Сегодня имел беседу с Всероссийским Институтом Авиационных Материалов (ВИАМ). Вышел на специалиста по авиационным стеклам. Основной вопрос - пожелтение/помутнение. Так вот, на Ту-144 и некоторых других экспонатах остекление сделано из материала "Э-2". Материал хорош, но для получения соответствующих характеристик, стекла изначально имели некоторое внутреннее напряжение. Стекла расчитаны на периодические нагрузки в рабочих режимах полета. Некоторая желтизна им свойственна изначально. А вот помутнение вызывается микротрещинами на поверхности ввиду отсутствия этих самых рабочих нагружений (внутреннее напряжение вылазит наружу). Микротрещины поддаются полировке, но проникать могут достаточно глубоко (в чем мы и убедились). Аналогичные музейным проблемы возникают и в эксплуатации. Руководство ОКБ Сухого уже давно бомбардирует ВИАМ с просьбой заменить стекла на каких-то ихних Су-27 ранних выпусков, но к сожалению, Э-2 уже не производится. Для полировки рекомендуют полировочную пасту ВИАМ (она у нас есть, но я так и не понял как ею работать) и намекают, что небольшое количество могут предоставить.
Единственное, чего я не понял, почему остается муть внутри остекления носка Ту-144. Надо будет еще поколдовать.
ЗЫ. Еще мне сообщили, что в 13 ГНИИ МО (Люберцы) есть технология глубокой шлифовки помутневших авиастекол. Они этим занимаются по договорам.