Молния-1

Гаврик

Старожил
Друзья, не буду скромничать, с огромным удовольствием рад начать новую тему в этом разделе. Коллекция музея пополнилась новым самолётом. Встречайте и знакомтесь! Молния-1 МЛ-012 RA-__104.


Самолёт интересный, необычный. Технической, да и исторической информации по нему у нас маловато, но будем искать все возможности восполнить пробелы.
Пока коротко, из доступного в Сети.
Легкий пассажирский 6-ти местный самолет "Молния-1" предназначен для массового и индивидуального пользования, деловых полетов, транспортирования грузов и широкого использования при решении других задач (патрулирование лесов, нефте- и газопроводов и т.д.). Компоновка самолета выполнена по оригинальной двухбалочной схеме с тремя несущими поверхностями - "триплан", с задним расположением поршневого двигателя с толкающим винтом.

http://buran.ru/htm/aviamol1.htm
Легкий многоцелевой самолет Молния-1 разработки НПО "Молния" рассчитан на 4-5 пассажиров и предназначен для массового индивидуального использования, деловых полетов, транспортирования грузов и использования в народном хозяйстве. Самолет оснащен двигателем М-14ПМ-1 (360 л.с.). Проведена подготовка к серийному производству на Самарском авиазаводе АО "Авиакор"Легкий многоцелевой самолет

МОДИФИКАЦИИ.
  • Молния-1-011 -вариант с двигателем Lycoming TIO LT-540 и оборудованием фирмы Bendix King;
  • Молния-1-012 -базовый вариант с двигателем М-14П и отечественным оборудованием;
  • Молния-1-015 -с двигателем М-14П и оборудованием фирмы Bendix King;
  • Молния-1-017 -с двигателем фирмы Teledyne Continental Motors; приблизительно в середине 1995 года был заключен договор на постройку этой модификации с неоглашаемым зарубежным инвестором;
  • Молния-2 -модификация с двумя двигателями и приводом на один толкающий винт (см. ниже);
  • Молния-3 -модификация с ТВД фирмы Allison серии 250 В17; самолет может быт поднят в воздух через 9 месяцев после начала финансирования работ в необходимых объемах; установка ТВД приведет к увеличению стоимости самолета по сравнению с базовым вариантом на $150-180 тысяч;
  • Молния-5 -создается в соответствии с требованиями ФПС.

https://www.aviaport.ru/directory/aviation/molniya1/
Передачу самолёта в Монино мы планировали уже давно. Летом этого года началась активная фаза мероприятия. Были согласованы и утверждены все формальные необходимости между тремя сторонами, НПО "Молния", ЭМЗ им. В.М.Мясищева и ЦМ ВВС, подписаны соответствующие документы.
Летом же бригада монинских волонтёров подготовила самолёт к предстоящей перевозке. Были отстыкованы консоли крыла, которые конструктивно имеют возможность складываться вверх, как на некоторых палубных самолётах.


Тут следует заметить, что изначально мы планировали перевозку самолёта на низкорамном трале, и в таком виде мы вполне бы укладывались в предельные габаритные ограничения для перевозки по дорогам общего пользования. Однако, недолго рассуждая было принято решения отстыковать консоли полностью, что называется - на всякий случай. И это решение оказалось правильным.

Поиски подходящего транспорта затягивались. Мы ездили в разные города, в надежде найти подходящую телегу для самолёта. На одной автобазе даже рассматривали возможность ремонта трала с повреждённой траверсой. Но ремонт обещал быть слишком серьёзным. Признаться - низкорамник мы искали и на перспективу. Есть планы на будущее, но тут время уже поджимало. Взвесив все "за" и "против", зная точные габаритные размеры самолёта в том виде, в котором мы его оставили после подготовки к перевозке, пошли другим путём, который обещал быть прямее, проще и короче.

Было решено использовать более привычную автомобильную технику. Сначала думали о шаланде, а в итоге вот...



И в данном случае это было более чем верное решение. Манёвренность, достаточность и в предельные габариты вписываемость. Смотрится такая комбинация, конечно, небанально.


