Ответ: Мы полетели!
ОТЧЁТ СЕРГЕЯ О ПОЛЁТЕ НА ЯК-52
Мои летние впечатления.
Скошенное поле на окраине Подольска, полевой аэродром 2 - го московского аэроклуба.
Стоит жара, в небе марево, штиль.
После покатушек на "Вильге" (тарахтящий рыдван) по кругу, хочется что - нибудь остренького.
Заказываю 20 минут высшего пилотажа на Як - 52. (Як - это двухместный учебно - тренировочный моноплан, что - то типа снимавшихся в "Нормандия - Неман" или "В бой идут..." самолетов).
Сажусь во вторую кабину, меня со всех сторон опутывают ремнями и лямками от парашюта и привязной системы.
-Эту сюда, эту туда, эти вокруг ног, вот эти на пояс и т.д. Понимаю, что в случае ЧП буду отсегиваться минут двадцать под руководством с земли.
На голову водружаю наушники.После долгих "раз, раз, не слышу вас" выясняется, что у инструктора не работает рация.
Меняют предохранители, меняют какой - то "баклан" - бесполезно.
Велят пересаживаться в другой самолет, который я принимал за списанный в утиль (произведен братьями румынами во времена, когда Леонид Ильич еще играл в теннис) .Снимают чехлы, заливают 40 литров бензина, механик сцеживает немного бензина в баночку, смотрит на свет и задумчиво изрекает "вроде стружки нет".
Повторяется процедура с пристегиванием.
Мне даются последние строгие предупреждения ничего не трогать руками, кроме кнопки для переговоров, расположенной на рычаге газа.Под ногами тросики, идущие к рулю высоты.На них наступать не надо.
И вот, команда "от винта".Все тонет в бензиновом чаду и грохоте.
Закрываю фонарь до конца.Куда деть руки - непонятно, опираюсь ими перед собой об верх приборной доски.
Энергичный разбег и вот мы уже делаем круг на высоте 1000 метров. Особого впечатления на меня эти красоты не производят, я только что летал на них смотреть.Инструктор, дядечка лет 45, Виктор Александрович (далее ВА) предлагает следующий план: "ну, там, стандартную программу выполним, да, штопор, петля, типа, бочечка, переворотик и т.д."
При слове "штопор" я насторожился.Всплыли в памяти слова "самолет вошел в штопор...все пассажиры и члены экипажа...".
Но, ответив "ага", покрепче уперся руками в доску.
Як - 52 так устроен, что в задней кабине все органы управления повторяют движения летчика.
И вот вижу, что рычаг газа поехал назад.Стихнул рев движка и через мгновенье ВА дает левую ногу и самолет мгновенно заваливается вниз под углом 90 градусов и при этом со страшным фырчанием вращаясь вокруг своей оси.
Вот тут я понял, что выражение "отвисла челюсть" это не пустая метафора.
Примерно то же испытал чувак Лебовски, обнаружив себя на ковре - самолете с шаром для боулинга в руках
))
Я понял, что кричать уже бесполезно и стал созерцать открывшуюся картину, судорожно вцепившись в руками в приборную доску.Надо сказать, картина впечатляющая - внизу маленькие серебристые самолетики, раскиданные на выжженом солнцем поле.Чувствуешь себя пилотом "Юнкерса", пикирующего на советский аэродром.
К реальности вернул голос ВА "а теперь петелечка".
В принципе я знал, что будет перегрузка, но что это будет так круто.....
Вопреки ожиданиям, меня не вдавило в сиденье, а наоборот, чудовищная невидимая сила скрутила в позу блюющего червяка.Я уткнулся носои в угол приборки, поле зрения сузилось в два маленьких тоннеля в наступившей тьме.В один я наблюдал указатель перегрузки, а правым глазом указатель угла подъема.
Указатель перегрузки показывал 4g. Но вот в глазах посветлело и голос ВА возвестил "а теперь повисим на лямочках".
Уф - ф, можно вздохнуть, и даже земля, вопреки обыкновению наблюдаемая НАД головой, уже не удивляет.
"Ну как? - спрашивает ВА.
У - у круто, кричу ему, забыв нажать на кнопку переговорного устройства (СПУ).Показываю в зеркальце большой палец.
"А теперь правый виточек штопора и ты сам выводишь". Пока я искал кнопку СПУ, чтобы сказать "ты о...ел, не надо!", самолет проваливается и по спирали ввинчивается вниз.
"Выводи" - кричит в наушниках ВА.
(а надо заметить, что в эфир идут все разговоры земли со всеми самолетами в воздухе.И стоял сплошной гвалт от гнилых базаров каких - то планеристов, парашютистов насчет ветра у земли.ветра на высоте и т.д.)
Ну, я рву ручку на себя, в глазах темнеет, все тело наливается свинцовой тяжестью и ручка управления тоже.
ВА что - то орет, типа не так резко, не рви, штопорная бочка получится.Слышно плохо и я думаю, что при перегрузке надо прилагать больше усилий к ручке.
Смотрю левым глазом на прибор, а там уже 6g. Глаза не то вылезли из орбит, не то туда вдавились.Мозги провалились в желудок, а желудок начал намекать на свое желание сходить погулять.
Вообщем, пересилил ВА меня и отжал таки ручку в нейтральное положение.Что, как, в каком положении самолет - смотреть по сторонам совершенно невозможно, так как моя тоненькая шейка не способна удержать голову массой 20 килограмм и безудержно клонится в угол кабины.
Выслушав нагоняй, повторяем упражнение.На этот раз я контролирую себя и четко держу стрелку подъема на 45 градусов.Как результат, не более 4g.Но на самом верху петли каким - то образом открывается мой фонарь и когда я потянулся закрыть его, ВА заложил очередной вираж. Наушники сдувает с головы, и я обнаруживаю себя висящим вниз головой над тем же скошенным полем с маленькими самолетиками.
"Спокойно, спокойно - говорю себе.Ты крепко пристегнут к парашюту, парашют крепко пристегнут к сиденью - ничего страшного"
Попытался оторвать руку от ручки, но как парализованный старец, напрягая все жилы, смог поднять ее лишь сантиметров на десять.
Но вот все устаканилось и ВА предлагает самому порулить.Порулил, все славненько, отзывчиво.Попытался зайти в хвост заходящему на посадку Ан - 2, но ВА пресек - "не наша зона".
Сделав на прощанье "бочечку" (довольно мерзкий маневр - внутри все перевернулось) зашли на посадку и сели без приключений.
Вылезая на дрожащщих ножках на крыло, сквозь вату слышу слова ВА: "а ты молодец, выдержал". Говорю на автомате какие - то слова в ответ, а у самого одна мысль: куда сначала идти - попить, в туалет, или полежать? Или все вместе и сразу?
Взято:
http://awd.ru/avia.htm