делся блок под названием блок контроля ЦД-4КТП. Кому он понадобился - неизвестно. Из сети, внешний вид разыскиваемого блока:
    [​IMG]

    - Зачем-то сняты весь верхний ряд кнопок и прочая мелочь с панели "Лазурь". Кому понадобились кнопки, и почему не сняли нижние - неизвестно. Блок пока не снимали, поэтому точнее сказать не могу. Фото нашей панели:
    1_PB162240.jpg

    - Каким-то образом снят светильник подсветки кабины белым светом. Называется он ВЛС-45М.
    1_PA262216.jpg 1_P1032305.jpg
    Сам корпус остался на месте, а вот часть, которая и должна светить внутри кабины - отсутствует. Если я правильно понял - должен был работать по принципу удлинителя с вытягивающимся из этого гнезда шнуром. Возможно сам шнур остался внутри, а не хватает только головы светильника. Разыскивается.

    - Треснула кнопка под нехитрым названием "кнопка 512" или "кнопка 512К", которая расположена на самом видном месте РУСа. Разыскивается под замену. Фото таких кнопок с сети:
    [​IMG]

    - Также для имитации прицела ПКИ разыскивается выпуклая линза, диаметром примерно 52-57 мм, фокусным расстоянием примерно 110 мм. Но, об этом позже.
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2016
    Гаврик и Antares нравится это.
  3. Antares

    Antares Активный участник

    В ангаре лежит светильник такого типа. Может, вам подойдет.
     
  4. Гаврик

    Гаврик Старожил

    У меня есть пара фотографий нашего тренажёра в процессе использования. Только вот надо отсканировать. А чтоб их отсканировать надо компьютер собрать… :)
     
  5. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    Не замечал. Можешь отложить в тумбочку возле обеденного стола в домике до моего появления в музее? Меня возможно не будет в след. выходной.

    Я могу помочь со сканированием фотографий. И не только этих ;)
     
    Гаврик нравится это.
  6. Гаврик

    Гаврик Старожил

    Спасибо! Буду признателен! Надеюсь, скоро фотографий добавится - тогда обращусь.
     
  7. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    Теперь немного об электрической части кабины.
    К кабине приходила пара электрических жгутов толщиной с руку. В своё время отсоединяли кабину от остального тренажёра самым быстрым и ненапряжным способом - топором, что видно на фото:
    1_PA262226.jpg
    Часть этих, ничем не маркированных проводов уходит прямо жгутом в глубь кабины, а часть аккуратно расположилась на клеммах под передней крышкой, и только после этого расходится по кабине:
    1_P9292169.jpg
    На панели предохранителей можно прочитать какого рода токи использовались в кабине.
    А они там самые разнообразные:
    - постоянка 27 вольт
    - переменка 45 вольт, 427 герц
    - переменка 115 вольт, 427 герц
    - переменка 127 вольт, 50 герц
    и даже какая-то переменка 27 вольт, без указания частоты.
    По самой кабине, кроме комплектных блоков, приборов, органов управления, лампочек сигнализации, тумблеров, переключателей, и прочего, попадается пара одиночно стоящих трансформаторов и реле:
    1_P9292175.jpg 1_P1032302.jpg
    В назначении каждого из них ещё предстоит разбираться отдельно. Есть мысль, что трансформатор, представленный на фото, питает двигатели имитации тряски (один из которых расположен за приборной панелью, а второй на кресле). На эту мысль наводит тот факт, что и двигатель, и трансформатор используют 50 герц. Больше устройств на 50 герц в кабине пока не нашлось. По поводу представленного на фото реле, могу только сказать, что оно на 27 вольт, и что его в случае чего придётся менять, так как какой-то слон смял ему все контактные группы (и это при том, что расположено оно внутри кабины и прикрыто крышкой).
    Ещё одна интересная особенность кабины - все приборы, которые в настоящем самолёте так или иначе должны работать с пневматическими или гидравлическими системами представлены их электрическими имитаторами.
    1_PA262224.jpg
    По блокам. Кроме упоминавшейся в предыдущих сообщениях "Лазури" (у которой пропал целый ряд кнопок) оказалось, что ещё кто-то побывал в блоке индикатора РЛС. Там тоже, чего-то судя по всему недостаёт:
    1_PB232263.jpg
    Теперь о задачах по электрике. Есть мысль оживить подсветку кабины, приборов и надписей красным светом. Но пока как-то не получается прозвонить нужную цепь.
     