Ширина кузова КамАЗа-53501 без малого 2.5 метра. Ширина колеи шасси Молнии-1 - 3 метра. Для безопасной перевозки сделали соответствующий уширитель, на который мог бы опираться самолёт.





Грузили самолёт в кузов КамАЗа-53501 фронтальным погрузчиком.




На самолёт развесили гирлянду из проблесковых модулей, на негабаритные элементы закрепили соответствующие знаки, и мы готовы к выезду. И как по часам прибыл экипаж ВАИ для сопровождения перевозки. Выдвигаемся!

Занимали и две полосы, и аккуратно ехали по одной...




Были и чудаки, которым ни предупреждающие знаки на машине прикрытия, ни автомобиль сопровождения ничего не означали... Клоуны. Но в целом, перевозка вышла более чем ровной и спокойной, в чём заслуга водителя грузовика, бойца Артёма, сопровождения ВАИ и автомобилей прикрытия, в роли которого выступал даже и автомобиль съёмочной группы программы "Вести", и экипаж нашего коллеги Эдвина (который был и начальником технички). Спасибо!

Развернулись на Монино...:D


Мы приехали, Музей получает новый за долгое время самолёт для своей коллекции.




Ура! :)

Работы с ним, конечно, предстоит не мало. Отсутствуют двигатель и воздушный винт. Салонное и приборное оборудование тоже практически в полном отсутствии. Состояние внешних поверхностей оставляет желать лучшего.

В ближайшее время подготовим полную дефектную ведомость, списки отсутствующего и необходимого оборудования, и начнём работать в привычном нам направлении. первое, что сделаем, переобуем стойки шасси самолёта.


Выражаем огромнейшую благодарность в организации и содействии важного для Центрального Музея ВВС события:
- сотрудникам НПО "Молния";
- сотрудникам ЭМЗ им. В.М.Мясищева;
- командному составу 8 АДОН ;
- командирам и личному составу автобазы и автомобильного батальона дивизии;
- начальнику 101-й ВАтИ и экипажу машины сопровождения за проффесионализм;
- нашим друзьям из клуба любителей автомобилей freedomcars.ru, предоставившим такелажное оборудование для безопасной перевозки самолёта.

Для укомплектации и реставрации самолёта ищем, на первый заход:
- двигатель М-14П;
- воздушный винт MTV-3, MTV-6 или даже MTV-9. (пока можем судить о том, что MTV-9 применялись на более поздних вариантах самолёта, и предположительно на нашем когда-то был MTV-3 или MTV-6);
- приборное оборудование самолёта;
- салонное оборудование самолёта.

Двигатель, воздушный винт, оборудование и запчасти могут быть неисправны, повреждены при эксплуатации и непригодны для дальнейшей целевой эксплуатации.

 

Sidewinder

Участник
Поздравляю! Прекрасная, образцовая операция, полностью выполненная силами волонтеров! Музей с пополнением семейства:)
 

_ПЗ_

Старожил
Поздравляю! Опубликовать бы список героев от волонтеров и от музея.
 

Гаврик

Старожил
Колёса переобуть планируем в ближайшую субботу, благо запасная резина для самолёта у нас есть, с запасом. Ещё раз спасибо авиакомпании Dexter! Возможно, пристыкуем консоли крыла. И продолжим искать комплектующие для ремонта самолёта.

По акту приёма-передачи состояние самолёта характеризуется так:
  • полностью отсутствует винтомоторная группа;
  • отсутствует левый приёмник полного давления ППД-9;
  • входная пассажирская дверь не фиксируется в закрытом положении; отсутствует фиксатор двери в открытом положении, обтекатель фиксатора замят и имеет повреждения;
  • пневматики ОСШ разрушены;
  • отсутствует обтекатель колеса ПСШ;
  • отсутствуют накладки обтекателей колёс ОСШ;
  • отсутствуют БАНО;
  • полностью отсутствует оборудование салона;
  • полностью отсутствует приборное оборудование и приборные панели;
  • отсутствует штурвал;
  • частично отсутствует обшивка салона;
  • планер самолёта имеет множественные незначительные повреждения.
 

Гаврик

Старожил
С колёсами у нас уже всё хорошо. Более того, планируем полностью заменить переднее колесо, сейчас установленное на самолёте. Дело в том, что у нас теперь есть в сборе бескамерное нетормозное колесо КН-47 с шиной 400×150-5 тип М 1А. Оно нам лучше подходит.


Сейчас на передней стойке Молнии камерное колесо 400×150 тип 5А на диске 44-1 К141/Т141. Снимем его, поставим правильное, а снятое нам очень пригодится для наземки.
 

Гаврик

Старожил
Для восстановления приборного и салонного оборудования, то тут тоже не всё так плохо. На территории НПО "Молния" хранятся ещё три самолёта Молния-1. Один из них - экземпляр для статических испытаний, а вот другие два в достаточно хорошем состоянии, чтоб мы могли брать с них пример.




Подсмотрим детали интерьера, особенности приборного оборудования, и сделаем так же на уже нашем самолёте.












Ы: http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1991-08--num33
 

VladSH

Активный участник
Вот бы одного из их забрать. В газовочном состоянии.
 

Гаврик

Старожил
Любопытно, что кресла в салонах этих самолётов, вероятно, макетные.



Салон самолётов обшит алькантарой (этого делать мы, наверное, не будем), выполнен неплохо и смотрится достаточно современно.


Кроме всего, у нас теперь есть образец и понимание как выглядит обтекатель колеса ПСШ. И мы знаем, что передняя стойка имела чулок.




Кстати, эти самолёты имеют довольно заметные отличия от тех двух, которые были на аэродроме в Жуковском. Это и иллюминаторы другой формы, чуть меньшего размера (но видны артефакты проёмов как на нашем самолёте), добавлена пассажирская дверь по правому борту, и форма капотов двигателя решена иначе (вероятно - это доработки связанные с борьбой с перегревом нижних цилиндров двигателя).

Винт на самолётах - MTV-9.



Сложно сказать, какой винт был на нашем самолёте. Судя по фотографиям, это мог быть MTV-6, и даже MTV-3. Думаю, что нам подойдёт любой из них.
И если мы не сможем найти воздушный винт для нашего самолёта, то он всё равно не останется без такой красивой и обязательной детали. Пойдём на отчаянный шаг, и будем печатать воздушный винт на 3D-принтере. Не целиком конечно, а по отдельным элементам с их последующей склейкой и обработкой. Денис, наш друг из неблизкого Георгиевска готов взяться за разработку 3D-модели и печать таких элементов.
:fly:
 

Гаврик

Старожил
Вот бы одного из их забрать. В газовочном состоянии.
Они уже все ждут, когда за ними придут новые хозяева. Да и зачем нам две Молнии?
У нас Север-2 практически в "газовочном состоянии". Так что вот. Только никто им заниматься пока не хочет.
 

Гаврик

Старожил
Ну и немного фотографий нашего аэроплана в Жуковском, когда мы ещё только готовились его забирать.













фотографии кликабельны​
 

пуфик

Старожил
В салоне видны сетки для удержания груза. Вряд ли стоит суетится на счёт поиска кресел в него. Только если первые два. Машина видимо одна из первых когда ещё не решили основное назначение ЛА, либо такси типа Як-18Т, либо многоцелевая типа анушки. По ТТХ не сильно отличается от 18-й тешки которые всё ещё не плохо летают повсеместно. В принципе видимо это стало причиной потери интереса к доводке в серию. Как грузовичок в грузоподъёмности и дальности сливает Ан-2 вчистую. В общем машина на волне перестройки интересная, но не передовая, и нища куда бы её можно было приткнуть была всегда занята.
Не понял. Приборок, самих досок тоже нет? На первое время шасси обойдутся без обтекателей. Хотя судя по креплению на передней вилке они были. А чертежей там где брали вам не накидали? Те же приборки и обтекатели проще бы по ним сделать было чем снимать размеры обмерами.
...В целом удачное приобретение :).
 