    Sidor, Fishbed21, Гаврик и 3 другим нравится это.
  8. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    Как и обещал, расскажу подробнее о макете прицела ПКИ и о возможных планах на него.
    Что из себя представляет макет прицела ПКИ в тренажёре. Это цельно отлитая сплошная болванка, геометрически повторяющая форму настоящего прицела. Судя по штампу АЛ-2, отлита она из алюминия. Также на болванку крепится наклонное стекло (имитация из оргстекла), прицельные планки, а в переднюю часть вкручивается также отлитый сплошным имитатор подсветки прицела.
    1_P1102343.jpg
    Крепится это всё на кронштейн:
    1_PA262229.jpg
    Единственный нюанс, у нас этот кронштейн крепиться на откидной части фонаря. На настоящем МиГаре этот прицел был закреплен за неподвижную часть фонаря:
    [​IMG]
    Не знаю, почему сделано именно так, а также стоит ли заморачиваться по этому поводу, и думать как переделывать.
    На нижней панеле присутствует имитация регулятора яркости подсветки ПКИ (обычный болт с головкой в форме регулятора наглухо притянутый изнутри гайкой):
    1_PA132178.jpg
    Также имитация регулятора яркости зачем-то продублирована на самом кронштейне возле прицела. Такого регулятора на настоящем МиГ-21 вроде не должно быть. Зачем она тут - не понятно:
    1_PA262230.jpg
    Некоторое время назад Саша попробовал сделать простенькую подсветку ПКИ и имитацию сетки:
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]
    В целом получилось не плохо.
    Единственное, функции прицела при этом не выполняются. Нет эффекта коллиматора.
    Есть мысль пойти дальше и попробовать превратить его в настоящий колиматор. В сети есть описание прицела ПКИ
    1_6-7.jpg
    Основные проблемы:
    - найти выпуклую линзу диаметром примерно 52-54 мм, фокусным расстоянием примерно 110 мм. (самая главная проблема)
    - найти вогнутую линзу не больше диаметром 29 мм
    - найти зеркало (я надеюсь подойдёт обычное зеркальце)
    - выточить посадочные места под вышеуказанные элементы а также удалить материал изнутри (сам макет я напомню сплошной). Я знаю, и имею возможность расточить под правильным углом поверхности, которые я обозначил зелёным. Но как правильно изнутри выточить поверхность на которую будет садиться зеркало (выделено красным), я не представляю.
    - придумать способ, как нанести сетку.
    - в идеале, тыльная сторона стекла должна быть покрыта лёгким напылением металла (хром).
    Если есть какие нибудь мысли - делитесь. Стоит ли вообще это затевать, или оставить как есть?
    Если не найдётся точно таких линз, либо не удастся расточить существующую болванку, можно обсудить вопрос, об изготовлении нового корпуса уже изначально нужной формы и под имеющиеся линзы (литьё, 3д печать, не знаю). Но опять таки, только если есть смысл тратить ресурсы на эту затею.

    P.S. Недавно в теме по Ил-86 обсуждалась возможность изготовление макетов приборов. На тренажёре МиГ-21 есть один прибор выполненный изначально в виде муляжа. Это некий задатчик ЗДВ-30, расположенный рядом с вышеупомянутой ручкой регулировки подсвета ПКИ. Если есть интерес, можно посмотреть, как выполнен муляж в заводских условиях, и возможно перенять что-нибудь полезное в технологии изготовления муляжей.
    2_PA132178.jpg 1_PA132180.jpg
     
    Последнее редактирование: 21 янв 2016
    eegor, Роман, Гаврик и 2 другим нравится это.
  9. _ПЗ_

    _ПЗ_ Старожил

    Я еще помню времена, когда она стояла в старом здании музея, на месте которого теперь недострой. Стояла сначала в выставочном зале, потом после пожара прямо у кассы.
    И пульты ныне раздербаненные, на моей памяти еще стояли в 7м ангаре относительно целые. Но т.к. никто не знал, от чего они и что с ними делать, выволокли их на улицу, частично сами раздербанили, а остальное вандалы и время доделали.
     