пуфик

Старожил
пс Я тут подумал, а зачем вам вообще двигатель на него? Можно ведь сварить раму из уголков или труб (можно комбо) и поставить в ней посередине кусок трубы сходный по диаметру с валом винта. Учитывая что винт вернее всего тоже будет бутафорский проблемы с посадкой на трубу заменяющую вал винта вообще не предвидится. Вопрос наличия жалюзи останется единственным серьёзным потому как с боков наглухо и практически с половины ракурсов сверху за капотированный двигатель не просматривается. Опять же жалюзи во избежание гнездования птиц тоже будут всегда закрыты и тоже не будут давать возможности нормально просматривать двигатель.
Получается что всего лишь нужно найти оригинальную решётку с жалюзи (либо опять вас спасёт принтер 3Д) и в капот воткнуть куски выхлопных труб при отсутствии которых опять же их можно сымитировать с любых труб подходящего диаметра соответственно их доработав по внешнему виду. Кстати их технически можно закрепить к той же раме с валом имитирующим оригинальный.

пс пс Вот ещё по фоткам разглядел что выхлопные патрубки именно на этой машине вероятно были собраны в кучу и выведены внизу фюзеляжа под двигателем там где достаточно крупное квадратное отверстие. То бишь возможно их даже изображать не придётся.

пс пс пс Пришла мысль глядя на это похабно не аэродинамичное отверстие под двигателем а не сельскохозяйственный ли вариант пепелаца вам достался. Тогда понятно наличие грузового отсека слева а если учитывать бак для химии справа то как раз на той стороне находится грузовая дверь-люк подходящих размеров для погрузки химии в бак на борту ЛА.
 
Последнее редактирование:

Гаврик

Старожил
Всё это тоже уже давным давно обдумано. Да, есть мысли сделать эрзац-раму для навески винта, бутафорского или настоящего. И если в ближайшее время мы не найдём того, или иного, то так и поступим. Но тут надо понимать, что поиски двигателя и винта даже после этого не прекратятся. Так как что важно в любом музейном экспонате? Достоверность, оригинальность и их степень в каждом конкретном случае. Так то можно не искать штурвал и приборы с панелями. Штурвал напечатаем, приборы нарисуем на фанерке... Зачем было заморачиваться на перевозку самолёта? :) Можно было и его слепить из глины и палок. Так что нет, мы будем искать и винт, и двигатель, и всё остальное. тем более всё это где-то есть. Не может не быть. ;)


а не сельскохозяйственный ли вариант пепелаца вам достался
Нет, не сельскохозяйственный. Судя по обилию стоек с различного рода электронных блоков - на этом самолёте проводились испытания. Есть непроверенная пока информация, но уже второй раз мною услышанная - что наш самолёт участвовал в испытаниях и отработке оборудования для программ "Спираль" и "Буран". И по правому борту не грузовой люк, а аварийный выход.
И вообще, Молния-1 так и не пошла в серийное производство, чтоб начали выпускаться какие-либо её варианты, как то сельскохозяйственные, разведывательные, санитарные. Хотя серия уже была заложена в Самаре, и все сертификаты были готовы.
 

пуфик

Старожил
Можно поднять реестр и посмотреть сколько всего бортов этого типа летало или летает по сей день. Думаю для всех пальцев двух рук вполне хватит.
Я не против что бы всё было оригинальное, даже за. Но жизня такая странная штука, вот почему вам не отдали ещё вторую разбомблённую машину (та что не окрашена, для статики) для комплектации недостающего в этой? А ещё лучше целую из запасников... влажные мечты это одно а практика это другое. Пока придётся довольствоваться 3Д принтером и бутафорией.
На фига такому пупырышку аварийный выход? Учитывая его малые размеры. У него кстати в задней верхней части фюзеляжа есть панель более подходящая под понятие "авариный выход" на случай приводнения например.
А и выхлопные патрубки у него выходят как и у всех ЛА с такой силовой установкой вниз под двигателем парой. На фига сзади относительно огромный квадратный "лаз" не пойму.
1538745057111092015.jpg
 

Гаврик

Старожил
вот почему вам не отдали ещё вторую разбомблённую машину (та что не окрашена, для статики) для комплектации недостающего в этой?
Хм, как минимум вопрос странный. А почему их нам кто-то должен отдавать? Что бы Ты хотел взять со 101-го самолёта, который проходил статиспытания?

На фига такому пупырышку аварийный выход?
Ну а если предположить деформацию и заклинивание основной двери при возможной аварии? Никто не подпишет ни какого сертификата для пассажирского ВС с одной дверью.

На фига сзади относительно огромный квадратный "лаз" не пойму.
Воздуху, попадающему в воздухозаборник над фюзеляжем надо куда-то деваться? При этом создаётся направляемый сквозняк, который должен улучшить дефицитное охлаждение нижних цилиндров двигателя.

Или ты в самом деле полагаешь, что кто-то придумал лить едрическую химикозу прямо на лопасти винта?:confused:
На самолётах с другими капотами этот продых уже закрыт аккуратным обтекателем.
 

Гаврик

Старожил
Я не уверен, но мне всё больше и больше нравится не так давно пришедшая мысль, что самолёт Молния-1 был неким стартом, первой ступенькой более масштабного проекта. Все, наверное, слышали про американский Stratolaunch. Вы спросите - какая связь? А казалось бы...
Сравните...

Это самолёт Геракл, проектированием которого тоже занималось НПО "Молния". Его обозначение Молния-1000. Почитать про него можно, например, здесь: https://testpilot.ru/russia/molniya/1000/geracl.htm

Ничего не напоминает? :) Схема продольного триплана, название... А ведь ещё были проекты Молния-100, Молния-200, Молния-300, Молния-400, Молния-500...


Самолёт Молния-1, как первенец, должен был дать начало практической реализации большого дела. Показать состоятельность проекта, правильность выбранной схемы. В общем, вопросов стало ещё больше... Удивительно, что в свободном доступе очень мало информации по самолётам Молния. А ведь Молния-1 даже летала в Ле Бурже, в 1995 году. Часть информации можно подчерпнуть на сайте buran.ru.

На следующей неделе, возможно, состоится встреча с сотрудниками НПО "Молния", которые смогут рассказать больше об этом самолёте, о других проектах, об участии самолёта в международном авиасалоне в Ле Бурже. Надеюсь, будет новая и интересная информация.
 

пуфик

Старожил
Или ты в самом деле полагаешь, что кто-то придумал лить едрическую химикозу прямо на лопасти винта?:confused:
На самолётах с другими капотами этот продых уже закрыт аккуратным обтекателем.
Про химокозу и лопасти не фига не понял.
Да, я видел что перепрофилировали воздухозаборники капота и этот "чёрный ход" заделали. По идее учитывая что этим занимались спецы КБ наличие той дыры большая глупость. Поток всегда идёт по пути наименьшего сопротивления а значит вместо того что бы сквозя между рёбер горшков вылетать за жалюзи начнёт косо стекать вниз к этой дыре нарушая картину обтекания рёбер с продольной на поперечную не снимая основную температуру ближе к рубашке цилиндра. Как следствие общий перегрев. Ну хоть исправили.
 

Гаврик

Старожил
Про химокозу и лопасти не фига не понял.
Что конкретно не понял?

Поток всегда идёт по пути наименьшего сопротивления а значит вместо того что бы сквозя между рёбер горшков вылетать за жалюзи начнёт косо стекать вниз к этой дыре нарушая картину обтекания рёбер с продольной на поперечную не снимая основную температуру ближе к рубашке цилиндра. Как следствие общий перегрев. Ну хоть исправили.
Вот теперь я не понял... А как, по Твоему, должно быть организовано охлаждение двигателя при одном приточном воздухозаборника?
 

пуфик

Старожил
Ничего не напоминает?
Это ты так далеко пойдёшь. Вот тебе пара проектов как конечный вариант идеи с практической стороны. Обрати внимание один проект появился на базе другого и внешне имеет очень сильные отличия но состоит из "базовых модулей" плюс то что необходимо для новой идеи.
2ecef06a43246b9e960b24ba9014746d.jpg
tandem-07-640x916.jpg
 

Гаврик

Старожил
Это ты так далеко пойдёшь. Вот тебе пара проектов как конечный вариант идеи с практической стороны. Обрати внимание один проект появился на базе другого и внешне имеет очень сильные отличия но состоит из "базовых модулей" плюс то что необходимо для новой идеи.
Посмотреть вложение 9140 Посмотреть вложение 9141
Да, Ты только объясни, зачем это здесь?
 
Вверх