  10. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    30.01.2016
    Сняли светильник ВЛС-45М. Андрей из запасов подогнал светильник такой же марки. Использовали его как донор недостающей части. Так как по какой-то причине резьба на колпаке оказалась разной, пришлось переставить весь чёрный цоколь.
    1_P1312347.jpg

    Демонтировали пульт Лазурь. Сняв крышку, стало ясно что там применены не отдельные кнопки, а целый ряд-плата кнопок, изготовленный видимо специально для этого блока.
    1_P2022353.jpg
    Это ввело в глубокую задумчивость, как лучше сымитировать недостающие кнопки. Также не удалось подобрать наконечники кнопок (аналогичных или хотя бы похожих) для мало-мальски приличной имитации. Ситуация усугубляется тем, что если хотим сделать кнопки нажимаемыми, то неизвестно, как они должны себя вести. Оставшийся ряд "Разносы" каждая кнопка отбивает нажатие предыдущей. Также должны были вести себя другие, или нет - неизвестно. Разыскивается мало-мальски качественная фотография блока Лазурь для имитации также отсутствующего регулятора яркости и кнопки сброс.

    Ну и самое главное, что удалось сделать за тот субботник - при помощи домкрата, и двух ломов кабина была выставлена и выравнена на своей раме.
    1_P1032290.jpg
     
    Последнее редактирование: 8 фев 2016
    Роман, oea_mrast, eegor и ещё 1-му нравится это.
  11. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    6.02.2016
    Выровненная и выставленная на прошлом субботнике кабина, была снята с досок и поставлена на 4 промышленные виброопоры.
    1_P1312345.jpg
    1_P1312343.jpg
    6 помятых пластин, которыми кабина крепилась к раме, были выправлены и прикручены на свои законные места:
    1_P1312350.jpg
    Я не представляю, какая сила до этого спихнула кабину с рамы, попутно срезав винты и скрутив эти пластины в бублик. Но надеюсь такого больше не повторится, и у этих пластин появился второй шанс на жизнь.

    Был установлен на место, сделанный в прошлый раз светильник ВЛС-45М.
    Саша заделал трещину на рамке заголовника кресла.
    На покраску была снята рамка, на которую крепятся центральные панели приборов.

    Кабина стала условно мобильна. Теперь под неё легко закатываются "рохлы", без боязни того, что кабина при подъёме и перемещении слетит с рамы.
     
    Последнее редактирование: 8 фев 2016
    Роман, eegor, Antares и ещё 1-му нравится это.
  12. пуфик

    пуфик Активный участник

    Если не найдёте оригинал могу взять "домашку" на копирование. На работе довести новую лампу до вида почти оригинального. Мне для этого нужен оригинал, то бишь демонтированная левая вместе с пластинкой с надписью.
     
    Antares и Гаврик нравится это.
  13. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    Где же ты раньше был, дорогой. Я не далее как сегодня днём запилил некое подобие на эту надпись. На работе сохнуть осталась. Завтра с утра на всеобщий суд сфоткаю. А вот СЛЦН под эту надпись по прежнему разыскивается. Пока нет вариантов, где её взять. В Монино уже всех обошёл, все углы облазил. На радиорынке в Митино спрашивал - культурно (и не очень) отказали с решением вопроса.
     
  14. пуфик

    пуфик Активный участник

    http://radiostep.ru/katalog.html
     
  15. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    Спасибо за ссылку.
    Вот что получилось по надписи:
    1_P2022356.jpg
     
    пуфик и Fishbed21 нравится это.
  16. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    В живую это выглядит не настолько страшно, как на фото.
    Делалось вручную, но если у кого нибудь есть возможность сделать это ровнее (на станке каком-нибудь) - могу дать образец, попробуйте сделать.
     
  17. Гаврик

    Гаврик Старожил

    Ну вот Пуфик предложил помощь. Если что, ещё есть вариант. На Ту-144 табличку уже делали. Опыт есть.
    [​IMG]
    [​IMG]

    На втором фото оригинал слева.
     
    Роман и Antares нравится это.
  18. пуфик

    пуфик Активный участник

    Можно немного "под рихтовать" Вашу работу либо попытаться сделать другую. Я так понял надпись просто краской нанесли а хорошо бы канавками фрезернуть и залить в них краску. Если буду в субботу то я чел в сине-голубой тёплой куртке с надписью "Леда Евроклин" и синих же штанах комбеза. Если не пересекаемся просто отдайте АВ он передаст мне.
     
  19. BETEPAH

    BETEPAH Активный участник

    Нет. Надпись вручную профрезеровал бормашинкой. Но автоматом, конечно, ровнее получится.
     
  20. пуфик

    пуфик Активный участник

    Тогда отбой. У меня на работе тоже ручная машинка.